Ферапонтово находится в 18-20 км от
Кириллова, совсем рядом с трассой А-119 Вологда-Мурманск. С трассы несколько указателей "Ферапонтово 4 км", мы свернули на первом же и в общем, монастырь находится безошибочно :) Выезжали потом так же, видели еще несколько указателей, но разницы особой, наверное нет.
Село большой, много воды, там два озера и речка, которая их соединяет, монастырь в какой-то момент виден очень издалека, а потом съезжаешь вниз, к мостику.
Мы приехали туда в 5 часов вечера и все время, пока там были, на небе все время показывали красивое и драматичное :) Очень нравится это фото. Героический Дима на фоне Бородаевского озера
Смотреть на это можно бесконечно :)
Это все с площадки напротив монастыря, там даже что-то типа сцены, а если обернуться.....
Ферапонтов-Белозерский монастырь был основан преподобным Ферапонтом в 1398 г. Расположен в 18 км от г. Кириллова, между озерами Паским и Бородаевским. Представляет собой уникальный памятник истории, архитектуры и стенописи XIV-XX вв., дошедший до наших дней в архитектурном комплексе XV-XVII вв. В течение 400 лет был мужским монастырем, в 1798 г. его упразднили, после чего в XIX в. он стал приходом Ферапонтовской волости. В 1904 г. монашеская жизнь в стенах обители возобновилась. Женский монастырь просуществовал до 1925 г. После изгнания насельниц богослужения еще совершались до 1935 г., затем монастырь вошел в состав Кирилловского краеведческого музея. В 1974 г. был открыт Музей фресок Дионисия. С 1989 г. возобновились богослужения Ферапонтовского прихода.
Монастырь имел двух основателей и назывался Ферапонтов-Белозерский Богородице-Рождественский Мартинианов монастырь. Основан в вотчине князя Андрея Дмитриевича Можайского. Первоначально был небольшим и малочисленным, удаленным от селений и дорог. Число братии к началу XV в. составляло 10-15 иноков. Позже вдоль его стен пролег большой тракт на Архангельск через Каргополь, по которому проходил торговый путь на Север, а также шли паломники в Соловецкий монастырь.
СсылкаТак что этому монастырю повезло - он не разорялся, тут не было МТС или детского дома и т.д. И все это, думаю, благодаря тому, что "Особую значимость для русской и мировой культуры имеет собор Рождества Богородицы. Согласно тексту летописи на откосе северной двери он расписан Дионисием и его сыновьями с 6 августа по 8 сентября 1502 г. Это единственная сохранившаяся роспись выдающегося представителя московской иконописной школы, главного художника рубежа XV-XVI веков.
Площадь стенописи собора 600 м². Она является единственной документально подтвержденной росписью мастера. Индивидуальность настенной живописи Дионисия - в неповторимом тональном богатстве мягких цветов, ритмической гармонии многочисленных сюжетов в сочетании с архитектурными членениями собора. Особенности взаимосвязи между сюжетными циклами (Акафист Богородице, Вселенские соборы, Страшный суд и другие) и отдельными композициями как внутри собора, так и снаружи, колористическое многообразие и философская глубина определяют значение стенописи собора Рождества Богородицы. Среди памятников православного круга стенопись собора выделяет полная сохранность никогда не поновлявшейся авторской живописи."
Ссылка В монастыре кроме нас была только ее пара москвичей (судя по номеру авто :)), так что мы там по хоть и небольшой, но все-таки вполне себе территории монастыря бродили вчетвером, что явилось огромной разницей по сравнению с Кирилловым. Отсюда и впечатления :) Дима сильно надеялся, что в музей мы уже не успели, бггг, потому что было 17.40, но я завопила, забежала и тетеньки сказали, что все работает и идите! Там есть единый билет какой-то на все экспозиции, но мне нужен был только Дионисий!!!! Один Дионисий стоит 250 рублей за взрослого, мы крякнули, но отдали 500 рублей почти недрогнувшей рукой (это мы тогда еще до Кижей просто не доехали!) Все фрески Дионисия "экспонируются", естественно там, где они и были всю жизнь в Рождественском соборе. Там все строго, сначала нас всех загнали в комнату и принудительно показали очень хороший документальный фильм - про монастырь, фрески, как Дионисий с сыновьями (вот мне тут интересно, сколько было сыновей-то - потому что расписали по документам за 2 месяца, а площадь росписи огромная) все это расписывали, про технику росписи, краски и т.д. Как это реставрировалось все в 70-е годы ХХ века. А потом предлагают пройти в сам собор, там все соединено переходами, закрыто от влажности.
Внутри... ну это надо самим ехать и видеть :) Я попросила и сфотографировала только вход
Выходим наружу. Тоже из Вики "ансамбль Ферапонтова монастыря уникален по красоте, подлинности, согласованности архитектурных деталей разных столетий, объединяющих его в единое целое. Идея ансамбля - раскрытие в архитектурных и живописных образах темы Боговоплощения."
Вот это мне всегда было чуть-чуть смешно читать. То есть когда Саграда-Фамилия строится в течение 100 с лишним лет, я понимаю - там "в начале" все-таки был один автор, есть какая-то общая концепция и т.д. А когда такое пишут про северный монастырь, который строился при разных заказчиках, в течение 200-300 лет..... Ну, наверное раскрытие темы Боговоплощения - такая крепкая концепция, которая "работает" через века и всех вдохновляет. ОК
Про Боговоплощение там по-моему больше вот так работает
А если представить, как там жили и живут люди.... 9 месяцев в году, с сентября по май, особенно.
А между тем натягивает опять
Последний взгляд на надвратную церковь от мостика и идем обратно к мотоциклу. Нам еще ехать до Липиного Бора.
Вот там мне Очень понравилось! При условии полного отсутствия людей. Очень сильное место.
***
Пост со ссылками на все дни отпуска