На самом деле я не подумала про своих подруг, которые никак не смогут побывать на выставке и теперь мне очень стыдно, Катя и Ира, правда-правда! :)
Поэтому для тех, кто далеко, и кто не сможет сходить сам по какой-то причине - очень секретный пост № 2. А все остальные пусть по-честному посмотрят только после 21-го августа, ладно? :)))
Пошли второй раз на выставку!
Начала Наталья Аполлоновна с портретов Кипренского
Первые два хранятся в самой Третьяковской галерее, так что представлены оригиналы. Остальные три - репродукции из Эрмитажа и других музеев.
Дело в том, что в начале XIX века началась мода на сэлфи, автопортреты. Писали себя все - и портретисты, и пейзажисты ("А что, можно было?"). В начале XX века (кажется) проходила выставка "Весь Кипренский", на которой было представлено аж 10 автопортретов!!! В том числе и вот эти пять. А потом искусствоведы начали сомневаться и приглядываться. И в итоге сейчас доподлинно известны всего два автопортрета! Один - самый первый, "в полосатом халате". И второй хранится в галерее Уффици, для которой Кипренский его и писал. А все остальные молодые люди с кистями - не очень Кипренский
***
Второй сюжет - "Неравный брак" Василия Пукирева. Картина сказочная. Я в детстве ее очень любила. Невеста там неземная, и эти глаза ее розовые заплаканные.
И я всегда "знала", что художник изобразил там свою драму, и себя, соответственно, шафером за спиной невесты, и это было особенно грустно.
Но!!!! Сейчас полезла в Вики - оказывается все уже известно -
там две версии написания картины и вообще "действующих лиц" А на выставке представлена первая версия! Небольшой эскиз справа от большой картины тоже хранится в Третьяковке, и там за спиной невесты стоит совсем другой человек - как раз, якобы, Сергей Варенцов. Который якобы потом выразил Пукиреву неудовольствие за то, что его частную драму выставили на весь свет, и художник переписал лицо шафера, придал ему свои черты. НО!!!!! При этом третья картина справа - портрет "невесты" с картины спустя 44 года
И надпись на ней свидетельствует в пользу второй версии!
То есть в итоге опять не понятно - кто на ком стоял, у кого была драма (у всех, очевидно) и т.д. 0_о
***
Третий сюжет - тоже очень грустный. В галерее много лет хранится картина Василия Перова "Старики родители на могиле сына"
Она была написана по мотивам романа "Отцы и дети" и приобретена самим Третьяковым у Перова. Но!!!! В Третьяковке есть еще одна картина Перова "Старушка" - и вот глядя на нее, исследователи никак не могли понять - что это за старушка, и что это за камень перед ней и т.д.
И вообще, такое впечатление, что чего-то не хватает! А потом в Белоруссии была "найдена" вторая, ОТРЕЗАННАЯ!!!! половина картины - старичок. То есть Перов написал два варианта картины - родители на кладбище, на улице, спиной к зрителю и лицом, перед могильным камнем (?). И вот вторую картину в какой-то момент разрезали на две части и разделили.
***
Следующий сюжет - не такой драматичный, то тоже не сильно веселый.
Тут все просто - художник, написавший "итальянский сюжет", никогда не был в Италии
***
Портрет молодой Елизаветы написан *внезапно* на таком тонком холсте, что через какое-то время краски "проступили с обратной стороны холста.
Аналогов этой ткани в России нет. Откуда взялся холст для этой картины - не известно. (я скромно подумала, что завезли из ХХ века, например)
***
Там вообще очень интересное оформление, несколько картин закреплено вот в таких вот "кругах"
Так, что видна и лицевая часть картины, то, что обычно видит зритель, и задник - то, что не видит никто, кроме специалистов. Собственно, самое ценное :)
Я там все подкрадывалась, думала, что каааааак крутануть можно! Но Дима надо мной сурово поржал - для таких одаренных, видимо, эти круги закреплены намертво, и ничего не крутится!
***
Супрематические композиции - ну, тут все "просто" :))
Сторона картины раз
И сторона картины два!
***
Картина Ивана Якимова хранится в Третьяковской галерее с 1930 года и впервые экспонируется на выставке. Сюжет произведения относится к бытовому жанру, весьма редкому в русском искусстве XVIII века. В музее картина получила название "Мужчина у колыбели". Имя создателя домашней картины долго оставалось неизвестным, а характер изображения вызывал недоумение: в композиции явно чего-то недостает. Камин виден лишь наполовину, веревка у деревянной лошадки натянута, словно кто-то ведет игрушку за собой... Рентгеновская съемка показала, что края холста с верхней и правой стороны были когда-то обрезаны, и в музей поступил лишь фрагмент полотна большего формата.
Сравните картину с изображением в альбоме "Собирание отличных произведений российских художников и любопытных отечественных древностей". Этот уникальный экспонат также демонстрируется впервые. В альбоме собраны рисунки с картин, входивших в первой половине XIX века в собрание П.П. Свиньина. На одной из страниц было найдено продолжение уже знакомого сюжета.
Иван Якимов (Екимов) окончил в 1770 году Петербургскую Академию художеств и продолжил обучение в Париже. В 1773 году Якимов отправил на родину две картины, представлявшие "домашнее спокойствие".
***
Ну, про Исаака Бродского я уже рассказала. Но все равно красивый парк, конечно, совсем не "советский" :))
***
Это конечно все равно не все, но мне кажется, что вестник культуры поработал неплохо :))) Теперь ждем алаверды из Вильнюса и Вроцлава *коварно хохоча, Лена удаляется в сторону очередной выставки* :)))))