Новослободская

May 06, 2023 10:24


Или самая красивая станция московского метрополитена по версии Вольки ибн Алёши.



Удивительно, но первоначально строительство Кольцевой линии в Московском метрополитене не планировали! Система должна была быть строго радиальной, с пересадками в центре города. Почему так, не знаю? Смотрели на Лондон и Берлин?

Но география Москвы совсем другая, как раз «кольцевая» и как хорошо и удобно, что у нас появились сначала Кольцевая ветка метрополитена, а сейчас, уже в XXI веке, и все остальные «кольца». Ура, товарищи!



Кольцевую ветку начали строить вскоре после окончания вайны, первый участко открылся в 1950, в 1954 кольцо из 12 станций замкнулось.





«Новослободская» - последняя работа архитектора Алексея  Душкина. Говорят даже, что женщина с ребенком на смальтовом панно в торце станции «Мир во всём мире» (первое фото) работы П. Д. Корина очень похожа на жену архитектора станции Тамару Душкину :) Кстати, конечно же там сверху был Иосиф Виссарионович и  потом этот медальон пришлось «срезать» из мозаики. Но как? Пришлось перебирать мозаику, и вместо изображения Сталина были нарисованы парящие белые голуби. Всё это изображено на фоне золотого нимба, звезды и расходящихся лучей.



Душкин проектировал и строил многои результативно. Он «внёс новаторский вклад в метростроение, создав концепцию безоконного подземного пространства и став фактически создателем нового направления в архитектуре - подземной урбанистики; работал в этой области в 1934-1967 гг., в том числе находясь на должности главного архитектора института «Метрогипротранс».

Душкин - автор ряда станций Московского метрополитена - «Дворец Советов» (ныне «Кропоткинская», совместно с Я. Г. Лихтенбергом, 1935), «Площадь Революции» (1938, скульптор М. Г. Манизер), «Маяковская» (1938, худ. А. А. Дейнека), «Завод имени Сталина» (ныне «Автозаводская», 1943, скульптор И. С. Ефимов, худ. В. Ф. Бордиченко, Ф. К. Лехт, Б. В. Покровский), «Новослободская» (1952, совместно с А. Ф. Стрелковым, худ. П. Д. Корин).

И все самые красивые станции - его. Так, например проект станции «Маяковская» в 1939 году получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Всё-таки «Маяковская» считается самой красивой - в 2009 г. среди москвичей был проведён опрос и её назвали лучшей 25% опрошенных. А «Новослободская» заняла второе место - 10% голосов, а на третьем оказалась «Площадь Революции» - 9%. Ну в общем, тут понятно, что на вкус и цвет.....



Самый заметный «элемент» станции, который и создает сразу ощущение ВАУ - 32 подсвечиваемых витража, по два на каждом пилоне, в сторону зала и платформы. Внутрь витражей, в верхнюю часть, вставлены небольшие медальоны, на которых изображены жанровые сценки идеальной мирной жизни. На шести из них изображены люди некоторых профессий: архитектор, географ, художник, энергетик, музыкант и агроном





Что самое интересное - витражи были выполнены в Риге Латвийским отделением Художественного Фонда СССР (художники - Э. Вейланд, Дж. Я. Бодниекс, Э. Крастс и Х. Рысин) по эскизам П. Д. Корина.



Идея использовать стекло в оформлении станции метро возникла у Душкина ещё задолго до строительства «Новослободской» и до начала Великой Отечественной войны. Он предлагал сделать витражи из уранового стекла, но Госплан отказал в предоставлении уранового стекла, и архитекторы обратились к П. Д. Корину с идеей витража из цветного стекла.

Почему латвийцы? Пишут, что «в России не было традиции подобного оформления окон», но ээээ. Для «Новослободской» были использованы стёкла, хранившиеся в кафедральном соборе Риги и предназначавшиеся для костёлов.







Станция пилонная, глубокого заложения, диаметр центрального зала 9,5 метров.









Эскалатор выводит наверх в великолепный вестибюль





Сейчас на многих станциях метро появились такие плакаты, интересно.





Наземный вестибюль, так же, как и сама станция - выявленный объект культурного значения. С фасада - практически античный храм с колоннами.



а если посмотреть сбоку, отлично видно как вниз уходит туннель эскалатора



Я очень люблю «Новослободскую», именно на ней мы учились с 1991 года и до получения диплома - когда Историко-Архивный институт стал РГГУ и в основном переехал на Чаянова, в огромное монструозное здание бывшей Партийной школы. Помню, как всегда бежали по эскалатору бегом - и вверх, и вниз. Или на лекции, или обратно на электричку на Казанский.

#всемвесна 

Москва, Метро, #всемвесна

Previous post Next post
Up