Тут попытка переписать по человечески старый пост 2008 года. К сожалению, за эти годы многое поменялось, и там, где мы ходили и лазили, сейчас закрытая территория монастыря. Монастырей я видала много, но эти какие-то упоротые в последний раз даже попытка сфотографировать розу на калитке закончилась безобразным скандалом - на меня начал гавкать изнутри охранник традиционной нетрадиционной ориентации «казачьей» внешности, я в долгу не осталась, слово за слово хуем по столу...
Сейчас, кстати, прочитала, что там в действующем храме Тихвинской иконы Божией Матери (все, что осталось от двух больших монастырей) служат два замечательных священнослужителя - настоятель иерей Евгений Морозов и иерей Валентин Терехов, проходят службы, работает воскресная школа.
И в 1992 году впервые в Москве именно в Симонове прошла служба одновременно голосом и жестами, то есть с сурдопереводом, а церковь, говоря современным языком, стала инклюзивной. В Симонов приезжают слабослышащие и глухие паломники со всей России, в воскресной школе учится несколько слабослышащих детей.
Ну, через забор это оценить трудно, увы, так что я пока побуду при своем вредном мнении - охранники у них там не хорошие! Карочи, хорошо, что мы такие старенькие и бывали везде еще до.... Итак!
В Симонов монастырь мы собирались давно. По крайней мере бумажки из Интернета у меня распечатаны были лет 7 назад (то есть в 2001 году!)! Каждый раз, оказываясь на Автозаводской, тоскливо посматривала в сторону старинных башен и бежала дальше по своим делам. А тут Дима несколько раз проезжая с работы по набережной, высмотрел его с другой стороны Москва-реки и сказал «Хачу!»
Все сохранившиеся постройки монастыря находятся на Восточной улице, дом № 4 с бесчисленным количеством строений.
Итак, все фото здесь октября 2008 года
Когда-то здесь стояло ДВА Симонова монастыря - старый и новый. От старого Симонова осталась лишь одна церковь, как раз и ставшая приходской, а от нового часть стен и несколько монастырских зданий.
Откуда возникло название этой местности - Симоново? Возможно, оно объясняется тем, что тут большие земельные владения имела семья Ховриных-Головиных, щедро жертвовавшая на монастырь, а один из представителей этой семьи стал монахом под именем Симон, и от него и стало называться это место.
Как и многие другие монастыри, Симонов связан с деятельностью преподобного Сергия Радонежского. Основал монастырь его племянник Федор, он получил благословение митрополита, нашел удобное место, и сам Сергий тогда «...притек обозреть ето место и нашедши его удобным для иноческого жития, благословил начало обители». Обычно датой основания считается 1370 г., но в Пискаревском летописце под 6871 годом от сотворения мира, т. е. в 1362/1363 г., сообщалось, что Сергий тогда благословил Федора «поставит монастырь на Москве, зовомое от древних Симоново на реке на Москве».
Наиболее, как мне кажется, монастырь был известен тем фактом, что в нём были похоронены монахи Пересвет и Ослябя, которых благословил Сергий Радонежский идти вместе с войском Дмитрия Донского на битву с Мамаем.
Оба погибли в Куликовской битве, тела их привезли к Москве и похоронили в монастырской Рождественской церкви. Через девять лет после основания монастыря по каким-то причинам заложили новый совсем недалеко, «яко дважды стрелить», чуть севернее старого. Отсюда, из нового Симонова монастыря ушли на север иноки Кирилл и Ферапонт 0_0 И основали Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри.
Старый монастырь упразднили в XVI в., остался один. Примерно тогда же началось каменное строительство, продолжавшееся в течение трех столетий: он вскоре стал одним из самых богатых в России. К концу XV в . выстроили каменную ограду, замененную в XVII в . высокими стенами с огромными башнями, монастырь превратился в крепость. Возможно, что строителем стен Симонова монастыря был сам городовых дел мастер Федор Конь.
Был построен огромный пятиглавый Успенский собор. Пишут, что он был третьим по величине в Москве.
В 1485 г. был построен «келарский» корпус, двухэтажное здание у южного участка стены, бывшее старой трапезной. Это одно из самых старых зданий не только самого монастыря, но и вообще Москвы.
Крупное строительство происходило и в следующем столетии, тогда не только перестраивали главный собор, но и выстроили в 1593 г. над западными воротами церковь в память успешного отражения нападения крымских орд под главенством хана Казы-Гирея, освященную в честь Спаса Преображения.
Над восточными воротами в 1623 г. воздвигли Знаменскую церковь, а у противоположных западных ворот - казначейские кельи, в 1677 - 1683 гг . выстроили одно из самых замечательных произведений русского зодчества - здание трапезной палаты (зодчие Парфен Петров и Осип Старцев), перекрытую огромным - 13х22 м - сводом, к которой пристроили в 1680 г. с запада жилые палаты для царя Федора Алексеевича, любившего бывать в этом монастыре и даже подолгу жившего в нем. При трапезной, как полагалось, находилась церковь, выстроенная в 1677 г. и посвященная иконе Тихвинской Божьей Матери.
Во второй половине XVII в . вдоль южной стены недалеко от трапезной построили и хозяйственный корпус, который назывался «солодежной» или «сушилом». Про неё не так давно
подробно написал Лёша
cr2 , как я поняла, в наше время он не попал внутрь.
Первая пятиэтажка Москвы (с) :))))
И в 2008-м мы при желании могли бы в нее даже заглянуть!
Какие-то новые российские конторы
Тогда уже начались попытки реставрации
на территории работали волонтёры, шла движуха.
Очень многие храмы в эти годы - 90-е прошлого века и начало 2000-х, когда шло восстановление, располагались в «подвале» какого-либо помещения в монастыре. Такую же стрелку «Храм» в подвал мы видели и в Николо-Берлюковском монастрые на Щелковском шоссе!
Хорошо сохранилась (с нюансами, не так давно она просто лопнула :((( из-за огромного количества влаги) угловая башня «Дуло» - многогранная, с накладными лопатками, с рядами бойниц и шатровым завершением. Эта башня служила образцом для неоднократных подражаний при строительстве крепостных сооружений.
Башня Дуло
В результате тут, на высоком берегу был создан великолепный ансамбль
В 1917 году пришла новая эпоха. Сначала в монастыре даже устроили небольшой музей и напечатали неплохой путеводитель по монастырю, но продолжалось все это недолго.
На монастырь нацелились всерьез и задумали выстроить именно на месте монастыря рабочий клуб. На основании изучения архивных документов историю разрушения Симонова монастыря изложил на страницах «Московского журнала» историк В . Ф. Козлов: «Мучительно погибал древний Симонов, служивший украшением Первопрестольной... Хорошо сознавая, что творят, партийные поводыри - партийные и советские вожди - умело настроили против монастыря рабочих крупнейших заводов - АМО, Динамо, Паростроя, Трубосоединения, и вскоре тысячи жителей Ленинской слободы действительно поверили в то, что нужно лишь уничтожить монастырь и обещанный рай узрят они прямо из окошек их убогих жилищ»
21 января 1930 года - ровно в шестую годовщину смерти Ленина (любители нумерологии подтягиваются) был взорван Успенский монастырь.
На месте монастыря заложили здание клуба, и архитектурная общественность так отметила это событие: «...это был не только красочный эпизод из истории реконструкции Москвы. Снос Симонова монастыря и закладка крупнейшего в Москве Дворца культуры - знаменательное событие в истории русской архитектуры... Москва обогатилась новым значительным культурным сооружением».
Новое культурное сооружение - ДК ЗИЛ!!!! Почему-то у меня нет своих фотографий этого действительно прекрасного образца конструктивизма. Мы в нем были много раз - и с Варей на «Умной Москве», и с Ольгой на разных детских елках. Но он (ДК) такой огромный, что видимо мне никогда не приходило в голову его фотографировать :(
Он был построен братьями Весниными (это те люди, которые создали и почти воплотили в жизнь проект города-сада - моего Жуковского!), причем по ээээ компиляции :)
«Объявили конкурс на строительство нового рабочего клуба, который никому не дал явного преимущества, и тогда обратились к братьям Весниным, взявшимся свести воедино все рациональное из лучших проектов и выстроить этот, как тогда говорили, культурный Днепрострой. По проекту предполагалось, что вся территория Симонова монастыря будет превращена в парк, с комплексом дворца культуры, состоящим из трех отдельно стоящих сооружений - кино-клуба, театра на 4000 мест и спорткорпуса. Удалось построить только клуб, который К. Г. Паустовский в корреспонденции, опубликованной в газете "Правда" в ноябре 1933 г., сравнивал с глыбой горного хрусталя, который ... сверкал радиусами белого света и раздвигал ночь, - ночи приходилось прятаться в глухие башни Симонова монастыря, покрытые черными лишаями»
На кладбище Симонова монастыря были похоронены князь Симеон Бекбулатович, младший сын Дмитрия Донского Константин, Мстиславские, Урусовы, Юсуповы, Сулешевы, Бутурлины, Татищевы, Новосильцовы, Нарышкины, Шаховские, Вадбольские, граф Федор Алексеевич Головин и его сын адмирал Николай Федорович, дядя А. С. Пушкина Николай Львович, писатель, автор описания Симонова монастыря В. В. Пассек, композитор А. А. Алябьев, типограф С. И. Селивановский, известный коллекционер А. П. Бахрушин и еще многие другие.
При уничтожении кладбища только из немногих могил извлекли их обитателей - Д. В. Веневитинова, С. Т. Аксакова - и перенесли на Новодевичье кладбище. О надругательствах, творившихся на кладбище Симонова монастыря, писал В. Солоухин в своих «Письмах из Русского музея».
Сейчас сохранились - здание трапезной, служебные постройки и «солодильня». Так же пока еще стоит часть монастырских стен с башней Дуло, Солевой (или Вылазной) в углу южной части, и Кузнечной, промежуточной башни в южном прясле.
Приходская Рождественская церковь, «что в старом Симонове», сохранилась буквально чудом.
К ней можно пройти через парк, находящийся слева от монастырских стен, и далее по длинному закрытому переходу по заводской территории.
Три зимних фото я сделала в декабре 2017, видимо, гуляла там кругами, ждала ребенка. Плиты так и стоят там, и 9 лет прошло, и 13 уже наверное
Тут мы конечно снова вспоминаем про Sic Transit gloria mundi
Все проходит....
И это тоже пройдет!
Церковь долгие годы находилась на территории соседнего завода, который поставил в ней компрессоры, один из которых стоял как раз на могиле иноков-героев Пересвета и Осляби. Только после длительных усилий общественности удалось вывести оттуда компрессоры, начать реставрацию церкви, в которой ныне происходят религиозные службы. В трапезной 17 июля 1988 г. открыли мраморный памятник героям Куликовской битвы Пересвету и Ослябе работы скульптора В. М. Клыкова. Романюк С.К. По землям московских сел и слобод.
В 2008 году на самом деле памятника еще не было! Тетушка в храме сказала, что в проекте, есть только закладочный камень. Могила Пересвета и Осляби «восстановлена» (хотя как можно восстановить могилу, я не очень понимаю :( ) Рядом с храмом тогда стояла клетка с двумя прекрасными белками, которые жрали орехи и шиповник и процветали.
Вот так!