После
приезда в Реконг-Пео, разобравшись с документами, мы сразу отправились на ближайшую автобусную остановку. И уже к полудню по серпантину поднялись в деревню Кальпа. Это то место, где по приданиям Шива предается уединенной медитации вдали от своей супруги. Кристина здесь уже была однажды, и поэтому уверенно повела нас в отель Голубой Лотос, расположенный на главной улице идущей от автобусного кольца. После долгой затянувшийся дороги она осталась передохнуть в номере, а я пошел прогуляться по ближайшим окрестностям.
1. Деревня Кальпа потрясающе красивое место, лежащее на высоте порядка 3000 метров. Старая часть деревни стоит на небольшом возвышение, в центре которого расположены буддийский и индуистские храмы, вокруг которых плотно прилегая друг к другу стоят старые дома. От них же во все стороны расходятся фруктовые сады и поля с частными домами, выстроенных по по-большему счету на современный манер. Из самой деревни открывается впечатляющий вид на горный массив Киннор-Кайлас (6050 м) и пик Джоркаден (6473 м).
2. Старая Кальпа очень мала. Чтобы пройти от одного края до противоположного, не займет и десяти минут, поэтому я решил заходить в деревню по спирали. Обойдя деревню с запада, взору предстал будущий сад. Несколько человек как раз трудилось, ухаживая за саженцами. Рядом стояли маленькие индуистские храмы местного толка. За поляной же начиналась старая застройка, куда я и направился.
3. Здесь ещё много сохранилось старых домов. Правда около трети находятся в разной стадии запущения. В основном разрушение начинается с поехавшей крыши. Следов восстановления не видно. Похоже местные жильцы таким образом освобождают место под застройку. То тут, то там в старой Кальпе виднеются бетонные коробки новых домов. Правда надо отдать должное, киннорцы, даже используя современные материалы, часто строят в духе домов своих предков. Интересна кладка старых домов, где каменные уровни чередуются деревянными. И так по всему Киннору.
4. Идя по западной улочке, довольно скоро я вышел к большому индуистскому храмовому комплексу Narayan Nagini Temple, похоже довольно поздней постройки. Это хорошо видно сравнив старый дом прилегающий к большим резным воротам.
Деревянные храмы с затейливыми росписями, необычная архитектура и окружающие пространства гор привели меня в восторг. Боясь, что всё это дело на долго затянет меня, я решил вернуться в номер, и уже вдвоем отправиться на поиски приключений. Картинки и описание сделаю в следующем посте.
5. По узенькой улице я проскочил мимо буддийского храма, отложив посещение его на потом. И уже через пять минут зашел в сонное царство нашего отеля.
Вообще, в это время в Кальпе туристов почти не было. Читал, что: "поток туристов из Бенгалии в сентябре-октябре здесь зашкаливает, что не очень хорошо сказывается на дешевизне и доступности жилья в этой время. В другие месяцы здесь довольно спокойно и относительно недорого". Я был в во второй половине июня. Даже можно было немного поторговаться в отеле за номер. В других же местах, где с туристами в это время было всё в порядке, часто были фиксированные цены. Правда со временем этого длинного похода навык нахождения дешевого или бесплатного жилья заметно возрос.
6. Солнце уже прошло зенит. Наскоро постирав вещи и умывшись, я разбудил Кристину. Мы приготовили немного ништячков из цампы с сухофруктами и пошли прямиком к буддийскому храму. На фото он расположен сразу за ступой. Новопостроенный дом безжалостно скрывает его своими высокими стенами. Если присмотреться, то современные дома быстро отвоевывают себе землю в самом центре Кальпы. Высокая башня с покатой крышей, что высится позади всех строений, это форт. В Кинноре такие сооружения попадаются почти в каждой большой деревни, где я был. Похоже в былые времена здесь могло быть довольно опасно. Что интересно, форт такой же конструкции попался мне и в Лахуле, что довольно далеко отсюда. Интересно узнать связи малых княжеств этого огромного гималайского региона. Если об этом есть ссылки на литературу, пишите в комментариях.
7. На территории храма из репродуктора весь день звучат записи мантр и молитв, переплетающиеся с шумом ветра и шептанием развевающихся молитвенных флажков. За храмом идет какая-то стройка, и мы пришли как раз после после обеда. Основные строители здесь оказались женщины. Одни заканчивали кушать, другие мыли посуду.
8. Храм посвящен средневековому переводчику Лоцаве Ринчен Сангпо, который согласно легенде построил в большом регионе от Киннора до Ладакха 108 храмов. О нем я буду рассказывать постепенно. Ведь на всем протяжении моего пути я не раз встречался с его наследием. К сожалению фотография описания храма оказалась совсем не четкой. Сложно что-то разобрать. Но похоже, что храм этот основан самим переводчиком почти тысячу лет назад, но он по какой-то причине разрушился в 1959 году, и на его месте возвели этот. Внутри же часовни небольшое помещение с красивым алтарем, где по правую и левую сторону от центральной статуи расположены образы Авалокитешвары и Гуру Ринопоче. В центре стоит статуя Будды с мудрой дарования учения. Возможно это Будда Вайрочана. Сложно сказать. Но статуи подобного исполнения можно встретить очень редко. Похоже она наследница старого храма.
После посещения храма мы перекусили цампой и дворами пошли к храмовому комплексу Narayan Nagini Temple. Но об этом в следующий раз.