ГМИИ. Галерея искусства Европы и Америки XIX и XX века

Jan 24, 2023 13:43


Самая «новая и современная» часть коллекции ГМИИ им. Пушкина уже много лет находится в отдельном здании (Волхонка, 14)



Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков открыла двери для публики в августе 2006 года.

Здание на Волхонке, 14 было левым флигелем усадьбы князей Голицыных XVII-XIX веков. Усадьбу строили архитекторы С.И. Чевакинский из Петербурга и И.П. Жеребцов из Москвы. М.Ф. Казаков придал постройкам черты стиля раннего классицизма. Общий план усадьбы с главным домом, боковыми флигелями и парадным двором сохранился до сих пор, хотя все сооружение неоднократно перестраивалось.

До наших дней в своем первоначальном виде дошли лишь каменные ворота с княжеским гербом Голицыных.

Перейдя в ведение ГМИИ им. А.С. Пушкина, это здание было полностью реконструировано в 1988-1993 годах. В доме открылся отдел ГМИИ под названием Музей личных коллекций, продолживший традиции этого здания. Ведь именно в этой усадьбе еще в 60-е годы XIX века размещались доступная для обозрения публики картинная галерея и античные «редкости» из коллекции М.А. Голицына. И в этом смысле Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков принимает эстафету, ведь история формирования коллекции Галереи неотделима от истории московского собирательства и связана с именами известных московских меценатов, таких как С.М. Третьяков, С.И. Щукин, И.А. Морозов. Сайт музея





Мне казалось, что в этом здании я не была ни разу! Поэтому в начале января я радостно записалась туда на волонтерское дежурство, чтобы хотя бы разобраться, что к чему



Вообще, конечно, с этими несколькими зданиями возникает некоторое неудобство. Потому что многие хотят посмотреть импрессионистов, как 30 лет назад - и идут в главное здание.

Поэтому охранник на входе в Галерею уже заранее утомлённо спрашивает - вам куда? :)  Но по порядку!



Внутри старинное здание полностью перестроено и к коллекциям ведет ВАУ лестница



На самом нижнем уровне можно увидеть только две, но огромные, но к сожалению, под стеклом (что крадёт половину впечатления :) картины Пьера Боннара - «Ранней весной в деревне»



и «Осень. Сбор фруктов»



Обе они происходят из собрания Ивана Морозова.



Дежурство у меня было с 11.00 до 15.00. Галерея тоже открывается в 11.00. Так что я успела сначала поскучать, побегать и пофотографировать январское солнце



и рекламные «постеры» музея



а потом ПОВАЛИЛ народ! 0_0 Четверг теперь в ГМИИ - бесплатный день для пенсионеров. Ввели этот день перед НГ, так что особенно никто и не знал. Но! Видимо, это было где-то в новостях московских (?), потому что почти все входящие спрашивали у меня - а правда ли что? И я смело отвечала - да, правда!

Вообще-то тут мне понравилось работать (именно на помощи посетителям) больше, чем в ГЗ. Какое-то всё маленькое, уютное, посетителей значительно меньше. Пенсионеры все совершенно прекрасные - идут за Искусством.

Тетушки сильно за 70 пришли компанией - подруга приехала из Питера, москвички её выгуливают по музеям. Шоб я так жил! Семейные пары такие все ми-ми-ми.

Так что 4 часа дежурства пролетели не то, чтобы не заметно, но очень позитивно.

А потом я конечно же сама отправилась смотреть залы :)



Импрессионисты на 2-м этаже. Сезан тоже весь «морозовский». Вот «Мост через Марну», 1894-95.



А это просто «Мост над прудом» :)



а это «Деревья в парке» :))))





Пуанталисты. Поль Синьяк «Песчаный берег моря в Сан-Бриаке»



и вот вам каждая песчинка! Эта из собрания С.И. Щукина. И как прекрасно, что можно подсунуться носом вплотную





Кстати! Картины почти все под стеклом. Это к вопросу о банках супа. Импрессионисты точно, на 3-м этаже увидела пару картин без защиты. Это почти не мешает, очень грамотная развеска, только иногда блики от ламп.



Снова Синьяк - «Сосна в Сан-Тропе». 1909.

Потом идёт зал Ренуара. Портрет Жанны Самари в самом начале





И Моне здесь, всё самое-самое







Чайки. Река Темза в Лондоне. Здание парламента. Капитан Очевидность :)



Руанский собор он писал много раз!



И на рассвете, и на закате



И самое (?) знаменитое - «Завтрак на траве». Это тоже из коллекции Щукина.



И я вот подумала - какие же мы русские счастливые. Что вот были у нас такие меценаты, и это всё теперь в России, в Москве!



Камиль Писсарро. Оперный проезд в Париже. 1898

А в следующем зале Дега





и немного Гойи, всего две картины. Сцена карнавала



и женский портрет (художницы Лолы Хименес)



Перед посещением третьего этажа надо бы отдохнуть! Я на самом деле вообще сначала героически хотела пройти только второй этаж, но потом пожадничала, конечно.



Это всё Фернан Леже, декоративные рельефы. Ну а потом великолепный Гоген. И его Арле - и кафе



и красные виноградники...



Ван Гог. Пейзаж с повозкой и поездом, 1890



Снова Иван Морозов. Повезло мне, что уже развесили всё обратно :)

Тот же 1890, «Прогулка заключенных»



Гогена целый зал. Правда, они там все небольшие :)









Альбер Марке. Собор Парижской богоматери зимой. А что, у них снег бывает? :)



Пикассо тоже не много, но самое-самое



и конечно да, конечно да!





Я очень люблю Руссо :) Читала, кстати, что собратья по цеху (не таможенники, а художники) его презирали. Типа, плохо ты нарисовал лошадь (с)



Вот это бесконечно Щастье :) Поэт и его Муза. А вы что подумали?



Клетчатый. Тфу, в смысле Пикассо!





Из совсем мне неизвестного - очень понравилась «Суббота» Андре Дерена



И конечно же Шагал любимый



Белая лошадь. 1960



Художник и его невеста. Он написал эту картину в 93 года! 0_0



А Америку я, кстати, не нашла 0_0 Где она там? На первом этаже? Придется идти еще раз, и как я надеюсь, не один :)



В буфете прекрасное :) Снова про Руссо!



Про еду в музее скоро расскажу! А вышла из музея - уже почти темно. Но у меня еще были планы на весь вечер :)



#зимавместе

Москва, #зимавместе, я поведу тебя в музей

Previous post Next post
Up