Вокруг ситуации, связанной с появлением в Астрахани навязанного и, как многим думается, "пропихнутым" бывшим Премьером Астраханского Правительства Константином Маркеловым и бывшим министром ЖКХ Астраханской области Яковлевым "пришлого" Регионального Оператора по работе с твердыми коммунальными отходами ломается много копий.
Кто то на эмоциях посылает к чертям всех. И старых и новых. Кто то в надежде на улучшения присматривается к новому, Эко Центру. Кто то считает, что толку не будет и от него. Я не ставлю сегодня задачи для себя пиарить одних и топить других. Сегодня мы поговорим языком цифр и аналитических выкладок. Думаю, многим ситуация станет понятнее.Против конкретных цифр и фактов идти трудно.
Данные выкладки легли в основу направленного сегодня Обращения к Президенту России Владимиру Путину. Привожу их в полном обьеме:
В соответствие с новой редакцией ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления» Министерством Жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области была разработана Территориальная схема обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами на территории Астраханской области.При разработке данного документа вопреки Постановлению Правительства РФ от 3 ноября 2016 г. № 1133 “Об утверждении Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора” - в состав объектов по обращению с твердыми коммунальными отходами не были включены поостренный в и введенный в эксплуатацию мусоросортировочный комплекс (МСК №1), расположенный в Наримановском районе, способный обрабатывать ТКО с территории г. Астрахани и двух соседних районов, а так же полигон твердых бытовых отходов (№ 0-00001-3-00479-010814), как объект будущего захоронения и место, куда Региональный оператор направляет отходы для размещения. Данные объекты, также отражены в Постановлении 42-п Министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области.
Привожу выдержку из 42 постановления:
7. Объекты по обработке, утилизации, обезвреживанию,
размещению отходов.
7.1. Образование отходов является неотъемлемым следствием жизнедеятельности населения, а удаление отходов - базовая задача управления коммунальной инфраструктуры.
7.2. На территории Астраханской области расположено 7 объектов размещения отходов, включенные в государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО).
7.3. Реестр действующих объектов размещения отходов, включенных в ГРОРО представлен в прилагаемой таблице № 8 к настоящей Территориальной схеме.
7.4. Реестр лицензиатов, имеющих лицензию в сфере обращения с отходами действующих лицензий на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности представлен в таблице № 9 к настоящей Территориальной схеме.
На территории Астраханской области по состоянию на 29.08.2016 58 организации имеют необходимые лицензии, установленные действующим законодательством.
7.5. Проектная вместимость размещения отходов по 7 объектам размещения отходов по размещению отходов на территории Астраханской области составляет 1 521,8 тыс. тонн, при этом остаточная вместимость составляет 671,84 тыс. тонн (44,15%):
Не смотря, на выше приведенные документы, в территориальной схеме нашла отражение следующая таблица:
Перечень мест передачи (объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения) твердых коммунальных отходов
«Муниципальное образование «Город Астрахань»
Хочу привести расчетные объемы за календарный год твердых бытовых отходов только по четырем районам города Астрахань:
Техническое задание из аукционной документации:
Планируемое количество (объем) твердых коммунальных отходов
«Муниципальное образование «Город Астрахань»
Не сложно понять, что согласно территориальной схеме на указанные полигоны можно будет разместить не более 10% ТКО из заявленного общего объема. Куда планирует размещать ТКО региональный оператор?
На просьбу в адрес Министерства скорректировать территориальную схему обращения с отходами получен отказ. Попытки оспорить законность ряда положений территориальной схемы в Суде Астраханской области закончились отказами принимать иски к рассмотрению.
Данная территориальная схема легла в основу конкурсной документации в конкурсе по выбору регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, организованном и проведенным Министерством ЖКХ Астраханской области в период октябрь 2016 г. - январь 2017 г.
По итогам конкурса между единственным участником - ООО «ЭкоЦентр» (член группы компаний «Чистый город». г. Волгоград) и Министерством ЖКХ Астраханской области 07 февраля 2017г. было подписано соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Астраханской области (зона деятельности 1). На следующий день Министерство ЖКХ прекратило свое существование. Его функции перешли к Министерству строительства и ЖКХ Астраханской области.
По данному вопросу была подана жалоба в ФАС. Аукцион на определения Исполнителей по сбору и вывозу ТКО был временно приостановлен. 18 июня возобновлен, но в территориальной схеме по полигонам предназначенных для размещения ТКО никаких изменений не произошло.
В тексте соглашения отсутствует понятие «дата начала обращения с отходами», определенное в п. 7 Постановления Правительства РФ №1156 от 12.11.2016 г. «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008г. №641». Отсутствие данного понятия позволяет региональному оператору сколь угодно долго приступать к соей деятельности, что мы наблюдаем на протяжении февраля - апреля 2017г.
Так Региональный оператор:
• нарушил сроки проведения конкурса на выбор операторов по транспортированию твердых коммунальных отходов (п.16. Извещение о проведении аукциона и документация об аукционе одновременно размещаются организатором аукциона на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт торгов), не позднее 25 рабочих
дней после подписания соглашения с субъектом Российской Федерации и не менее чем за 25 рабочих дней до дня окончания срока подачи заявок на участие в аукционе. __ Постановления Правительства РФ №1133.
• не подписал со всеми операторами объектов обработки и размещения (в том числе захоронения), внесенных в ГРОРО. Мощности объектов, указанных в территориальной схеме, способных принимать все ТКО области закончатся через три месяца (справка прилагается) приналичии свободных мощностей объекта Полигон «Рассвет» (№ 0-00001-3-00479-010814),
• не утвердил тариф на стоимость своей услуги
Согласно требований положения п. 7 Постановления Правительства РФ №1156 от 12.11.2016 г. «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008г. №641», если указанные договоры не подписаны в течение месяца с даты начала деятельности Регионального оператора - Региональный оператор приступает к исполнению своих обязанностей («коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствие с условиями соглашения»). Налицо нарушение действующего законодательства.
2.Касательно экологической безопасности региона.
В апреле - мае Региональный оператор использовал для размещения больших объемов ТКО на территории, не оборудованной в соответствие с действующим законодательством. На площадку, расположенную в Фунтовском Сельсовете Приволжского района осуществлялс вывоз и размещение ТКО, поставляемую туда спецавтотранспортом ООО «Чистая среда» (член группы «Чистый город», г. Волгоград) в количестве 60-70 машин в сутки. Там же осуществляется стихийная сортировка силами неизвестных лиц без соблюдения санитарных правил и норм, в отсутствии соответствующей лицензии. Это не смотря на то, что данный полигон был закрыт еще в 2014г.
В ночь с 29 на 30 апреля 2017г. На указанной площадке произошел сильный пожар, которых экипажи МЧС ликвидировали более 10 часов.Продолжение деятельности по привозу и размещению ТКО на этой и подобных площадках несет большую опасность населению и окружающей среде всей территории дельты Волги.
Хочется отметить отсутствие реакции Природоохранной прокуратуры Астраханской области на незаконную деятельность указанных компаний и отсутствие реакции на сигналы со стороны бизнеса и общественности.
В связи с вышесказанным просим:
Во избежание мусорного коллапса, который с высокой степенью вероятности может наступить в июле 2017 года в результате деятельности / бездействия Регионального оператора:
1. Потребовать с органов исполнительной власти Астраханской области:
1.1. внести корректировки в территориальную схему обращения с отходами Астраханской области, в том числе внести мусоросортировочный комплекс (МСК №1), расположенный в Наримановском районе, способный обрабатывать ТКО с территории г. Астрахани и двух соседних районов, а так же полигон твердых бытовых отходов (№ 0-00001-3-00479-010814), как объект будущего захоронения и место, куда Региональный оператор направляет отходы для размещения.
1.2. Внести в соглашение пункт об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Астраханской области (зона деятельности 1) понятие «дата начала обращения с отходами», определенное в п. 7 Постановления Правительства РФ №1156 от 12.11.2016 г. «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008г. №641».
1.3. Скорректировать объемы ТКО по всем муниципалитетам с учетом сезонности.
1.4. Проверить и, при несоответствии с указанными возможностями изменить, объемы и направления движения ТКО, направляемые на места размещения, соответствующие действующему законодательству с объемами образующимися на территории Астраханской области (зона деятельности 1), указанные в Территориальной схеме обращения с отходами, конкурсной документации по отбору регионального оператора. Есть большая опасность того, что подавляющая часть ТКО будет размещаться с грубейшими нарушениями действующего законодательства.
2. Рекомендовать Управлению Росприроднадзора по Астраханской области:
2.1. Проверить соответствие объемы и направления движения ТКО, направляемые на места размещения, соответствующие действующему законодательству с объемами образующимися на территории Астраханской области (зона деятельности 1) с целью избежание скорого переполнения имеющихся объектов и размещения их на необорудованных территориях. Стоит напомнить, что при законно оформленных площадках временного хранения, оснащенных соответствующей инфраструктурой размещение возможно не более чем на 11 месяцев. После этого ТКО должны быть захоронены. На каком объекте это предлагается делать в рамках действующей территориальной схемы?
2.2. Проверить объекты накопления отходов на их соответствие действующим санитарным нормам и, в случае соответствия, недопущению хранения ТКО на них более 11 месяцев с наличием подтвержденных возможностей их своевременного захоронения.
3. Поручить Природоохранной прокуратуре Астраханской области:
3.1. Провести анализ соответствие объемы и направления движения ТКО, направляемые на места размещения, соответствующие действующему законодательству с объемами образующимися на территории Астраханской области (зона деятельности 1) с целью избежание скорого переполнения имеющихся объектов и размещения их на необорудованных территориях. Особенное внимание уделяя объектам расположенным в гг. Астрахани, Ахтубинске, Приволжском, Наримановском и Ахтубинском районах.
3.2. Проверить законность (с учетом проведения соответствующих публичных слушаний) выделение земельных участков по объектам временного и постоянного размещения.
3.3. Регулярно проводить рейды и проверки на объектах размещения ТКО с целью недопущения нарушения действующего законодательства.
3.4. Незамедлительно реагировать на все поступающие от населения и организаций жалобы, материалы в СМИ, касающиеся нарушения положений природоохранного законодательства, в особенности касательно незаконных свалок, мест обработки и прочих объектов.
Считаем, что в объявленный в России год экологии особенно важно правильно заложить основы долгосрочной политики и отношений между субъектами рынка, позволяющие соблюдать законодательство и обеспечивать охрану окружающей среды, здоровье и безопасность населения.
Игорь Глуховский