Собор

Nov 27, 2019 08:58


Очередная попытка рассказать про кафедральный собор Калининграда Кёнигсберга, вернее про то, что мы сейчас можем наблюдать в этом странном месте.



Первый кафедральный собор был построен между 1297 и 1302 годами в юго-западной части Альтштадта. После смерти епископа Зигфрида, при котором началось строительство собора, новым епископом стал Иоганн. Он счёл уже построенный собор слишком маленьким. По его просьбе в 1327 году магистр Тевтонского ордена выделил новый участок для строительства главной церкви города на острове Кнайпхофе.

Материалом для нового собора стали кирпичи старого собора (в Альтштадте), который был снесён (здесь я лично вижу некую усмешку истории - спустя 650 лет назад почти весь кирпич из разрушенного Кёнигсберга пошел на восстановление Ленинграда). Специально для доставки их на остров через реку Преголю был построен мост, названный Соборным, а в городской стене Альтштадта были прорублены ворота, тоже получившие название Соборных. Оба сооружения носили временный характер; но если мост действительно позднее был разобран (он просуществовал только пятьдесят лет), то ворота простояли ещё шестьсот лет и погибли во время бомбардировки города англо-американской авиацией в августе 1944 года.

Датой основания Кафедрального собора считается 13 сентября 1333 года - первое упоминание в документах магистра Тевтонского ордена.



Строили его 80 лет в готическом стиле балтийского характера. Архитектор неизвестен. Почвы на острове очень неустойчивые и собор стоит на сваях (больше 1000 шт.) из норвежской лиственницы. Но, не смотря на довольно мощный фундамент, усадка собора постоянно прогрессировала, и составляла в начале XX века - 1,2 м. Изобретение бетона спасло Кафедральный собор от разрушения. Его основание укрепили бетонной подушкой (1902 г.), благодаря чему, собор сохранился до наших дней.



До начала церковной реформации XVI века собор был главным католическим храмом города Кёнигсберга (был посвящён Высокосвященному телу Иисуса Христа, Деве Марии, Всем Святым и Святому Адальберту), а затем главным лютеранским храмом Пруссии.

Первоначально собор был однонефным, но потом к его западной части пристроили трёхнефный корпус. В орденские времена эти две части церкви были разделены: в однонефной части, известной как Высокие хоры, молились рыцари, в трёхнефной (Низкие хоры) - обыкновенные прихожане.

В 1519 году в соборе прошла последняя католическая служба, а уже через четыре года здесь состоялась первая евангелическая проповедь на немецком языке.

В 1528 году собор стал кнайпхофской приходской кирхой и собственностью города Кнайпхофа. Вскоре по соседству с собором возникает здание университета Альбертина, собор выполняет функции университетской церкви, а с 1650 года в южной его башне располагается Валленродская библиотека, уникальное собрание старинных книг и манускриптов.



Связывает Собор и университет профессорская усыпальница, в которой с 1558 года хоронили профессоров Альбертины. Иммануил Кант был последним, кто обрёл там покой. К 200-летию со дня рождения философа в 1924 году с восточной стороны собора был воздвигнут мемориальный портик «Стоа кантиана» (автор - архитектор Фридрих Ларс). Также в соборе был похоронен герцог Альбрехт и многие его родственники, фамильная усыпальница которых находится там же. Фрагменты надгробия Альбрехта сохранились в соборе до сих пор.



В 1640 году в башне собора были установлены часы с боем, а в 1695 году в соборе появился орган.

В 1789 году в кафедральном соборе побывал Карамзин. В его путевых заметках сохранилась запись, посвящённая собору:

Здешняя кафедральная церковь огромна.

С великим примечанием рассматривал я там древнее оружие, латы и шишак благочестивейшего из маркграфов бранденбургских и храбрейшего из рыцарей своего времени.

«Где вы, - думал я, - где вы, мрачные веки, веки варварства и героизма? Бледные тени ваши ужасают робкое просвещение наших дней. Одни сыны вдохновения дерзают вызывать их из бездны минувшего - подобно Улиссу, зовущему тени друзей из мрачных жилищ смерти, - чтобы в унылых песнях своих сохранять память чудесного изменения народов».

- Я мечтал около часа, прислонясь к столбу.- На стене изображена маркграфова беременная супруга, которая, забывая своё состояние, бросается на колени и с сердечным усердием молит небо о сохранении жизни героя, идущего побеждать врагов. Жаль, что здесь искусство не соответствует трогательности предмета! - Там же видно множество разноцветных знамён, трофеев маркграфовых.

К началу Второй мировой войны собор имел следующие размеры:

Длина: 88,5 метров

Высота самой высокой (южной) башни до шпиля - 50,75 метров

Высота части здания (без креста) - 32,14 метра

Во время бомбардировок 1945 года церковь почти полностью выгорела, но само здание устояло. Во время разгула огня горожане пытались тушить собор своими силами. Спасти не удалось - всё погибло в огне.



После войны собор оставался огромными руинами. Власти его в лучшем случае «терпели», так как он (как и все довоенные сооружения) считался «символом прусского милитаризма и фашизма» и чуть ли не «бельмом на глазу нового социалистического города». Собор не снесли только потому, что у его стен был похоронен Кант.



В 1960 году собор получил статус памятника культуры республиканского значения, но никаких мер по сохранению здания предпринято не было: руины продолжали разрушаться. Только в 1976 году была предпринята попытка реставрации собора. Впрочем, от этой реставрации было больше вреда, чем пользы. В её ходе был разрушен сохранявшийся со времён войны фронтон северной башни собора. Сильно пострадали напольные эпитафии внутри собора.



С новой энергией дебаты о будущем собора начали разгораться с началом перестройки. Предлагалось несколько вариантов:

1. Восстанавливать собор на немецкие деньги. Этот вариант, наиболее реальный (фактически позднее реставрация финансировалась в основном из Германии), тогда вызывал много нареканий. Многие опасались, что восстановление собора за немецкие деньги станет началом «ползучей оккупации» Калининграда немцами.

2. Законсервировать руины, не восстанавливая, как своеобразный памятник войне (подобные намеренно не восстановленные руины можно увидеть, например, в Англии).

3. Передать собор католической общине. Данный вариант был довольно слабым, так как католическая община Калининграда невелика (в основном этнические поляки и литовцы, а также выходцы из Западной Украины и Белоруссии). К тому же большую часть своей истории собор был не католическим, а протестантским храмом. Выдвигались также предложения о превращении собора в своеобразный межконфессиональный центр-храм, где рядом могли бы молиться католики, православные и протестанты.

4. Восстанавливать собор поэтапно, по мере поступления средств.

В 1992 году восстановлением собора занялась фирма «Кафедральный Собор» под руководством Игоря Александровича Одинцова. После комплексного исследования руин собора в 1993 году начались консервационные работы, а в 1994 - реставрационные (башни собора). 21 июня того же года был произведён монтаж шпиля собора, при этом для установки сегментов шпиля на барабане башни использовались вертолёты балтийского флота .

В 1995-1996 годах проводилась реставрация эпитафий собора и надгробия Канта.

Богатое убранство собора было практически полностью уничтожено во время Второй мировой войны. Сохранились только некоторые каменные эпитафии. Наиболее примечательная из них - эпитафия - надгробный памятник герцога Альбрехта Гогенцоллерна работы фламандского архитектора и скульптора Корнелиса Флориса (архитектор Антверпенской ратуши). Эпитафия выполнена в стиле фламандского ренессанса (маньеризма). Размеры эпитафии - 11 метров в высоту и 12,5 в ширину. Первоначально эпитафия была богато украшена скульптурами, колоннами, гербами и т. п., но после войны от неё остался только голый каркас (восстанавливается с 2009 года). Эпитафия расположена у торцевой восточной стены собора.

Помимо монументальной эпитафии Альбрехта, сохранилось несколько более скромных эпитафий XVI-XVII веков. Сейчас они укреплены на стенах собора, как с внешней, так и с внутренней стороны.





В 2008 году восстановлена эпитафия Радзивиллов.





Осенью 1995 года на башне собора были установлены часы и четыре колокола. Данные часы являются самыми точными часами Калининграда, так как за «фасадом», повторяющим облик часов, погибших во время войны, скрывается современнейший часовой механизм, сверяющий время по спутнику. Часы были выпущены известной фирмой «Сименс».

Между 1996 и 1998 годами велись работы по восстановлению кровли собора. В целях её облегчения она выполнена из меди, а не из черепицы, как оригинальная.

Сейчас Собор - гордость Калининграда. Сюда обязательно приходят все, кто приезжает в город. Церковные службы в соборе не проводятся, тут размещаются органный зал и несколько музеев. Бродить по нему можно целый день, как мне кажется. Кстати, здесь все-таки устроены крохотные евангелическая и православная часовни.

Органный концерт в таком месте - практически маст_си. Напомню, что в Калининграде есть еще филармония с прекрасным органом, но здесь, на острое можно удобно совместить приятно с полезным



Концертов много, так что вполне можно погулять чуть-чуть и успеть на очередной сеанс



Я была на концерте в большом зале с Варварой в ее лет 8, все остались живы :)

Органные залы находятся на первом этаже. По прекрасной винтовой лестнице поднимаются те, кто идет в музеи собора



Музеи я покажу отдельно :)

Рядом с собором свободного места последние 75 лет сейчас много, так что наслаждаемся памятниками. Герцог Альбрехт Бранденбург-Ансбахский , основатель Альбертины, Университета, который находился на этом самом месте



«На этом месте стояло здание....»



Альбрехт Бранденбург-Ансбахский (нем. Albrecht von Brandenburg-Ansbach; 17 мая 1490, Ансбах - 20 марта 1568, Тапиау) - последний великий магистр Тевтонского ордена и первый герцог Пруссии.

Что интересно - его отцом был Фридрих I Гогенцоллерн, маркграф Бранденбург-Ансбаха. Его мать София Ягеллонка была дочерью польского короля Казимира IV Ягеллона. Прадедом Альбрехта является король польский и великий князь литовский Ягайло. А матерью Ягелло была русская княжна Ульяна Тверская.

Альбрехт Бранденбургский вошёл в историю как один из самых великих немецких деятелей эпохи Возрождения. Именно при его правлении были заложены основы экономического, политического и культурного развития в Пруссии.



Первый памятник Альбрехту был установлен возле королевского замка.  Утраченный после Второй мировой войны, он был реконструирован к 750-летию города и установлен на прежнем постаменте, но у Кафедрального собора. К юбилею восстановлена и скульптурная работа Вильгельма Людвига Штюрмера на Королевских воротах.

Рядом с герцогом в туристический сезон можно прикупить янтаря



Это Калининград, детка!





На дорожке, ведущей от Медового моста памятник одному из преподавателей Кёнигсбергского университета Юлиусу Руппу





Несмотря на небольшие размеры Кнайпхофа и на пустоту ландшафта, гулять здесь и смотреть на собор можно бесконечно. Сколько раз мы были в Калининграде, столько раз я была на острове Канта. Здесь очень красиво осенью, когда каштаны стоят золотыми. Я сама не видела, к сожалению, могу судить только по чужим фото.

***

Организационное



Кассы находятся рядом с собором (внутри на первом этаже совсем мало места), здесь же (правее) - общественный туалет :)

Цены не маленькие, но кмк вполне терпимые. Все-таки Европа!





Архитектура, Кёнигсберг и Восточная Пруссия, История

Previous post Next post
Up