Янсон-Манизер Е.А. Г. С. Уланова в роли Одетты. 1950-е. Балет "лебединое озеро" П. И. Чайковского. Фарфор, роспись. Частное собрание
В прошлый четверг, 18 октября, в Большом выставочном зале Дворца царя Алексея Михайловича открылась выставка, посвященная одному из самых любимых в нашей стране видов декоративно-прикладного искусства - фарфору.
Я в свое время, разбирая квартиру после смерти бабушке, в священном порыве «до основанья, а затем» разорила всю ее коллекцию и теперь, каждый раз попадая на такие выставки, грызу локти. Пусть и «коллекция»-то была такая… маленькая и средненькая, но с возрастом я таким вещам отношусь все более и более трепетно.
Ганрио Ю. Б. Диптих "Плясуны", 1950. Фарфор, роспись. Частное собрание
Как написано на
странице выставки на сайте музея заповедника (и я с этими словами полностью согласна) - «советский фарфор - уникальное явление культуры ХХ века, в создании которого приняла участие целая плеяда замечательных художников - представителей различных поколений, глубоко самобытных мастеров. Когда-то советские фарфоровые статуэтки Дмитровского фарфорового завода - пастушки, балерины, спортсмены, крестьяне за сбором урожая, фигурки мышей с зерном - были забавным повседневным декором почти каждого советского дома. Сегодня советское фарфоровое изделие - своеобразный памятник минувшему времени»
Бржезицкая А.Д. Мужчина и женщина. 1970-е годы. Фарфор, роспись. Частное собрание.
Эти фигурки - забавные, смешные или серьезные, зачастую были единственным «предметом роскоши» в советской семье. И все они были неизменно высочайшего качества и да, они «несли культуру в массы». Серии по мотивам сказок, русских народных, европейских и авторских, фигуры артистов, которые никогда бы не доехали с гастролями в удаленную деревню или город в тайге - это все советский фарфор.
Некоторые экспонаты - огромная ценность, наверняка чудом сохранившаяся в лихое советское время.
Конечно, с Коломенским «поделились» на время все самые лучшие и именитые собрания фарфора.
«Экспозиционный ряд выставки составляют произведения крупнейших мастеров фарфоровой пластики из собрания Государственной Третьяковской галереи, музея-усадьбы «Кусково» и собрания галереи Сов-Арт (Москва). Сюжетные линии - две. Это портреты великих русских артистов в конкретных театральных образах и полюбившиеся зрителям сюжеты театральных постановок: балет, сказка, опера и произведения русской литературной классики. Большинство фарфоровых статуэток абсолютно узнаваемы. Вглядевшись в миниатюрные скульптуры, любой легко узнает сюжет.
Начиная с 1913 года, известный скульптор С.Н. Судьбинин исполнил для императорского фарфорового завода в Петербурге цикл статуэток артистов. Необыкновенно выразителен фарфоровый образ Л.В. Собинова в роли Ромео, повторенный в 40-х годах. В 1920-е годы на государственном фарфоровом заводе, бывшем императорском, впоследствии ЛФЗ, был увеличен выпуск фарфора на популярную балетную тематику.
Янсон-Манизер Е.А. Н. М. Стуколкина в роли Лауренсии. 1939год, балет "Лауренсия". Фарфор, роспись. Частное собрание
Тема балета давала возможность показать разнообразные красивые движения и необычные красочные костюмы. На ЛФЗ в эти годы появилась серия портретов артистов балета. Лучшие скульптуры в этой области созданы Е. А. Янсон-Манизер. Примечательно, что наряду с уже признанными художниками - Мухина В.И., Орлов С.М., Слоним И.Л.- в производство фарфоровых статуэток в 50-х-начала 60-х годов пришли молодые профессиональные скульпторы: Бржезицкая А.Д., Велихова С.Б., Малышева Чечулина Г.Д. и другие. Блистательные станковисты, они сумели применить этот жанр в малых формах, придав статуэткам и композициям скульптурную выразительность форм и мощную образность. Мотивы русских народных сказок, басен, поэм дали возможность применить всю широту художественной трактовки образа в фарфоре»
Мне пришлось взять с собой на церемонию открытия Ольгу, по другому не получалось никак. И в итоге я очень рада, и особенно рекомендую выставку всем моим знакомым с детьми. Там - целый мир детских сказок, то, что мы читаем как раз сейчас, и то, что читали год и два назад. Выставка маркирована 6+, но там будет интересно и с 4-летними.
Все радостно и узнаваемо. Великолепный «Конек Горбунок»
Принцесса на горошине
Русские сказки
Все это можно до 10 февраля 2019 года увидеть на очень цельной выставке. 2 зала, небольших, но в каждом можно провести много времени, если не торопиться, а рассматривать каждую чудесную фигурку.
Как сказал на открытии выставки директор МГОМЗ «Коломенское» Сергей Ильич Худяков - сейчас вокруг нас, в Москве, очень много зрелищ, разных выставок, концертов, увеселений. И не на каждое из них стоит спешить. А часто люди, к сожалению не могут узнать или прочитать про то, что стоит увидеть. И нам всем стоит постараться поделиться каким-то своим открытием с близкими людьми.
Я с вами делюсь - идите на эту выставку, она прекрасна :)
И как обычно - тут же рядом, во дворце царя Алексея Михайловича проходит одновременно еще несколько выставок.
На «Метаморфозы», кстати, я очень хочу тоже попасть. Но туда, видимо, лучше самой. А то некоторых, во время официальной части, приходилось развлекать приложением «Буквы» на моем телефоне. Ну, хотя бы тоже образовательный проЭкт.
За приглашение на выставку большое спасибо пресс-службе
МГОМЗ «Коломенское» и лично Наталье Рогило.
Театр в советском фарфоре. Время проведения: 18.10.2018 -10.02.2019
Возрастная категория 6+
Выставка открыта: вторник - воскресенье с 10.00 до 18.00, выходной день - понедельник
Билеты продаются в кассах музея-заповедника с 9.45 до 17.30, а также на сайте музея-заповедника.
Стоимость билета для основной категории посетителей - 200 рублей, для льготной категории - 70 рублей.
Адрес: станция метро «Каширская», пр-т Андропова, д. 39, стр.69