Сегодня, 23 июня, отмечается праздник, дошедший до нас из далеких языческих времен, который до сих пор празднуют народы Европы. В разных странах он называется по-разному. В Норвегии праздник назван в честь Иоанна Крестителя - Jonsok. Другое название праздника - Jonsvaka (Jonsvoko) - образовано от имени Johan и глагола vake - «бодрствовать». Это не случайно: считалось, что в Иванову ночь (ночь накануне Рождества Иоанна Крестителя) нельзя спать до самого рассвета - не только потому, что можно услышать пение эльфов, но прежде всего с целью оберега на весь грядущий год.
Эта ночь полна энергии и магии. Явь и грёзы перемешиваются. Границы между мирами истончаются.
Торжества в честь праздника начинались вечером и продолжались всю ночь, завершаясь встречей рассвета - восходящего солнца. До 1770 года Иванов день был официальным праздником. Его упразднение, однако, не стало поводом для того, чтобы народ охладел к нему, - напротив, Иванова ночь осталась любимым народным праздником. По сравнению с Рождеством и Пасхой этот праздник имеет гораздо меньше отношения к церковным торжествам. Больше всего древних языческих обычаев связано именно с Ивановой ночью.
Пожалуй, главная традиция, приуроченная к Ивановой ночи, - разжигание костров. С давних времен люди верили в то, что огонь способен защитить от злых сил. Огонь - самая сильная и действенная очистительная стихия: в нем может сгореть все грязное и отжившее, но сам огонь всегда остается чистым. Костры в Иванову ночь разжигали несколькими способами. Сам по себе костер призван был «помочь» солнцу одолеть верхушку неба, он символизировал победу света над тьмой. Разжигая костер и поддерживая его до утра, люди словно приветствовали новое солнце. Крестьяне старались сделать костер как можно больше - это считалось делом чести. По этому поводу часто устраивались состязания - у кого выше и ярче пламя. Как правило, несколько дворов или хуторов собирались на общем кострище, где стар и млад принимали участие в подготовке большого костра. Во многих странах до сих пор распространен обычай прыгать через костер, такие игры воспринимались как необходимый обряд очищения.
Click to view
Над костром принято ставить высокую жердь, украшенную венками и листьями или же увенчанную колесом. Сжигание жерди, знаменующее собой уход всего старого и отжившего, - один из самых торжественных моментов праздника. Безусловно, Иванова ночь - самый веселый народный праздник. Это миг наивысшей радости и веселья, когда человек ощущает себя единым с природой, с окружающим миром. А если все цветет вокруг - то, как же не петь и не веселиться? Крики, выстрелы ружей и громкие песни отмечают начало праздника. Шумные торжества не стихают до самого рассвета.
У пана Ивана посередь двора
Стояла верба,
На вербе горели свечи,
С той свечи капля упала,
Озеро стало;
В озере сам бог купался
С детками, судетками.
(Дерево это и называли Купайло-прим.составителя М.Забылина).
Главным угощением служит сладкая молочная каша rommegrot. Не обходится в Иванову ночь и без возлияний, которые в древности также имели сакральный смысл, совершаясь во славу богов. Разумеется, в наши дни многие из названных обычаев либо забываются, либо совершаются сугубо формально. Однако праздник жив и до сих пор воплощает собой торжество лета, плодородия, расцвет жизненных сил.
Calend.ru Click to view
"В Малороссии, как и повсюду, существует поверье, мало-помалу переходящее в сказку, что будто бы накануне Иванова дня в ночь цветёт папоротник (иначе - кочедыжник). Что он в эту ночь сияет огненным пламенем и освещает местность; что если только его сорвать и бежать домой, не оглядываясь, что бы ни кричала сзади адская сволочь (бесы), то этот цвет даст возможность его обладателю открывать клады и получить богатство...
Откуда возникло это сказание, трудно вообразить; по всему можно думать, что невозможность цвести папоротнику в явь как растению тайнобрачному (возьмём хоть грибы, которые тоже не цветут, видимо), не есть ли насмешка, ради того, что никому не нужно рассчитывать на слепое счастье, а пользоваться только трудом и от него получать средства к жизни.
Впрочем, есть предположение, что на папоротник садится самец светящегося червячка, или светляка, который ночью, как известно, даёт от себя фосфорический свет; не это ли и породило басню? Червячок этот тоже носит название "Иванова".
Из книги "Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия"; собр. М.Забылиным.