Жуковский в этом году Гуляет. 100-летие ЦАГИ отмечали в ноябре, а вот 31-го декабря исполнится ровно 50 лет первому полету
легендарного сверхзвукового самолета ТУ-144. При чем здесь Жуковский? Да потому что полет состоялся в ЛИИ - Летно-исследовательском институте
В конце 1968 года опытный "044" (бортовой № 68001) был готов к первому полету. На машину назначили экипаж в составе: командира корабля - заслуженного летчика-испытателя Э.В.Еляна (получившего затем за Ту-144 Героя Советского Союза); второго пилота - заслуженного летчика испытателя Героя Советского Союза М.В.Козлова; ведущего инженера-испытателя В.Н.Бендерова и бортинженера Ю.Т.Селиверстова. Учитывая новизну и необычность новой машины, ОКБ пошло на неординарное решение: впервые на опытную пассажирскую машину решили установить катапультируемые кресла экипажа. В течение месяца проводились гонки двигателей, пробежки, последние наземные проверки систем. С начала третьей декады декабря 1968 года "044" находилась в предстартовой готовности, машина и экипаж были полностью готовы к первому вылету, в течение всех этих десяти дней над аэродромом ЛИИ не было погоды, и опытный Ту-144 оставался на земле. Наконец, в последний день уходящего 1968 года, через 25 секунд после момента старта "044" впервые оторвалась от взлетной полосы аэродрома ЛИИ и быстро набрала высоту. Первый полет продолжался 37 минут, в полете машину сопровождал самолет-аналог "21-11".
Click to view
Видео я снимала во время торжественного мероприятия в Жуковском ДК, куда были приглашены многие, кто причастен к этому юбилею.
Но самое главное - перед этим
фондом «Легенды авиации» был организован блог-тур на аэродром ЛИИ, где до сих пор стоят два самолета ТУ-144.
ИЛ - «илюшинские» проходные, самые дальние в городе. Огромное летное поле, «территория» по площади может быть даже превосходит Жуковский. Но там все условно «поделено» между фирмами. Так что проходные у всех свои - у Туполева, у Сухого, у Илюшина.
Я успела на проходную просто чудом, несмотря на то, что живу ближе всех остальных 0_0 Хорошо, что меня подождали. От проходных едем на автобусах через взлетное поле, фотографировать все прекрасное, что стоит вокруг, запретили. А жаль!
Это суперджет, его фотографировать можно! На нем (Саша
zhzhitel - или на таком же?) летали наши ребята со школьниками и Матвеем Шпаро на Шпицберген в апреле. Меня тоже звали, кстати, но Дима меня не пустил. Это тоже к итогам этого прекрасного года идет - как я просрала свой единственный шанс побывать на Шпицбергене, ну да ладно.
А рядом они - два красавца.
Первые сверхзвуковые пассажирские самолеты стали создавать практически сразу после 1945 года. Несколько стран, как это и было в авиации и космонавтике, шли «ноздря в ноздрю». Где-то сотрудничали, где-то соперничали. Но Туполев, а с ним ЦАГИ, ЛИИ и вообще все советские люди «успели первыми». Первый полет Конкорда состоялся ровно через два месяца после наступления нового, 1969, года.
Первый рабочий рейс состоялся только через 7 лет, 26 декабря 1975 года по маршруту Москва - Алма-Ата, самолёт перевёз почтовые отправления, а с 1 ноября 1977 года на том же направлении начались и пассажирские перевозки.
Начало пассажирской эксплуатации Ту-144 было приурочено к 60-й годовщине Октябрьской революции. Регулярные рейсы выполняли только два самолёта - рег. № СССР-77109 и № СССР-77110. Пилотировали их специально подготовленные экипажи «Аэрофлота», в состав которых входили лётчики-испытатели ОКБ Туполева. Билет на этот рейс стоил 80 рублей, тогда как на обычный дозвуковой самолёт билет в Алма-Ату стоил 62 рубля.
Полеты на расстояние 3260 км на высоте 16000-17000 м со скоростью 2000 км/ч проводились один раз в неделю, количество пассажиров на борту не превышало 80 человек. До момента прекращения регулярной эксплуатации с пассажирами в мае 1978 года экипажи Аэрофлота на Ту-144 выполнили 55 рейсов, перевезя 3284 пассажира.
Все рейсы на Ту-144 выполнялись только летчиками-испытателями КБ Туполева в качестве КВС, пилоты Аэрофлота были только вторыми пилотами. Резерва топлива не было: если бы основной аэропорт в Алма-Ате не принимал, а единственный запасной в Ташкенте закрылся по метеоусловиям, то сажать лайнер было бы негде. Диспетчеры каждые 10-15 минут отслеживали, какие условия для приёма самолёта в обеих столицах советских республик.
Коммерческая карьера Ту-144 была недолгой. 1 июня 1978 года, всего через семь месяцев после начала коммерческой эксплуатации, «Аэрофлот» прекратил сверхзвуковые пассажирские рейсы.
Вики Сейчас на летном поле ЛИИ стоят два самолета ТУ-144. Внутри одного из них работает небольшой музей.
История создания
Все самолеты, которые были построены.
Кстати, три из них в принципе до сих пор могут быть отремонтированы и подняты в воздух.
Эти самолеты эксплуатировались до 1999 года, использовались при сотрудничестве с американским космическим агентством NASA для исследований с целью создания нового современного сверхзвукового пассажирского самолёта.
На Ту-144ЛЛ были установлены датчики и испытательная контрольно-записывающая аппаратура. Вывод был очевидным - коммерческая эксплуатация таких самолетов невыгодна.
Что же это было, все эти попытки нескольких стран построить такой самолет - гонка технологий, погоня за мечтой, стоившая миллионы рублей, франков и долларов? Почему можно вообще было сначала создать, а потом «похоронить» такой уникальный проект? Да, экономика должна быть экономной (с), но ТУ-144 так и остался в массовом сознании советских людей «белоснежным лебедем», Мечтой о сверхзвуке.
Благодарю за приглашение в блог-тур
благотворительный фонд «Легенды авиации»,
aviator_ru , а Сашу
zhzhitel Олесю
podmoskva и Татьяну
moscow_i_ya за прекрасную компанию.