Катастрофа в процессе взлёта

Jan 28, 2023 10:19


Сегодня в Жуковском день памяти. Один из очень многих. Такой у нас город.

41 год назад 28 января 1982 года почти сразу после взлёта с ВПП ЛИИ разбился Ту-95М-55 №8800601. Погибли все 10 членов экипажа.



Командир корабля Николай Кульчицкий, помощник командира корабля Виктор Шкатов, штурман Александр Шевцов, штурман-навигатор Александр Николаичев, борт-инженер Александр Жилин, борт-радист Игорь Горсткин, механики Хайдар Сингатуллин и Константин Макаров, электрик Виталий Амплеев и ведущий инженер Валерий Серман.

История этого уникального самолёта насчитывает несколько десятилетий. Ту-95 - турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец, самый скоростной в мире самолёт с турбовинтовыми двигателями. До настоящего времени - единственный в мире серийный бомбардировщик и ракетоносец с турбовинтовыми двигателями. Являлся советским символом обеспечения военно-стратегического паритета в холодной войне, и до сих пор остаётся на службе как носитель крылатых ракет.

И в течение 70 лет - непрерывная (почти) модернизация, испытания и гибель испытателей.





Всего было построено 274 самолётов, в т.ч. модификации Ту-142 - 100. И за 70 лет потеряно в катастрофах 28 самолётов, погибло 194 человека личного состава. Первая катастрофа произошла тоже у нас, в ЛИИ. 11 мая 1953 г. в 17-м испытательном полёте Ту-95/1 полностью погиб экипаж Перелёта. У них  произошло разрушение редуктора 3-й двигателя и возник пожар.



В 1982 году, как пишут во всех источниках, одной из причин катастрофы стало «обледенение крыла и стабилизатора в процессе руления, в сочетании с некоторыми отступлениями от рекомендованной для данного типа самолёта методики выполнения взлета».

Эти фотографии сделаны ровно год назад, когда в в лицее №14 прошел урок памяти, посвященный этому событию. Чтобы рассказать кадетам об истории нашего города, вспомнить своих товарищей, в лицей пришли директор городского музея Сергей Мельников, ведущий инженер по лётным испытаниям ОКБ Туполева Сергей Авакимов, инженер конструкторского бюро Туполев Алексей Амелюшкин.



Перед сценой на столах небольшая передвижная экспозиция городского музея Истории покорения неба. Здесь можно было посмотреть экспонаты из фондов музея - лётную книжку штурмана экипажа Ту-95К Александра Шевцова и памятные альбомы, посвященные ему и командиру экипажа Николаю Кульчицкому. ⠀

Алексея Амелюшкина я немного знаю лично и очень этому рада. Именно его называют ангелом-хранителем Ту-144 - он оберегал два борта, сохранившиеся на территории ЛИИ от окончательного разграбления и уничтожения. И только благодаря ему мы видим этот уникальный самолёт, наш самый большой городской «памятник», на улице Туполева



«Никто из них не считал себя героем, они каждый день просто делали свою работу - испытывали самолёты.

Нация исчезает тогда, когда исчезает история. Сегодня мы собрались тут, чтобы вспомнить нашу славную историю. Знайте, нам есть что помнить и чем гордится. Желаю вам поменьше смотреть телевизор и побольше читать. И надеюсь тоже увидеть вас когда-нибудь в небе над Жуковским», - сказал школьникам Амелюшкин.

Почему памятное мероприятие проходило в актовом зале лицея? Директор лицея Екатерина Шевцова - младшая дочь Александра Шевцова, штурмана экипажа.



Сергей Мельников, директор музея, рассказывает об экспонатах



Вот такие альбом с личными фотографиями хранятся в музее. Командир экипажа Николай Кульчицкий похоронен на Химкинском кладбище

















И документы Александра Шевцова





Сколько часов налёта, и днём, и ночью. Все это уже в ЛИИ



Вот это самое поразительное. В полёте, испытательном, когда с самолётом происходит вообще что угодно - сидеть и методично записывать красивым почерком 0_0



Родился Александр Шевцов в Якутии





Катя, Екатерина Александровна - младший ребенок в семье.



А теперь у Александра Шевцова есть уже внуки и правнуки. И среди них Александр Шевцов младший.

#зимавместе 

Авиа, История, #зимавместе, Жуковский

Previous post Next post
Up