Неделю назад наконец-то добралась до Садово-Спасской. Давно хотела посмотреть монумент, читала про него у нескольких френдов.
Монумент большой, но на фоне окрестных зданий не то, чтобы теряется, но его иногда можно и не заметить.
У меня первый циничненький вопрос в голове сразу - как отнеслась страховая группа «» к тому, что ей такоЭ вкрячили перед носом, но думаю, что, во-первых, их никто и не спрашивал, а во-вторых... не знаю, что во-вторых, но место какое-то странное по-моему. Если хотели в центре города, чтобы «все видели и могли поклониться» - ну, это Садовое, там все бегут на бизнес-ланч и летят мимо.... Если привязка к академика Сахарова - на другой то стороне намного больше, но там Внешэкономбанк и МИБ, им фиг че воткнешь под нос. И повторюсь - на фоне домов *мне кажется* памятника почти не видно, конечно монумент Церетели и производит такое ужасающее впечатление (на что и было рассчитано) потому что он стоит в "чистом поле".
Но
Вики нам как всегда все разъясняет! Там вообще все прекрасно в статье, я с трудом удержалась, чтобы вообще все скопировать (потому что, хотя как многие пишут «не буду копировать, можно пойти и прочитать», я уверена, что все равно никто не идет и не читает :))
«Стена скорби» - памятник работы скульптора Георгия и архитектора Андрея Франгулянов, посвящённый жертвам политических репрессий. Расположен в сквере у Садового кольца на пересечении Садово-Спасской улицы и проспекта Академика Сахарова в Москве.
Идея создания подобного памятника возникла в 1960-х годах после разоблачения культа личности Сталина и начала процесса реабилитации репрессированных, однако затем была забыта до установки «Соловецкого камня» на Лубянской площади в 1991 году. Создания полноценного национального мемориала жертв репрессий долгое время добивался глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов. Наконец, в 2014 году президент России Владимир Путин поручил мэру Москвы Сергею Собянину соорудить памятник на основании предложения члена СПЧ Сергея Караганова.
В конкурсе, проведённом в 2015 году с участием видных правозащитников, общественных и государственных деятелей, победил проект памятника работы скульптора Георгия Франгуляна, который затем был одобрен президентским указом. Стоимость сооружения монумента составила 460 миллионов рублей, большая часть из которых была выделена правительством Москвы, а остальная - собрана в результате народных пожертвований, как от известных личностей, так и от обычных россиян. Сооружение и установка памятника, на создание которого у скульптора, работавшего вместе с сыном архитектором Андреем Франгуляном, ушло больше года, прошли в августе-сентябре 2017 года. Мемориал был открыт 30 октября при участии президента Путина, отметившего, что произошедшее не должно повториться.
Мемориал выполнен из бронзы и камня. Представляет собой двухсторонний барельеф, высотой в 6 метров и длиной в 35 метров, с выбитым на нём множеством безликих человеческих фигур, символизирующих масштабность репрессий. Между фигурами в некоторых местах находятся просветы-двери, проходя через которые, посетитель мемориала сможет почувствовать себя на месте репрессированных и осознать ценность человеческой жизни. Края барельефа с двух сторон представляют собой скрижали, на которых на 22 двух языках высечена заповедь «Помни».
Площадь перед памятником выложена камнями из мест заключений и массовых расстрелов, лагерей ГУЛАГа. Благодаря нескольким гранитным столбам с прожекторами создаётся ощущение того, что души взлетают на небо, а своего рода заградительные надолбы вынуждают посетителей идти к памятнику шеренгами, как на расстрел. Площадь обрамлена гранитными плитами, памятник окружен камнями, по которым струится вода, вокруг него растут ели, а сам комплекс вписан в окружающий городской ландшафт.
Общая стоимость памятника составила 460 миллионов рублей, из которых 300 миллионов было выделено из московского городского бюджета, а сбор остальных 160 миллионов был возложен на Фонд увековечивания памяти жертв политических репрессий. Как отмечал Караганов, такая большая сумма обусловлена «гигантскими размерами монумента и дорогими материалами». Основное финансирование было выделено из государственных средств. Караганов заявил, финансирование памятника - обязанность российского государства, так как оно - «правопреемник того, от имени которого преследовали и уничтожали людей». Был организован и сбор народных пожертвований, который начался 8 октября 2015 года по инициативе музея истории ГУЛАГа. Федотов перечислил денежную составляющую полученной в 2015 году премии отца Александра Меня в 100 тысяч рублей, а также часть премии Егора Гайдара в миллион рублей, тогда как Володин - свою месячную зарплату в 398 тысяч рублей. Глава Чечни Рамзан Кадыров выделил 5 миллионов рублей, при том, что именно он в 2008 году издал распоряжение о сносе мемориала жертвам депортации 1944 года в Грозном. Глава Ингушетии Юнус-бек Евкуров пожертвовал месячную зарплату, а именно 79 тысяч рублей, тогда как депутат Госдумы от Ингушетии меценат Алихан Харсиев перечислил 2 миллиона.
К июлю 2017 года в связи с «недостатком информации в СМИ о проекте» было собрано только 32 миллиона рублей, после чего недостающие затраты на установку взяли на себя власти города. Ранее Федотов высказывал мнение, что в стране имеет место «абсолютно наплевательское отношение» федеральных телеканалов в отношении популяризации среди россиян темы увековечения памяти репрессированных и призвал крупнейшие российские банки примкнуть к организации сбора пожертвований. Правозащитник заключил, что если бы каждый россиянин сдал по рублю, то вся необходимая сумма была бы собрана. Вместе с тем, через платёжные системы поступали и небольшие деньги от простых россиян, по 100, 500 и 1000 рублей. Так, мужчина пожертвовал бронзовый слиток, который был включён в композицию памятника, а женщина принесла на переплавку целый мешок бронзовых рублей, которыми её мужу-художнику в 1990-х годах платили зарплату. Средняя общеобразовательная школа № 3 имени Василия Вильямса станицы Кировская Ростовской области совместно со своими учениками и их родителями перечислила 75 тысяч рублей. К открытию памятника сумма народных пожертвований составила 45 миллионов рублей.
На гранитном блоке рядом с памятником выбита надпись о том, что он возведен по указу президента Путина.
Полукруглый монумент обрамлён подпорными стенками из гранитных плит, на некоторых из них большими прописными буквами выбиты слова: «Помнить», «Знать», «Осудить», «Простить». По заднему периметру площади в качестве опорной стены расположены вздыбленные «плачущие» камни, по которым струится вода. Перед рельефом располагаются семь гранитных столбов с прожекторами, лучи которых, как людские души, направляются в небо, тогда как ночное освещение мемориала оформлено в виде специальных ламп с мягким жёлтым свечением. Спереди установлены специальные заградительные надолбы, ввиду чего создаётся впечатление, что люди идут к памятнику шеренгами, друг за другом в затылок. Сквер обрамлён гранитными бортовыми камнями, а вокруг растут деревья: ели в сочетании с подобием сибирских скал.
Для «сакральности места», по словам Франгуляна, дорога к памятнику была вымощена камнями из самых известных лагерей ГУЛАГа, мест заключений и массовых расстрелов, территорий расположения бывших лагерей, областей, население которых подверглось принудительным депортациям... в общем из 58 российских регионов.
По замыслу скульптора, многосоставная композиция из бронзы, камня и воды, в сочетании с подсветкой сливается в «единый организм». Комплекс вписан в окружающую архитектурную ситуацию. Частью мемориала стало и стоящее за памятником здание Согаза, настоящий «комод», который, по мнению скульптора, есть «символ власти и неповоротливости».
Как мне показалось - памятник почти никто «не видит». Офисный планктон бежит мимо, на блоках рядом с памятником курили какие-то девицы, видимо как раз из «символа власти и неповоротливости», там же по вечерам, судя по всему, и выпивают и закусывают.
Такие памятники нужны, обязательно - «чтобы помнили». Кто-то наверняка задумается и вспомнит деда, репрессированного или чекиста, даже на бегу, проходя на обед в очередной ресторан. Но….. Размер и цена - не всегда таким можно достучаться. Для меня, например, крошечные квадратные плитки с именами евреев и немцев, погибших во время 2-ой Мировой войны, которые вмурованы в стены и асфальт во многих немецких городах, выглядят страшнее и пронзительнее, чем такие вот «стены».