Некрополь Донского монастыря

Oct 04, 2011 23:19

Вчера выдалось несколько свободных часов, и я отправился гулять. Погода стояла - загляденье! Золотая осень, тепло, взять бы пивка, да пойти бы в парк, сидеть на лавочке и радостно жмуриться под ласковыми солнечными лучами. Любой нормальный человек так бы и сделал, но я, чеканашка, поперся на кладбище, думать о смысле существования.

Придурков типа меня на территории в тот час было мало и от этого было жутковато. В итоге догулялся я до того, что всю ночь после прогулки мне снились мертвецы, грозно вопрошающие, когда же я вывешу в ЖЖ фотографии их последних пристанищ, гыгы. Дабы не гневить их, вывешиваю.

А если серьезно, то хандрю я конечно, подступающая зима давит своей неотвратимостью...





Кладбищенские кресты появились уже в первые века христианства. Известно, например, что сам Константин Великий (между 274 и 280-337 гг.) возложил золотой крест на гробницу апостола Петра в Риме. Однако широкое распространение намогильные кресты получили только в Средневековье.

В музее Карнавале в Париже висит картина, изображающая кладбище невинноубиенных младенцев в конце XVI века. На ней нарисовано несколько разбросанных по территории кладбища памятников, некоторые из которых имели общественное значение: кафедра проповедника, ораториум, большой крест, где останавливалась процессия в Вербное воскресенье. На той же картине между этими постройками и братскими могилами заметны отдельные надгробия: плиты, слегка приподнятые над землей маленькими колышками или покоящиеся на массивном цоколе, а также кресты, венчающие надгробные стелы, стенки которых украшены барельефами или каменной резьбой.

Эта новая форма надгробий (каменные или деревянные кресты, часто под крышей-«домиком») встречается и в описаниях современников. Примечательно, что такими крестами обозначали места как индивидуальных, так и коллективных захоронений. А. Флёри указывает для XVI века: «Некоторые завещатели приказывали воздвигнуть крест на кладбище Сент-Инносан, а вокруг креста группировались надгробия членов семьи».

Так, в 1557 году Мари Вале выражает желание быть похороненной на кладбище невинноубиенных младенцев в месте, где уже покоится ее супруг, у креста, «им принадлежащего и по их распоряжению построенного и воздвигнутого». В 1558 году Анриетта Габелен завещает предать ее земле на том же кладбище «близ креста, который она велела поставить и утвердить».

Порой вокруг креста складывался целый семейный комплекс погребений. Так, в 1411 году генеральный прокурор парижского парламента в своем завещании подробно описывает надгробный памятник, который он хочет поставить на кладбище Куломмье для своих детей и родителей. Он дает распоряжение своим душеприказчикам воздвигнуть на кладбище 5 гипсовых крестов: один большой в центре, справа два поменьше и слева еще два совсем маленьких. Целью завещания было не поставить по кресту над могилой каждого (он даже не помнил точного числа своих умерших маленьких детей, говоря: «Я похоронил там трех или четырех своих детей»), а создать симметричный архитектурный ансамбль из крестов разной высоты. Прокурор детально определяет, какой высоты должны быть кресты, и предписывает «устроить их так, чтобы, когда будет дождь, вода могла стекать с них и они бы дольше сохранялись».

Кресты служили топографическими ориентирами. В 1404 году один из завещателей велит похоронить его «на кладбище Шартре-де-Пари между двух каменных крестов, которые там стоят».

Постепенно крест (первоначально коллективный, потом все чаще индивидуальный) стал главным элементом новой модели надгробия, созданной в XVI- XVIII веках.

Кладбищенских надгробий существовало 2 типа: вертикальные и горизонтальные.

Первый тип, более ранний, возникший в античную эпоху, имел форму обелиска или пирамиды, увенчанной крестом, или же более простую форму каменного или раскрашенного деревянного креста. Образец такого надгробия XVI века выставлен в музее города Нанси; он имитирует большие кладбищенские кресты общественного назначения на пьедестале. В отличие от них, индивидуальные кресты были меньше по размерам: они не превышали высоты человеческого роста. Позже крест стал воздвигаться на каменной стеле, покоящейся на цоколе. Само надгробие выглядело следующим образом: на цоколе помещали эпитафию, сведения об умершем, а на самой стеле - барельеф. Всю композицию завершал скульптурный крест наверху. С середины XVII века надгробия та- кого вида сделались особенно многочисленными.

Нередко крест не увенчивал стелу, а вырезался на ней. Так, в Люксембурге на маленьком некрополе XVIII века и церкви находятся массивные вертикальные стелы с полустертыми временем надписями и рельефно исполненным крестом на одной из сторон. Не меньшее распространение получили и стелы в форме небольшого креста (каменного, чаще деревянного). Каменный крест можно видеть в музее августинцев в Тулузе: это не высокий, доминирующий над кладбищем крест на пьедестале, а маленький, низкий, ширококонечный, с очень краткой надписью посередине. Подобные стелы в форме креста встречаются на старинных кладбищах в Англии. О распространенности такого рода намогильных крестов свидетельствует, в частности, тот факт, что на кладбище Вовер в XVII веке они были пронумерованы.

Горизонтальный тип надгробия, в свою очередь, соединял крест с плоским надгробием-плитой. Его описание можно найти в завещании одного парижского каноника XVII века, избравшего себе местом погребения кладбище Сен-Клу: это плоское надгробие, опирающееся на четыре маленьких столбика, с крестом в изголовье - «все да будет как можно более скромным».

Однако, несмотря на подобные стремления, надгробия с крестом были изобретены людьми богатыми, благородного происхождения, занимавшими видное положение в обществе. И лишь к XVIII веку на кладбищах начали воздвигать себе видимые надгробия люди более низкого социального статуса: мелкие чиновники, ремесленники, богатые крестьяне. При этом на надгробия нередко помещались знаки ремесла и занятия погребенного, чаще всего изображение рабочего инструмента. Так, в музее августинцев в Тулузе хранится маленький каменный крест, на одной стороне которого изображен ткацкий челнок. А главным элементом простого бедного надгробия в XVII-XIX веках стал деревянный крест. Это зафиксировано, в частности, на картине Жюля Бретона 1859 года, где реалистически показано старинное кладбище (как оно выглядело во времена художника): центральная часть полотна занята простыми деревянными крестами под «домиками», какие и в XX веке встречались в странах Центральной Европы.

Примечательно, что в Средние века кладбища являлись не только местом захоронения, но служили и местом отправления правосудия.

Именно там в каролингскую эпоху проводили судебные заседания графы, при этом судьи восседали у подножия кладбищенского креста. Так, еще в XV веке Жанну д'Арк судили в Руане на кладбище Сент-Уан. Вплоть до XIX века в Бретани по окончании мессы секретарь мэрии «со ступеней кладбища», то есть, вероятно, кладбищенского креста, читал собравшимся новые законы. Там же от имени нотариуса оглашались купчие, совершенные в течение предыдущей недели. При этом выступавшие, как тогда говорили, «поднимались на крест»: пьедестал креста был устроен наподобие проповеднической кафедры и почти всегда использовался для публичных выступлений. «Подниматься на крест» значило произнести перед толпами народа краткую речь.

Появившись на надгробиях еще в Средние века, крест и в наши дни тщательно сохраняется даже в странах, считающихся нерелигиозными. Не поставить креста на своем надгробии или на надгробиях близких считается безнравственным и кощунственным. Даже в обществе атеистическом продолжает жить привязанность к кресту на могиле, ставшему за долгое время символом смерти, но также и символом надежды и защиты.

Из книги Инны Смирновой "Тайная история креста".

1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


11


12


13


14


15


16


17


18


19


20


21


22


23


24


25


26


27


Москва, кладбищенские истории, Россия / Russia

Previous post Next post
Up