Вдогонку к теме про
ПМПК (психолого-медико-педагогические комиссии). Я, правда, не знаю, как именно в вашей местности они работают. Могу рассказать про то, как было год назад в нашем городе. Ну, и как должно быть)))
Сейчас просто все очень динамично, администрация придумывает все новые и новые способы сократить количество логопедических групп, потому как затратно все это очень выходит. И реально за год могут произойти просто кардинальные изменения, и моя информация может оказаться устаревшей.
В общем у нас,в ближнем подмосковье, ПМПК проходят на базе детских садов.
Из названия (психолого-медико-педагогическая комиссия) можно сделать вывод, что присутствуют там как минимум три специалиста - врач, психолог и логопед. Но этот вывод будет ложным. На всех комиссиях присутствует три логопеда (один из сада, двое - приезжих, но обязательно из нашего округа). Психолог, если повезет он есть в штате сада.
Детский психоневролог у нас один на весь городской округ, да и тот на полставки, поэтому по садам ему ездить банально некогда. Но это, в целом, не страшно, потому что квалификации логопедов и психолога теоретически должно хватить, чтобы отграничить речевые нарушения от более серьезных. Правда, времени, чтобы это сделать, совершенно не хватает - тут ведь нужно не меньше часа каждого ребенка смотреть, но это другая тема. А справку от психоневролога родители получают сами, имея уже на руках заключение ПМПК. Теоретически, трудности могу возникнуть, когда психоневролог решает написать свой диагноз, отличный от заключения ПМПК - журнал комиссии уже подписан и от его имени. Но на практике на моей памяти всегда договаривались без потерь с какой-либо стороны. Разве что родителям придется лишний раз врача посетить, чтобы нужно заполненную бумажку получить.
Что, собственно, пишут в заключениях. Это тоже непредсказуемо. Нам каждую весну выдавали бумажку, на которой значились формулировки заключений. Подозреваю, что так просто пытались к единому образу все документы привести, но иногда это напрягало, что приходится по бумажке сверяться что писать. Но основные принципы сохранялись.
Самая частая запись в наше время - ОНР III. НА человеческий язык это переводится как общее недоразвитие речи, третий уровень речевого развития.
Что такое ОНР? Работа логопеда - это не только моторчик заводить. Условно ее можно разделить на пять направлений:
- развитие фонетико-фонематических процессов (слуховое восприятие, умение проводить звуковой анализ, слышать звуки родного языка);
- работа над звукопроизношением;
- работа над лексикой (грубо говоря, словарный запас);
- работа над грамматикой (навыки словоизменения и словообразования, то есть умение правильно связать межу собой слова и расположить их в нужной последовательности);
- работа над связной речью (описание картинки, составление рассказа по серии сюжетных картинок, умение пересказывать);
Так вот ОНР - это когда отставание идет по всем пяти направлениям. Уровень речевого развития показывать на сколько это отставание существенно.
Почему обычно бывает третий уровень? Потому что четвертый, как правило, пишут тем, с кем логопед уже поработал, но если покопаться, отклонения от нормы можно найти. А кто на ПМПК будет копаться, когда времени в обрез?
А поскольку на ПМПК берут только детей после 4 лет 5 месяцев (у нас в городе так во всяком случае), то I и II уровни речевого развития говорят об очень грубых нарушениях речи, и тогда в заключении появляется надпись системное нарушение речи, I (или II) уровень речевого развития.
Еще один вариант заключений - ФФНР. Фонетико-фонематическо недоразвитие речи. Его пишут, когда у ребенка нарушено звукопроизношение вследствие недостаточности фонетико-фонематических процессов.
К любому из вышеперечисленному заключению частенько добавляют надпись с дизартрией (или с дизартрическим компонентом), что свидетельствует о том, что ко всем бедам с речью еще прибавляется и нарушение иннервации органов артикуляции (языка, губ, щек, мышц ротового дна...), что в свою очередь приводит к нарушению тонуса и подвижности этих самых органов.
Тут я должна сделать оговорку. Везде считается, что дизартрия - это медицинский диагноз, логопед не имеет права самостоятельно писать его в заключении, только после консультации невролога. Но у нас почему-то его пишут логопеды. Наверное, потому что привлекать к работе ПМПК еще и невролога - совсем жирно будет, а логопед видит такие состояния.
Есть еще заикание. Но для работы с ним существует всего одна группа на весь городской округ, куда попасть практически нереально.
Во всех остальных случаях в заключении пишут норма, и тогда шансов попасть в логопедическую группу у ребенка не остается.
Правда, и при значимых заключениях никто не обещает в эту группу ребенка взять. В августе, когда формируются группы на учебный год, заведующий с логопедом отбирают самых нуждающихся детей, потому что, как ни печально, кандидатов в группу гораздо больше, чем мест в этой самой группе. И тут уже все зависит от активности родителей. Если будет мама все лето у заведующей отсвечивать с настойчивым напоминание о своем плохоговорящем ребенке, может, и возьмут.
Если в саду нет логопедической группы, а ребенку логопед нужен, на комиссии могут сказать - ищите себе место сами, а мы вас туда переведем. Но кто ж возьмет неизвестно ребенка, даже если он очень нуждается, когда своих, более-менее предсказуемых, больше, чем надо?
Вот такая печальная картина вырисовывается. И дальше, в связи с реформами, будет все печальнее и печальнее...