Месяц назад прогулялись с Ольгой и подругой в новом, вернее, хорошо забытом для нас месте. По усадьбе Троице-Лыково.
Мы когда-то, всего один раз были там ночью НА РОЛИКАХ. Катались тогда часто «в ночные», ездили и по МКАДу, и за МКАД, встречали рассвет в Коломенском, купались, жарили сосиски. Вот было время. И как-то раз заехали в Строгино. Помню, как это было чуднО - совершенно деревенская улица внутри МКАДа, тем более, что потом мы выехали по Таллинской улице, через МКАД и куда-то покатили себе дальше.
И вот теперь, спустя столько лет, зашли туда днем, погулять.
История Троице-Лыкова связана с самыми знаменитыми фамилиями России. Свое название село и усадьба получили по имени Троицкой церкви и по фамилии первого его владельца, князя Лыкова-Оболенского.
Село Троицкое известно по историческим документам еще с XVI века. При царе Василии Шуйском село было пожаловано за службу князю Борису Михайловичу Лыкову-Оболенскому. Он был пожалован в бояре в 1606 году, был членом «семибоярщины», и до нее (при Шуйском) и после, уже при первых Романовых, тоже не бедствовал.
Кстати, совершенно по делу не бедствовал - отлично сражался в Смутное время, «в 1609 году отличился в победном сражении на Ходынском поле, не дав полякам захватить и сжечь Москву, способствовал победе царских войск над отрядами самозванца Лжедмитрия II и повстанческой армией Болотникова, разбил войско гетмана Лисовского и освободил захваченный поляками город Коломну. По просьбе Земского собора при царе Михаиле Романове принимал активное участие в умиротворении страны: оборонял Можайск от поляков и бесстрашно усмирял разбойников, которые бесчинствовали под Москвой»
И все как-то вместе, в кучку. И народу тогда было немного, и освоенных мест. Женат он был на Анастасии Никитичне Романовой, сестре патриарха Филарета, поэтому приходился дядей царю Михаилу Федоровичу Романову. Это родство выдвинуло его в первый ряд московской знати. А еще ему принадлежали земли у озера Селигер и остров Столбный, где еще в 1594 году был основан монастырь Нилова пустынь. Прожил Лыков долго, умер своей смертью и похоронен в Свято-Пафнутьевском Боровском монастыре.
В конце XVII века Троицкое переходит к Нарышкиным. Иван Кириллович Нарышкин, дядя Петра I, женившись на княжне Лыковой, получил, надо полагать, это поместье в приданое. После него селом владели его братья - Мартемьян Кириллович, а после его смерти Лев Кириллович Нарышкин.
После хозяевами усадьбы был и блистательный Кирилл Григорьевич Разумовский, и генерал-майор Николай Александрович Бутурлин. Последние владельцы усадьбы уже из купцов - Иван Иванович Карзинкин, его сын Сергей Иванович и вдова последнего, Юлия Матвеевна Карзинкина.
К концу XIX века Троице-Лыково было классической русской усадьбой - барский дом в старинном русском стиле с затейливой резьбой, за ним сад с цветниками, парк с рекой, прудами, островками, мостиками, беседками, статуями и бесчисленными затеями. Сейчас не осталось ничего. У усадьбы в ХХ века судьба была сложная, гореть и разрушаться начало все еще в конце 20-х годов. Так что сейчас восстановленная усадьба - это православная гимназия
А вот церквям повезло больше. В большом селе всегда было две церкви - Троицкая и Успенская. Сначала деревянные, потом появились каменные.
Первым «белый лебедь», каменный храм во имя Живоначальной Троицы, изумительный по красоте вотчинный храм XVII века «иже под колоколы» (когда здание церкви вверху завершается колокольней).
На основании архивных материалов выяснилось, что заказчиком Троицкого храма был сам стольник Мартемьян Кириллович Нарышкин и что его строительство (без отделки) было закончено в 1694 году. Храм построен в стиле «московского барокко» (синтез западного барокко и древнерусского национального стиля), отличавшемся пышностью белокаменного декоративного убранства и строгой многоярусной центрической структурой. Так как многие подобные храмы (Покрова в Филях, Богоявления в Китай - городе, Бориса и Глеба в Зюзино) строились по заказу бояр Нарышкиных, то этот стиль называют еще «нарышкинское барокко». Строителем Троицкого храма был Яков Бухвостов - известный зодчий XVII века. Архитектурное совершенство этого храма, как и его внутреннее убранство, привлекали к себе исследователей, о нем много писали, им восхищались.
Великолепный девятиярусный иконостас потрясал своей виртуозной золоченой резьбой, выполненной мастерами Оружейной палаты. Снаружи эта белоснежная церковь с золочеными ажурными крестами была так прекрасна, что ее сравнивали с невестой, одетой в кружевной наряд и золотой кокошник, любующейся на свое отражение в водах Москвы - реки, поэтому храм еще называли «Белым лебедем». Он был освящен в 1708 году при Петре I, и историки полагают, что царь посещал его, приезжая в Троице - Лыково навестить своих родственников.
Ссылка Судьба храма после революции была печальной. Храм Троицы закрыли в 1933 году, собирались открыть в нем выставку народного хозяйства Туркменской ССР, но обошлось.
В 1935 году храм Живоначальной Троицы был объявлен памятником архитектуры мирового значения и взят на учет Лигой Наций, позднее комиссией ЮНЕСКО.
Вторая каменная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы в Троице-Лыково была построена во второй половине XIX века Н.А. Бутурлиным. Храм имел два придела: святой великомученицы Екатерины и святителя Николая Чудотворца. Автор проекта неизвестен, но в архитектуре храма видно влияние модного тогда «русско-византийского» стиля.
Нелегкая судьба выпала и Успенской церкви, памятнику XIX века. С 1943 по 1979 год здесь был репетиционный зал Суворовского музыкального училища. В разное время в ней устраивались изба - читальня, госпиталь, клуб со сценой в алтаре и даже столовая, а последний владелец здания - Институт атомной энергии им. Курчатова - устроил в ней склад лакокрасочных материалов. В 1998 здесь произошел взрыв, уничтоживший остатки росписи потолка. Каким-то чудом остался нетронутым изумительный пол, покрытый ковровой кафельной плиткой.
В 1990-м году началось возрождение Троице-Лыково.
Сейчас восстановлены оба храма, в бывшей усадьбе работает православная гимназия. Единственно, все это (возрождение духовности) делается эээ как всегда. Возникало уже несколько скандалов с закрытием территории для всех желающих, запретом фотосъемки на улице вообще.
По территории усадьбы водят экскурсии, но там тоже все странно
Нашли очень интересный могильный камень - верхняя часть «Псаломник московской Троицкой в Кожевниках церкви Иван Павлович Троицкий», а снизу второе имя «Артемий Иванович Писарев, служил в сем храме с 10 июля 1812 года по 9 января 1951 года»
Очень красивые церкви, хорошее место. Еще бы гулять там невозбранно, без боязни окрика и запретов.