Вильнюсский Унивеситет, один из старейших в Европе, как и многие европейские университеты начинался с одного здания в центре города. Потом ректорат прикупал соседние здания, дворы целиком, все это соединялось в систему закрытых двориков и переходов.
Сейчас ансамбль Университета - целый квартал в Старом Вильнюсе, между улицами Пилес, Университетской, Св.Иоанна (Шв.Йона) и Скапо. 13 двориков, 12 зданий, громадный собор Св.Иоаннов с колокольней, бывшей когда-то самым высоким строением в Вильно - все это может осмотреть любой турист.
Входить надо с угла Пилес и Шв.Йоно. Года 3 назад мы хотели "просто посмотреть собор" и столкнулись с тем, что вход туда платный, нам объяснили, что по билету можно ходить и смотреть много. Но тогда нам было не надо, мы попросились и нас бесплатно впустили в собор. А в этот раз мы шли целенаправленно, твердой походкой, смотреть все как следует. Когда объявили об этом МЧ на кассе, он с сомнением поглядел на нас: "Но вам это будет стоит 26 лит!!!! (260 рублей :)) Ребенок бесплатно!" Мы уверили его, что готовы понести такие жертвы и ломанулись внутрь.
Самый первый, Большой двор
Из него можно пройти в три других дворика, один из них - двор Обсерватории
Двор Матвея Казимира Сарбевия, названный так в честь польского поэта.
![](https://lh6.googleusercontent.com/-fscOdHmWUtg/UgUeDOMsWWI/AAAAAAAAKcQ/VnhPdUWVlSo/w848-h566-no/P1230591.jpg)
Здесь сейчас находится книжный магазин, факультет филологии и центр литуанистики.
И вот как раз Центр литуанистики - то, что нужно увидеть обязательно чтобы окончательно убедиться, откуда беруться больные на голову филологи!!!
Небольшое помещение все полностью украшено фреской Пятраса Ряпшиса "Времена года", которую он создавал почти 10 лет, с 1976 по 1985.
Вот что сам автор говорит о помещении и о сюжете фрески: «Зал - низкий, коренастый, прямоугольный... Колона - исходная точка. Она - опора помещения, которая держит купол...
На колоне изображаю то, что для человека являлось самым важным: умножение урожая, сохранение стада. На парусных сводах - музыканты: летом играют на струнных, осенью - на духовых, зимой - на ударных, весной - на растительных инструментах (мифологическое разделение). Вверху - божества, имеющие отношение к небесной сфере. В арках - танцы и игры... На стенах - календарные праздники... Изображения ориентированы по сторонам света: весна - на востоке. Горизонт волнистый, идёт по всему параметру, в нужном месте превращаясь в гору или равнину. Для фигур важен масштаб. Маленькое помещение - маленькие фигуры. Они нагие, так как костюм указывал бы на тот или иной исторический период... Фигуры плоские. Для меня важно, чтобы они выглядели как знак, как мишень в стрельбище: тогда образуется система знаков. Движения фигур играют ту же роль, что глаголы в языке. Обители - без стен. Изображаются полы, окна, двери и предметы, находящиеся внутри. Тогда ничто не заслоняет собой вид, сразу видно, что происходит в помещении и снаружи.
Все рисунки окон документальные (я опирался на Кристофа Харткноха, Матвея Преториуса, Теодора Лепнера, Эдуарда Гизевиуса) - мне была нужна историческая достоверность... В северном окне - шесть образцов литовской архитектуры... В восточном (великом) окне - восемь картин, на которых изображены пруссы. В каждом - фрагмент текста о литовском языке Симонаса Даукантаса. В окошке фойе - шесть картин, изображающих костюмы литовцев, малолитовцев и пруссов.
Мемориальная доска (рельеф) посвящается сгинувшим балтийским племенам. Медь покрыта латунью.
Во всю длину доски изображена женщина. На её теле - мальчик (поза взята из могилы, раскопанной археологами).
Возле фигуры расставлены вещи. По левую сторону - принадлежащие мужчине, по правую - женщине. На фигуре - текст. То, что сохранилось и дошло до нас: людские имена, гидронимы, названия местностей. Наверху - слова восточной голяди, внизу - пруссов. Это в своём роде карта. Фигура лежит головой к великому (восточному) окну. Так воспроизведён ритуал захоронения. Так как я располагал конкретным историческим материалом, был не подвластен влияниям. Материал не давал мне метаться из стороны в сторону.»
Ссылка и там вообще все комменты дивно как хороши.
Что страшного может быть на филфаке, бггг.
Варвара с умным видом ходила и приговаривала - вот это, наверное, зима!
Кафедра балтийской филологии, доооо!
Находиться там тоже можно очень долго. Только очень страшно. Но завораживающе. После этого выходишь на улицу - и собор Св.Иоаннов воспринимается как светочь разума и науки. А он, в общем-то такой и есть :) В каком еще соборе установлены памятники преподавателям Университета, поэтам и художникам?
Вот, например, памятник к 100-летию со дня рождения Адама Мицкевича.
А скамьи для ректоров стоят впереди скамей для сенаторов :)
А в одной из капелл сказочной красоты еще и устроена выставка "Богословская книга в Вильнюсском Униерситете"
Самый большой в Литве орган
А потом мы вышли из собора, посадили Ольгу в переноску и пошли на колокольню, смотреть на Вильнюс с высоты :)
Пост со ссылками на все дни отпуска