Одна из самых известных достопримечательностей современного Калининграда, место, куда обязательно приезжают и российские и немецкие туристы - остров Канта, бывший остров Кнайпхоф.
Сейчас, гуляя по нему, почти невозможно поверить, что когда-то здесь вплотную, стена к стене стояли дома, ходил трамвай, было несколько церквей
Здесь, на острове, был целый европейский город, пусть и очень небольшой. В грамоте от 1327 года, зафиксировавшей городские права поселения на острове, город именуется как Книпа́в (нем. Knipaw). Это прусское название, как и названия прилегающих территорий, обозначает болотистую почву, топь - характерную особенность долины Прегеля в этих местах.
В 1333 году город получает новое немецкоязычное название - Пре́гельмю́нде (нем. Pregelmünde, от Pregel - Прегель и Mündung - устье), которое, однако, не прижилось. Постепенно в употреблении закрепилось прежнее название Книпав в его онемеченной форме - Кнайпхоф. Известна также печать Кнайпхофа 1383 года, где фигурирует название на латыни novo konigisbergk (Новый Кенигсберг), свидетельствующее о том, что новые города, выросшие за стенами основного города (позднее Альтштадта), фактически представляли собой новые части Кенигсберга.
Введите описание картинки
Городские права община островного поселения у подножия Королевского замка получила в 1327 году, и с тех пор Кнайпхоф составлял один из трёх городов Кёнигсберга. Изначально город специализировался на торговле и судоходстве.
К концу XIX века он имел на своей территории ратушу, Кафедральный собор, используемый также как общинная церковь, и плотную застройку зданий. Строительно и архитектурно город был прост: узкие высокие фасады шириной преимущественно 4,5 или 5,2 метра в один, реже - в два подъезда; одна - тесная и неудобная - лестница; каждый фасад отличается от соседа декором и украшениями.
Непрочная почва острова затрудняла строительство массивных зданий, вынуждая забивать в почву длинные дубовые сваи. Однако важное с торговой точки зрения положение острова (на пересечении трёх торговых путей, двух сухопутных и одного речного) заставляло жителей города не считаться с расходами по укреплению грунта. Остров соединялся с остальным миром пятью мостами. В Кёнигсберге существовала задача о семи мостах (как пройти по всем мостам, не проходя ни по одному из них дважды), которую решил Леонард Эйлер. Он сумел доказать, что это невозможно. На основе задачи о семи мостах Кёнигсберга возникла теория графов.
Всё это закончилось в августе 1944-го года.
189 самолётов с бомбовым грузом в 480 тонн поднялись с аэродрома и направились к Кёнигсбергу. До цели долетели 173 бомбардировщика... Воздушная армада подходила, эскадрилья за эскадрильей, и удары наносились сразу по нескольким объектам. Вторым налётом, в результате которого и был уничтожен Кафедральный собор, командовал лучший снайпер бомбометания английских ВВС Джон Вудчоффе. Всего во время второго налёта на Кёнигсберг английские самолёты сбросили 165 фугасных и 345 зажигательных бомб. Из 340 гектаров застройки свыше 160 оказались полностью уничтожены... Данные английской разведки свидетельствовали, что 34 тысячи жителей города остались без крова, а у 61 тысячи человек жильё получило сильные повреждения. По разным немецким источникам погибло от 4.2 до 5 тысяч человек, 200 тысяч остались без крова и средств к существованию, безвозвратно погиб исторический центр города, включая его части: Альштадт, Лёбенихт, Кнайпхоф и складской квартал Шпайхерфиртель. Налёты были направлены главным образом против мирного населения. Не только немецкое население, но и англичане знали, что в исторической части не было военных или промышленных объектов. Поразительно, но ни один мост в центре Кёнигсберга не пострадал.
Кафедральный собор не бомбили - он был ориентиром при налётах. Но когда бомбы упали на Кнайпхоф и он запылал, огонь перебросился на Собор. Жители соседних домов и священнослужители умоляли пожарных о помощи. Но, ссылаясь на важность спасения других объектов, им отказали. И Кафедральный собор сгорел. Результатами налёта военное руководство Англии было довольно... (
с)
В результате Кнайпхоф был уничтожен почти полностью. Останки домов на острове никто не собирался (да и не мог, скорее всего, физически) восстанавливать - и немцы, и советские переселенцы, приехавшие сюда в 1946 году, выбирали дома получше.
Все, что лежало в руинах, разбиралось на кирпичи и грузилось на баржи, которые стояли здесь же, на Прегеле. В 1945-1953 гг. новый советский город Калининград стал поставщиком строительного и инженерного материала для восстановления Ленинграда. Историческая справедливость? Наверное, она, в чистом виде.....
Технология «берег-баржа» привела к тому, что в первую очередь разбирались развалины в непосредственной близости к реке Преголи, и остров Кнайпхоф, по причине удобного расположения, малых размеров и густой застройки, в короткие сроки оказался полностью очищенным.
Единственными нетронутыми оставались руины Собора
Наверное, у многих советских туристов есть такие же фотографии. Мрачное наследие тевтонского прошлого стоит в руинах.
В 50-е годы было так. Мальчишки свободно лазили про руинам
В 1970-е годы на территории острова закладывают «дендро-парк», а потом и «Парк скульптур».
Теперь на острове тоже можно бродить долго, разглядывая иногда красивые, а иногда очень странные скульптуры. Тут вам и самые известные ученые и художники
на «заглавной» Арке Просвящения
и странные животные и люди
Имеется даже молодой Алексей Максимович Г.
Толчком к созданию Парка скульптур послужило проектирование Эстакадного моста. Сегодня многие архитекторы считают, что «переброска» моста через Кнайпхоф была стратегической ошибкой, так как мост отчуждает от любого использования почти четверть территории острова. Но в 70-е годы путепровод (так мост называется официально) являлся смелым инженерным ходом, разгрузившим транспортную ситуацию в центре города.
В последние годы Кнайпхоф непрерывно «хорошеет». Был реконструирован (изуродован и покрыт бетоном) Медовый мост, восстановлена Синагога на другом берегу, напротив Собора
Перед этим выстроили лубочную, но вполне вписавшуюся в ландшафт и ожидания туристов Рыбную деревню
Следует честно признать, что «советский» Калининград вытеснил своими постройками Кёнигсберг почти на всей его территории, и Кнайпхоф остаётся последним оплотом города-призрака Кёнигсберга. А Кафедральный собор Кёнигсберга при этом - единственно материализованная часть города-призрака.
Последние несколько лет на острове реализуется проект «Фотоархеология Кнайпхофа»
Названия и история улочек города, фотографии домов и лавок
Прочитайте эти названия - Потроховая, Хлебных лавок, Капустная
Здесь жили люди, они если и пили.
Остров-призрак......
Мир всем!
***
Все фотографии острова, кроме последней, сделаны мной 21 августа 2018 года. Мы весь день гуляли с девицами по Калининграду, потом я отвезла их домой к другу Ивану, где мы жили, и вернулась одна на остров.
Пост со ссылками на все дни отпуска