На самом деле 3 мая этого города между этими двумя пунктами было еще несколько часов прогулки, но я покажу их вместе, потому что......
39 - код Калининградской области на автомобильных номерах
Королевские ворота - *снова и снова, извините* часть городских вальных укреплений Кёнигсберга. Литовский Вал идет от Верхнего озера до р. Преголя. В 1626 году началось строительство первого вального укрепления. К этому времени на территории Литовского вала было построено 8 земляных бастионов, трое деревянных ворот: Закхаймские, Росгартенские и ворота Нойе Зорге, а также 2 полубастиона. Вскоре после этого и улица, проходившая параллельно с Литовским валом получила его название.
Строительство второго вального укрепления началось лишь в 1843 году. И его положение на территории Литовского вала совпадало с первым. Во втором вальном укреплении содержалось меньшее количество бастионов. Всего их насчитывалось 4: Обертайх, Грольман, Купфертайх, Прегель. Но их размеры были довольно велики. Городские ворота сохранили свое количество, название и местоположение, только ворота Нойе Зорге, получили новое название - Королевские.
После того, как укрепления потеряли свое оборонное значение, главный вал превратили в парковую зону.
Королевские ворота - самые красивые в Кёнигсберге.
Это четвёртые ворота на этом месте - первоначально на этом месте находились Кальтхофские ворота. В 1717 году они были снесены, а во время вхождения Кёнигсберга в состав России во время Семилетней войны ворота на этом месте были построены заново русскими инженерами. Эти ворота первоначально назывались Гумбинненскими, в Гумбиннен (Гусев) вела шедшая через них дорога. В 1811 году ворота были переименованы в Королевские, по названию улицы, на которой они находились (нем. Königstrasse). Название же улицы связано с тем, что по ней следовали прусские короли, направлявшиеся из кёнигсбергского замка на войсковые смотры в предместье Девау.
Ворота украшают фигуры трех "королей" (Фридриха I, герцога Альбрехта и Оттокара II) , хотя Альбрехт не король.
С ними тоже связано много и грустного, и забавного. После войны им отбили головы, и вообще, калининградские власти пытались уничтожить ворота, как памятник прусского милитаризма, всеми доступными способами. При том, что во время войны они почти не пострадали.
Поворотным событием в истории ворот стало празднование семисотпятидесятилетия Кёнигсберга, которое отмечалось в 2005 году. Королевские ворота стали не только одним из многих объектов, отреставрированных к юбилею, именно это сооружение стало главным символом юбилея.
Юбилейный символ представлял собой силуэт ворот на фоне российского флага с надписями «Калининград» и «750».
Осенью 2004 года из федерального бюджета для реставрации ворот было выделено 20 миллионов рублей, однако потом стоимость увеличилась более чем вдвое, до 49 миллионов рублей.
... Ход реставрации ворот курировался на самом высоком уровне, так как оргкомитет по подготовке празднования 750-летия Кёнигсберга возглавлял министр экономики РФ Герман Греф. В феврале 2005 года он заявил, что если к 3 июля (последний день юбилейных торжеств) ворота не будут полностью отреставрированы, то рядом с ними для чиновников, ответственных за реставрацию, будет установлена Королевская виселица. (
с)
В воротах сейчас размещается филиал музея Мирового океана
Музей, кстати, очень большой, имейте в виду, и я про него теперь много чего могу рассказать
НО!!!! Именно сюда я не смогла попасть год назад, в мае 2017. И представьте себе - 3 мая 2018 года они снова были закрыты :( Чтобы хоть что-то узнать, я зашла в Потерну
Она располагается совсем рядом с воротами. Потерна (фр. poterne) - подземный коридор (галерея) для сообщения между фортификационными сооружениями, фортами крепости или опорными пунктами укрепленных районов. Вид потерны изнутри - длинный коридор с переборками на входе и выходе. Потерны часто находились в скрытом месте, что позволяло осаждённым приходить и уходить незаметно. В случае осады, защитники могли делать незаметные вылазки и атаковать осаждающих. Потерны небольших фортов могли использоваться, как казематы для отдыха солдат.
Сейчас там внутри очень симпатично
Продаются сувениры и книги
Но я-то хочу в ворота! Ну, значит потом как-нибудь еще. Потом я бродила очень долго по городу, и в итоге, после Парка Победы вышла к железной дороге
Двухъярусный разводной мост Reichsbahnbruecke был построен в Кёнигсберге в 1926-м году. По верхнему ярусу шла железная дорога, по нижнему ехать машины. С помощью механики секции моста поворачивались за 2,5 минуты!!!! вбок, открывая форватер.
В 1945-м году при штурме города мост сильно пострадал. Сразу после войны его восстановили, сначала как неразводной. Глубина Преголи в этом месте требовала, чтобы мост все же разводился, поэтому в 1965-м году его модернизировали. Вместо двух поворотных пролетов (как было у немцев) построен один большой пролет, поднимавшийся вертикально с помощью двух высоких башен.
С моста хорошо виден Музей Мирового океана
Прогулочные кораблики проходят под мостом свободно, мост поднимают только для прохода крупных судов.
Вид на мост с «Виктора Пацаева» из Музея Мирового океана, август 2018 года.
По мосту можно пройти пешком. На велосипеде нельзя, придется вести в поводу
И сразу за мостом, на другом берегу Преголи, мы видим еще одни грандиозные ворота - Фридрихсбургские
Крепость Фридрихсбург была основана в 1657 году по приказу великого курфюрста Фридриха Вильгельма для охраны Прегеля. Фридрихсбург был крепостью бастионного типа. В плане крепость имела форму квадрата с четырьмя земляно-каменными бастионами по углам. Крепость строилась по проекту придворного математика К. Оттера.
В 1697 году крепость посетил и изучал здесь бомбардирское дело Пётр I. После возвращения в Россию по приказу Петра на острове Котлин было построено несколько фортов (Кроншлот, Цитадель и Александр-шанец), образцом для которых служила крепость Фридрихсбург.
В середине XIX века крепость была модернизирована и включена в состав второго вального обвода Кёнигсберга. С этого времени крепость стала считаться фортом.
За всю свою историю крепость ни разу не принимала участия в боевых действиях.
В начале XX века оборонительные сооружения второго вального обвода были признаны устаревшими. Они были выкуплены городскими властями, которые снесли большую часть этих оборонительных сооружений. В 1910 году крепость Фридрихсбург перестала быть военным объектом и вскоре была полностью снесена. Её рвы были засыпаны, а бастионы и валы - срыты. Сохранились только ворота.
Википедия Сейчас ворота тоже являются частью Музея Мирового океана
В них наверное очень хорошая экспозиция
проводится много интересных мероприятий
Но ррррр, догадайтесь с трех раз - ОНИ ТОЖЕ БЫЛИ ЗАКРЫТЫ. Тоже безо всякого объяснения, в майские праздники.
Так что тут я уже окончательно расстроилась, и смело пошагала к Южному вокзалу. Тоже вдоль железной дороги, которая так и идет. Вот что-то немецкое железнодорожное.
А я выхожу к Бранденбургским воротам
***
Пост со ссылками на все дни отпуска