Наконец-то соберусь и напишу про нашу Первую школу. Пост у меня (ну, уже традиционно), лежал в закладках года 3. Потому что материала много, и рассказывать можно бесконечно.
Ведь Первая школа - одно из трех гражданских каменных зданий, появившихся на территории посёлка Стаханово до войны. Были построены Первый Дом и Пятый дом, и она. И корпуса ЦАГИ, аэродинамические трубы - это было первоочередной задачей. А люди жили в бараках, буквально «неважный мокр уют, сидят впотьмах рабочие, подмокший хлеб жуют. Но шепот громче голода - он кроет капель спад: «Через четыре года здесь будет
город-сад!»
И вот среди этого появилось такое сказочное здание - храм науки!
Первая школа посёлка открылась 1 сентября 1936 года и была семилетней. Размещалась она в двухэтажном бараке на шоссе Чкалова (в районе улицы Серова). В ней было всего 8 классных комнат, кабинет физики и библиотека. Школа приняла 15 учителей обучали 270 детей.
Приказом Московского областного отдела народного образования и Раменского района директором школы № 1 был назначен Бельке Витольд Францевич. В 1939 году 7-летка была преобразована в среднюю школу.
Новое здание начали строить в 1939-м, открыли в январе 1940 года.
Школа сама по себе замечательный памятник архитектуры, там внутри очень интересно, совсем не так, как в наших типовых школах 70-х годов.
Но главное - это конечно люди Жуковского, память о них.
Прямо напротив центрального входа - парадная лестница. Внизу под ней столовая, наверху актовый зал
А рядом, сколько я себя помню - стенд с фотографиями первых учеников школы, ушедших на фронт.
Всего 10 имен. И как-то никто никогда не задумывался - почему так мало? Ведь школа была огромная, собственно, в нее ходили ВСЕ дети посёлка.
Мне очень повезло, что я присутствовала на открытии школьного музея после окончания ремонта в 2021-м году. Музей теперь занимает целый класс, но материалов там огромное количество и надо это как-то размещать.
Музей открылся еще в 1973 году, а сейчас им занимается учитель астрономии гимназии (школа стала гимназией в 1992-м) Михаил Владимирович Кузнецов.
Он-то и рассказал нам совершенно потрясающие истории поисков и открытий - буквально в школьном подвале.
Часть экспозиции рассказывает о Жуковском - человек и городе. Уникальные архитектурные материалы
Модель города-сада братьев Весниных
Аэрофотосъемка - знаменитый немецкий снимок, там хорошо видно, если увеличить, все три наших дома и пустыри-поля вокруг
Как строили ЦАГИ
Уникальный документ о постройке школы
А вот тут начинается ВАУ. Во время ремонта, на самом деле в подвалах школы, были найдены сваленные там, чудом сохранившиеся, школьные журналы! Довоенные, военных лет, и50-х годов. Это же просто невероятно, документы важнейшие для истории города.
Посмотрите, сколько беспартийных в руководстве школы!
Обязательная графа анкеты - социальное происхождение. Есть и из «служителей культа» 0_0 Дочь врача и сын учителя отдельно, интеллигенции не существует!
Посмотрите, сколько юношей в классе
Самое драгоценное - подробные сведения об учащихся
Это уже военные годы
Только посмотрите строки про родственников - воспитывает тётка, сестра работница госпиталя в школе. Отец на фронте, мать работает в ЛИИ. Наркомат обороны. Слесарь ЦАГИ, кузнец ЦАГИ, модельщик ЦАГИ. Был каменщиком, сейчас на фронте.
Возраст детей в первом классе - от 8 до 11-ти лет! Самому старшему 11 и родители чернорабочие, мать работает в свинарнике. Почему так поздно отдали в школу?
Адреса!!! Барак № 2. Дома НКВД - тоже на самом деле бараки, были построены для охраны территории (она очевидно была большой!)
И дневники, божечки, такие же, как у нас!
Бельке Витольд Францевич - директор школы в военное время. Его сын - один из тех мальчиков на стенде. Не вернулся с фронта.
- Нас учили, что ребята, фотографии которых висят на стенде «Выпускники, не вернувшиеся с войны» - из одного выпуска и они вместе ушли на фронт, - говорит бывший ученик гимназии, а теперь преподаватель физики и астрономии, директор школьного музея Михаил Кузнецов. - В 2010 году появился сайт «Мемориал», на котором можно было поискать информацию. Я занялся этим и выяснил, что у всех разные года рождения и они не могли быть выпускниками одного класса. Это было стартом моих поисков» - говорит Кузнецов.
За время ремонта школы были обнаружены все школьные журналы успеваемости, даже довоенные. Так удалось восстановить поимённо полный список учеников школы. На сайте «Память народа» Михаилу удалось найти 87 человек, 50 из которых погибли.
- Сейчас я могу ответить, почему на стенде всегда было именно эти десять фотографий. Это сыновья учителей или людей, которые работали в школе. Тогда не было баз данных, фотоархивов. Сейчас мы с вами можем легко собрать и найти всю информацию. А после войны были только собственные письма и фотографии, которые собрали учителя школы в память о своих погибших детях» - рассказал учитель астрономии.
Не у всех были фото детей :( Кто-то не мог себе позволить, кто-то не успел ни разу сфотографироваться перед войной. У сына директора школы фотография была.
Сейчас гимназия носит имя лётчика-героя Эдуарда Княгиничева. Он тоже учился в Первой.
Его документы, лётные книжки
Во время войны в школе размещался эвакуационный госпиталь воздушно-десантных войск №2948, с 1942 по 1945 годы. Часть учителей и ученики временно вернулись в деревянный барак, старое помещение школы, другие продолжили обучение в Кратовской железнодорожной школе.
Из воспоминаний Заслуженного учителя РСФСР Юлии Константиновны Горнаульд
«С началом войны школа №1 превратилась в военный госпиталь. Оборудовать её для приёма раненых и больных приходилось ученикам и учителям. Нам помогали комсомольцы ЦАГИ. Мне особенно помнится, как работали ученицы: Гармышева Шура, Зимина Таня, Бондаренко Валя, Вольф Аня. Раненые были тяжёлые. Девочки не выносили запаха крови и гноя, часто теряли сознание, но не сдавались. Запах нашатыря приводил их в чувство, и они продолжали перевязывать больных, убирать промокшую от крови одежду, мыть палаты. Санитаров в госпитале не хватало. Девочки кормили больных, писали письма их родным, читали им газеты, книги, устраивали концерты.
Занятия в школе не прекращались. Вместо портфелей были брезентовые сумки от противогазов. Парт не хватало - ученики сидели по трое за партой. Каждый день ребята получали завтрак, состоявший из одного кусочка чёрного хлеба с ложечкой сахара или конфеткой-подушечкой. Один учебник приходился на семерых, а вместо тетрадей использовали газеты или обёрточную бумагу»
В 1965-м в школе №1 начали работать классы с углубленным изучением математики и физики. Школа очень много лет была сильнейшей в городе.
Вторая фамилия в правом ряду - моя мама :)
В 1969 году напротив школы появился первый монумент Вечного огня - в память обо всех умерших от ран в госпитале, не вернувшихся с войны
Новое (относительно) - памятник авиаторам. Там своя история, не буду уже сюда впихивать.
А два года назад на ограде школы появилась временная экспозиция - материалы школьного музея могли увидеть все прохожие.
В июне 1941 года 25 первых выпускников получили свидетельство об окончании школы.
Из воспоминаний ученицы школы: «Моя бабушка Лобовикова Нина Михайловна была восьмиклассницей школы № 1 в 1940-1941 учебном году. Когда началась война, многие мальчики из ее класса ушли на защиту Родины. Им было по 15-17 лет.
Они уходили добровольно, хотя имели возможность доучиться. Так, Сережа Соболев исправил свой год рождения в свидетельстве и был принят в артиллерийскую школу. Он воевал до 1943 года и погиб под Сталинградом.
Ушли на фронт Саша Ерин, Ваня Картошин, Володя Фишер, Саша Белов. Саша Ерин воевал всю войну и погиб в 1945 году в Латвии. Володя Фишер учился в летном училище и стал летчиком. Он живет в Томилино»
Им было по 18-19 лет
22 года, 22 года
Гуревич - легенда Жуковского, он учил, кажется, ВСЕХ.
С Ароном Ильичем мне посчастливилось вместе работать! Я 17-летней девицей пришла работать в школу №7, он к тому времени уже много лет был там историком. Очень язвительный, вредный «старый еврей», как сам себя называл.
Еще одна «фронтовая» страница истории города - строительство бронепоезда «Москвич».
Никто не забыт, ничто не забыто!
#тосамоелето