Чапаев и Пустота

Nov 16, 2018 12:50


ПУ-СТО-ТА. Именно с этого крика нескольких голосов начинается спектакль по роману Пелевина, который сам автор называл «первым произведением в мировой литературе, действие которого происходит в абсолютной пустоте».



Неделю назад мы с Димой увидели этот спектакль Павла Урсуляка, уже ставший культовым. 9 ноября начался новый, 18-ый сезон. Мы-то были первый раз, а на спектакле были люди, пришедшие туда в 18-ый. Об этом объявил в «рекламной паузе» Михаил Олегович Ефремов, день рождения которого был на следующий день. Собственно, весь спектакль стал «подарком» ему.





Честно скажу, я шла «на Ефремова», что можно поставить по Пелевину и как - не представляла. Оказывается, вполне.

Начиная с того, что сама книга (да, конечно же я ее читала, но майн гот - в 1998 году, у меня самое первое «вагриусовское» издание, и не помню ни-че-го!!!!) очень «кинематографична». Когда мы приехали из театра, уже во втором часу ночи, я схватила книгу с полки и тут же открыла на эпизоде с Котовским и кокаином. И - в спектакле она повторена дословно. А во время спектакля кажется, что все - сплошная импровизация на тему. Ан нет.

Сюжет не изменен, действие так же происходит в двух «плоскостях» - времена Гражданской и 90-е годы.



Главный герой не Чапаев, конечно. Петька, Петр Пустота, потерявший память в страшном бою под Лозовой, просыпается пациентом психушки. Кругом - бандиты, разговоры про 600-е мерседесы, «просто Мария и Луис-Альберто».

Чапаев «превращается» в глав.врача больницы, пишущего диссертацию на живом материале.



Хороши все. Сейчас, после 17 отыгранных сезонов, несколько раз менялся основной состав (первым Чапаевым был Сергей Никоненко, Петькой - Евгений Сидихин, Анной - Мария Миронова). Гоша Куценко начинал этот спектакль, был его продюсером, играл Котовского несколько лет, потом уходил и вот, к нашему величайшему счастью, вернулся.



«Наш» спектакль, 9 ноября был особенный.  Бенефис Ефремова, «вставки» злободневных новостей и шуток (смотрите 3-ий сезон «Ольга» на канале ТНТ), именинный торт в лицо Ефремову - совершенно неожиданно для него и зрителей.

Что неудивительно, в общем, понравилось не всем. Спектакль такой... очень мммм странный. Говорю же, удивительно, как смогли поставить Пелевина (кстати, как смогли, мы узнали через час непосредственно от Павла Урсула :)). После антракта  в зале появилась некоторая пустота (каламбур, можно смеяться). Мне один старинный знакомый рассказал, что тоже был там и во втором действии «всхрапнул, а спектакль полная муть». Бывает, здесь включается моя любимая фраза «все фломастеры разные», которую уже вполне можно вывешивать при входе в любой театр.

Конец спектакля. Небольшое видео (прошу прощения за качество) - как реагируют те, кому понравилось

image Click to view



Я бы очень хотела сходить на спектакль еще раз. С этим же блистательным составом, другого Чапаева или Петьку представить уже сложно. У меня беда с импритингом, я знаю.

Огромное спасибо за приглашение на спектакль сообществу moskva_lublu и лично Наташе pamsik , а пресс-службе театра за возможность пообщаться после спектакля  за кулисами с Гошей Куценко и Павлом Урсулом. Пойдемте, я покажу.

Тот самый тортик.



Рабочие уже разбирают «кровать», единственный предмет на сцене, который во время спектакля превращается и в купе поезда, и в огромные качели, и в палату больницы.



Куценко пришлось отдуваться за всех, Михаил Олегович уехал сразу после спектакля.



История знакомства с Пелевиным (ага, значит он все-таки существует!) прозвучала в почти такой же версии.  Видимо это то, что приходится рассказывать каждый раз :)



А как создавался «культовый спектакль по культовому роману»? То есть «Чапаев и Пустота»?

- Я Пелевина прочёл и мне сразу очень понравилось. Но у меня долго не было видения, как это можно сделать в театре. А через какое-то время меня вдруг озарила идея как это можно превратить в драматургию на сцене. И тут же появились люди с деньгами, которые готовы были поддержать постановку, если я получу у автора разрешение. А он никому не давал разрешения! А у меня тогда контактов с Пелевиным не было. Я написал письмо в редакцию издательства «Вагриус», там нашли мне агента пелевинского, и я ему объяснил, что мне надо. Он мне сказал: «Я с Пелевиным переговорю, но вы всё-таки напишите ему письмо».  И я написал, рассказал, какие артисты будут играть, пообещал воплотить на сцене древнебуддистский миф о вечном невозвращении. Потом снова звоню агенту, спрашиваю: «Что сказал Виктор Олегович?» А агент тянет: « А что вас интересует? Как он к этому отнёсся?» И говорит это с таким понижением тона, что я решил, что получил отказ из-за фразы о воплощении мифа. А агент выдержал долгую паузу и объявил: «Он отнёсся крайне положительно! Можете приступать!»

И буквально на третьей-четвёртой репетиции появился Пелевин. Сидел Сергей Никоненко, он тогда Чапаевым был. Сидела Маша Миронова - она была Анка. Женя Сидихин, который был Петька в самом первом составе. И Гоша Куценко - он был Котовским. Итак, собрались Пелевин, я и четыре звезды, которые читали сцену. И я Пелевину говорю: «Вот тут, если играть так,  как у тебя написано, то получается, что главная героиня - падшая женщина на букву «б». А Пелевин в ответ, мол, все женщины такие! А я возражаю ему: «Нет! Не все!» А он: «Все!» Я: «Не все!» Он: «Все!» Все! Не все! Все! Не все! И так раз двадцать. Мы с ним пререкаемся, а артисты следят за нами как за игроками в пинг-понг. И я понимаю, что нам надо как-то выйти из этого замкнутого круга. И он понимает. Но ему легче, он в тёмных очках, мне не видно его глаз. И он первым предлагает выход, говорит: «Ну, познакомь хотя бы с одной!» И мячик оказался на моей стороне. Я понимаю, что могу навскидку назвать только двух, которые «не такие». Это моя мама и моя жена. Но с какой стати я буду Пелевина с ними знакомить? И я промолчал. Вот такая была наша первая встреча. Вести Москвы

image Click to view



moskva_lublu, я блогер, youtube, Театр

Previous post Next post
Up