Фон Кноппы, Юргенсоны, Колпачный - далее везде... На прошлой неделе вновь я посетил укромный уголок (с)
Любимый район Москвы - Солянка. Выхожу из метро и начинаю жмуриться от счастья
Забелина и альма-матер
Иоанно-Предтеченский с его уродливыми «достройками» ХХ века (от него же этот один из семи холмов Москвы и получил свое название)
Вверх, вверх, по горке вверх!
Мне надо в Колпачный. Палаты Мазепы в этот раз пробегаю мимо
Выше, выше.... Дом 5 и дом 7 гораздо новее, хотя.... тут такого понамешано. Но дата постройки дома № 5 по Колпачному переулку известна точно - 1900.
Мне сюда. Городская усадьба Андрея Львовича Кнопа - объект культурного наследия регионального значения.
Усадьба в Колпачном переулке была построена в 1900 году по заказу Андрея (Иоганна-Андреаса) Львовича Кнопа, сына Иоганна Людвига Кнопа, переехавшего в Россию из Англии в 1839 году как представителя компании De Jersey&Co. С 1846 года Кноп занялся импортом английских паровых машин для текстильных фабрик, в чём достиг больших успехов, а в 1852 году основал «Торговый дом Л. Кноп». В 1877 году император Александр II за развитие русско-английской торговли жаловал Кнопу баронский титул, а его сыновья Андреас (Андрей Львович) и Теодор (Фёдор Львович) приняли российское подданство. Дела Кнопа шли исключительно успешно: его предприятие имело почти монопольное положение на российском рынке, а продажа оборудования на условии получения паёв к концу XIX века сделала его совладельцем более 100 мануфактур. В те годы широкое распространение получила поговорка «Где церковь, там и поп, а где фабрика - там Кноп».
Для размещения своей усадьбы Кноп выбрал Колпачный переулок, где располагался евангелическо-лютеранский кафедральный собор святых апостолов Петра и Павла, прихожанами которого была вся его семья (к нему можно пройти через двор палат Мазепы, тут буквально 5 минут!). Неподалёку от усадьбы в Китай-городе находился и «Торговый дом Л. Кнопа». После смерти Кнопа сыновья унаследовали его предприятия и владения и разделили обширную городскую усадьбу: участок № 7 с отцовским домом, перестроенным в 1869 году по проекту архитектора Бориса Фрейденберга, перешёл Фёдору Львовичу, а на участке № 5 Андрей Львович в 1900-1901 годах выстроил особняк по проекту Карла Треймана.
После революции 1917 года... особняк Андрея Львовича Кнопа был национализирован, первоначально там располагалось представительство Украинской ССР, затем его сменил Комитет по высшему техническому образованию при ЦИК СССР, в здании располагалась приёмная председателя ГОЭЛРО Глеба Кржижановского. С 1936 года дом № 5 по Колпачному переулку занял Московский городской комитет ВЛКСМ. После начала Великой Отечественной войны в 1941 году здесь принимали заявления от добровольцев, выдавали путёвки на фронт, формировали команды ПВО, санитарные дружины и отряды разведчиков и диверсантов, работавший в тылу врага. В числе отправившихся отсюда на фронт были Зоя Космодемьянская, Наталья Ковшова, Мария Поливанова.
Это уже служебная пристройка
Усадьба Андрея Львовича Кнопа была выстроена в неоготическом стиле с элементами поздней английской готики. Главное здание было стилизовано под английский замок с гранёной зубчатой башенкой и щипцовыми фигурными завершениями, фасад которого был украшен щитами с баронскими гербами. Интерьеры здания были также решены в стиле английской готики, богато украшены старинными гобеленами и коллекционным оружием. В ансамбль входили ограда, сторожка и домовая электростанция, выполненные в аналогичном стиле.
Что я здесь делаю? Ну, во-первых, это красиво (с) Очень люблю все, что касается архитектуры, истории, Москвы. Во-вторых, меня пригласили на пресс-показ проекта реставрации памятников архитектуры на Китай-городе. Провела его компания AB Development. Кто это?
AB Development - профессиональная девелоперская компания. Уже более 11 лет работает на рынках недвижимости Москвы и Санкт-Петербурга, реализовала более 15 масштабных девелоперских проектов: «Фабрика Большевик», БЦ «Луч», «Фабрика Станиславского», БЦ «Аркус» и ряд других объектов.
Что делают? Реконструировали и адаптировали для современного использования ряд исторических объектов и зданий памятников архитектуры. Команда компании не просто восстанавливает памятники, а стремится создать синергию между современной и исторической архитектурой, проектируя уникальные городские пространства.
Посмотрим-посмотрим.
Я немного опаздывала (пробки-с) поэтому переживала, от метро неслась вскачь. Перед воротами дома № 5 увидела небольшую толпу, думала мне туда, ан нет. Это местные жители традиционно протестующие против нового проекта. Ого, я даже не думала, что тут кипят такие страсти.
Какие палаты? Мазепы? А они тут при чем? Ладно, сейчас разберемся!
Перед особняком уже началась экскурсия. Историю особняка рассказывает сам Алексей Гинзбург, руководитель архмастерской «Гинзбург Архитектс»
Андреа фон Кнооп, представитель и прямой потомок по мужу династии Кнопов в России тоже с нами. И еще несколько знакомых. Встретила там Елену Крижевскую, ее
инстаграм про Москву очень люблю, великий и ужасный
nasedkin тоже был там (у него в журнале уже несколько постов про это мероприятие).
Обошли вокруг особняка, посмотрели подсобные помещения (в каком они состоянии можно видеть выше), идем внутрь!
Там так... странно 0_0
В середине 1990-х годов в особняке была проведена научная реставрация фасадов и интерьеров для размещения дома приёмов компании ЮКОС.
По соглашению с компанией Департамент культурного наследия города Москвы организовывал в здание экскурсии, посетители которых могли ознакомиться с сохранившимся дореволюционными интерьерами. Также в бывшем особняке Андрея Кнопа проводились культурно-выставочные мероприятия. На 2017 год здание перешло в собственность компании «Глобал Риэлти», основным владельцем которой являлась кипрская офшорная компания, а помещения занимали офисы.
То, что мы сейчас видим - НЕ исторические интерьеры. Они НЕ сохранились. Это дом приемов ЮКОС дорого-богато - то, как представляли себе «готические» интерьеры в 90-е годы прошлого года
Вот например эээээ каминный зал
Камина здесь при Кнопах не было. Зато с лыцарями!
А под красивым, но фальшивым деревянным потолком - настоящее.
И так везде - если поковырять... Внутри средневекового рыцаря наши опилки (с) только тут наоборот.
Но красиво, ничего не скажешь
Зеркало!
Здесь тоже все «навесное» - и стены и потолки.
Проект реставрации предполагает восстановление строения в соответствии с техниками строительства и внутренней отделки, включая убранство, которые были характерны для конца 19 - начала 20 веков. Самое главное - есть образец.
В Германии Кнопы тоже строили! Сохранились фотографии и материалы интерьера фамильного дворца Мюленталь в Бремене, который был построен по заказу Людвига Кнопа во второй половине 19 века, также в неоготическом стиле. Драгоценное убранство для Мюленталя и для дворца в Колпачном номер 5 было поставлено одним и тем же эксклюзивным оформителем из Бремена. Поэтому можно предположить, что оба дома были обставлены в соответствии со вкусами времени очень похожим образом.
Обсуждается возможность часть помещений «замка Кнопов» приспособить под фамильный музей, создание которого курирует Андреа Кноп.
«Объекты за время пребывания в госсобственности сильно обветшали. И это большая удача и огромное счастье, что находятся в современном мире с изящным художественным вкусом инвесторы, готовые воссоздать исторический первозданный облик и сохранять наследство для будущих поколений», - резюмировала Андреа.
А что хотят сделать помимо музея? Если AB Development не просто восстанавливает памятники, а стремится создать синергию между современной и исторической архитектурой, проектируя уникальные городские пространства.
Есть проект восстановления исторического облика Ивановской горки на средства частных инвесторов, объединенных общей целью сохранения исторического наследия и развития Москвы, предусмотрена научная реставрация памятников архитектуры, таких как Палаты Дьяка Украинцева, архив и нотопечатня Юргенсона, городские усадьбы Г. П Юргенсона, А. Л. Кнопа и Д.А. Четверикова - Ф. Л. Кнопа, а также регенерация здания школы-института международного рабочего движения и сохранение культовых деревьев Даниловской аллейки (
с сайта компании)
Да уж, в реставрации там нуждается примерно все. Тот же особняк Кнопов, который реставрировался в 90-е годы, снаружи выглядит местами бледно
А за забором (напомню - после смерти Кнопа сыновья унаследовали его предприятия и владения и разделили обширную городскую усадьбу: участок № 7 с отцовским домом, перестроенным в 1869 году по проекту архитектора Бориса Фрейденберга, перешёл Фёдору Львовичу, а на участке № 5 Андрей Львович в 1900-1901 годах выстроил особняк по проекту Карла Треймана)
стоит дом № 7. Он «старше» своего соседа, был перестроен в 1869 году и вот там все еще интереснее....
Да, извините, я как всегда наснимала на пять постов и очень хочу это все показать. Очень рада, что попала на такую экскурсию. А что касается противоречий застройщиков, инвесторов, архитекторов, желающих что-то либо отреставрировать и местных жителей..... У меня перед глазами тут совсем свежая ситуация с нашим Быково. Не то, чтобы это все аналогично, но мнение я свое имею. Мнение это такое - людям, которые выросли в туберкулезном санатории каком-то старом историческом районе, как правило очень мила их обычная привычная жизнь. Они живут так 40-50-60 лет, все эти годы сверху падают кирпичи и капает вода. Да, это так, но это их дом. И тут приходят инициативные люди и говорят - мы сделаем вам красиво. Вот здесь будет красивая дорожка, вот здесь кафешка, вот здесь что-то еще. И внезапно оказывается, что местным это не надо. Те, кому было что-то надо - уже заработали денег и уехали в другие прекрасные места. А те, кто хочет жить с падающими кирпичами - они так и живут.
Прастити, если кого обидел! До сих пор, знаете ли, нахожусь под глубоким впечатлением от инцидента, который произошел при последнем посещении усадьбы Быково. Когда там трудились на расчистке парка прекрасные высокодуховные волонтеры из города, а потом пришел местный житель (не вполне трезвый, конечно же) и стал буянить и орать - дайте ей умереть. Здесь все умерло, и это прекрасно (с) Я не говорю, что везде так, но вектор «назад в прошлое» присутствует.
#блогерскаяосень