Южный вокзал - главный вокзал города, на который прибывают все поезда «из России». Железнодорожная станция Калининград-Пассажирский обслуживает пассажирские поезда ближнего и дальнего следования. К слову сказать, единственная станция Калининградской железной дороги, имеющая высокие платформы 0_0
К концу XIX века Кёнигсберг стал крупным железнодорожным узлом. Железные дороги уходили из Кёнигсберга в центральную Германию, Польшу, Россию, Прибалтику. При этом большого вокзала в городе не было. Поезда приходили на несколько мелких вокзалов. Мысль о постройке центрального вокзала витала в воздухе, но готовый проект отдела высотного строительства Управления железных дорог в Берлине появился только в 1914 году. И не был реализован. Понятно почему.
Строительство вокзала началось только в 1920 году, открылся Hauptbahnhof 19 сентября 1929 года.
На вокзале 6 платформ, 11 путей, к перрону № 6 до сих пор подходит железнодорожный путь с европейской шириной колеи, на него раньше прибывали поезда из Польши и Германии. Именно с этого вокзала уходили переполненные поезда с беженцами в январе 45-го, когда в Восточную Пруссию входили советские войска.
Здание вокзала построено из клинкерного кирпича тёмно-красного цвета очень высокого качества с использованием железобетонных конструкционных элементов (железобетонные элементы не видны снаружи) и облицовано глазурованным лицевым кирпичом. Кирпич для вокзала - малого, так называемого ольденбургского формата - был изготовлен в знаменитом кайзеровском поместье Кадинен, близ Фрауенбурга-Фромборка (ныне это территория Польши; там производили красивый фаянс и плитку). Справа от входа сохранилась интересная решётка в стиле, который, как и стиль всего вокзала, является синтезом готических, конструктивных и экспрессивных моментов, а потому получил условное наименование "экспрессионизм". Он сформировался в начале 20-х годов, был одним их художественных выражений Веймарской республики, сочетая в себе функциональность и декоративность. В городе были и другие его примеры. Особенной декоративностью отличался тот фасад вокзала, который выходит на противоположную сторону, к поездам. Обычно пассажиры его не замечают, но любопытный эстет найдёт и оценит его решётчатую кладку и другие фигурные детали по достоинству.
Перроны вокзала были перекрыты дебаркадером (часть пассажирской платформы) длиной 178 метров и шириной 120 метров. Из здания вокзала к перронам вели два подземных перехода. Освещение вокзала было естественным: дневной свет падал через огромные окна. А стены тоннеля, ведущего к платформам, были облицованы специальной плиткой, впитывающей гарь, копоть и ионизирующей воздух. Внутри здания вокзала, справа на первом этаже, находились магазины, над ними - различные бюро железнодорожного управления. Слева размещались залы ожидания для 1-го и 2-го классов. Интересно отметить, что уже тогда было разделение залов ожидания для курящих и некурящих пассажиров.
На каждом этаже имелось по дневному ресторану. На первом этаже располагалась большая кухня. В подвальном этаже - туалет, две парикмахерские, кегельбан и винный погребок ресторана.
Клопс Вокзал чудом сохранился во время английской бомбардировки в августе 44-го, но сильно пострадал во время штурма Кёнигсберга в апреле 45-го
У входа в вокзал установлена памятная доска
После окончания войны вокзал не действовал несколько лет, роль главной пассажирской станции временно выполняла сортировочная станция. Повторное открытие главного вокзала состоялось только в 1949 году. На него стали приезжать первые переселенцы из СССР.
И началась совсем другая история. Современная :)
Прямо вот уж совсем современная история, кмк, не очень радужная. Несмотря на такие размеры, на вокзал приходит всего 2-3 междугородних поезда в сутки. 2 поезда из Москвы, 1 из Питера, что-то по особенному расписанию довезет до Воронежа, потом до Адлера (летом «южных» поездов больше), вот и фсеееее, пожалуй.
На областное «электрическое» (на самом деле «дизельное») сообщение
я тоже уже жаловалась. Его МАЛО.
Шикарный вокзал. Только пустоват.