Стрельцы в Москве и других городах всегда жили слободами. С семьями, домами, церквями и огородами. Удобненько, чо!
Одна слобода - один полк. В середине XVII века в Москве таких слобод было около 20 штук, конечно, все это в пределах Земляного города. Большая часть размещалась в Замоскворечье - подальше от Кремля. Называли слободы по именам полковников, отсюда в Москве сохранились Зубовская площадь и улица, Вешняковский и Пыжевский переулок. Последний, как и местность вокруг него - Пыжи, был назван в честь воеводы Богдана Пыжова. Рейтар, участник Русско-Польской войны 1654-1667 годов, воевода Самары в конце XVII века.
Первая церковь в этой стрелецкой слободе была заложена в 1593 году, конечно, деревянная. Полк Богдана Пыжова стоял здесь во время царствования Алексея Михайловича Тишайшего. И в 1657 году здесь начали строить новый, каменный храм.
Стрельцы содержали свой храм, вносили пожертвования, и в 1691 году на их деньги был установлен придел во имя святителя Николая
Позже весь храм получил имя Святителя Николая. Или Святого Николы
Церковь шатровая, как строили в это время
Стройная шатровая колокольня с великолепно декорированной «висящей» аркой входа принадлежит к лучшим образцам этого типа сооружений в московском зодчестве. Примыкающие к храму трапезная и колокольня поставлены по главной оси, то есть «кораблем», как это стали делать со второй половины XVII в. Типичный пятиглавый, бесстолпный храм с развитым пышным антаблементом и ярусами кокошников, богато декорированный кирпичными деталями «штучного набора». (
с)
Храму, стоящему фактически, в центре Москвы, не очень везло. В 1812 году он сгорел, и до 1848 года к восстановлению даже не приступали, все средства московское мэрия правительство в первую очередь направляла на ремонт жилых и административных зданий. А у Синода денег не было.
В 1934 году храм закрыли, священники были репрессированы. Трое клириков этого храма были канонизированы в лике новомучеников и исповедников российских.
Нам повезло, что храм не тронули, не взорвали. Внутри были устроено общежитие, потом научно-техническая лаборатория, а в 60-х годах швейные мастерские.
В 90-е годы храм вернули прихожанам.