«Утро чиновника, получившего первый орден» («Утро после пирушки, или Свежий кавалер»)
П.А. Федотов, 1846. Холст, масло. 48х42 см
(Изображения можно щелчком увеличить)
Например,
так: «Эта картина - первое в русской живописи произведение бытового жанра. Она примечательна реалистической точностью в изображении действительности, но в её замысле ещё заметна прямолинейная назидательность, в построении - перегруженность и некоторая карикатурность, а в цвете - пестрота и перечернённость».
И,
цитируя уже Довлатова, так:
«Друзья мои! Здесь, я вижу, тесновато. Пройдемте в следующий зал!..»
Но всё же:
А кто там под столом?
Объясняю, под столом (в правом нижнем углу картины) лежит собака, обратившись к зрителю, так сказать, спиною.
И если уж зашла речь об изображённых здесь живых существах, то вверх по откинутой половинке столешницы ползёт таракан (см. на основном изображении).
А два хвоста и голова селёдки, увы, уже покинуты витальной силой, и, тем самым, уподобились разбитой тарелке и валяющимся здесь опустошённым бутылям (большая в оплётке, полагаю, всё же из под кваса), но этикетку винной так и не смог разобрать, равно как и масть карты, что лежит за сломанным мундштуком. Дама пик, должно быть.
Но зато эта чудная живая кошечка так славно дерёт обивку стула, что прямо слышно: царап-царап!
Даже семиструнка побрякивает ей в ответ, хотя 1-я, 4-я и 6-струны на ней порваны.
Кстати на лацкане мундира значок с цифрой XV. Значит - 15 лет безупречной чиновничей службы.
А книга под стулом в авторстве Фаддея Булгарина - наверняка один из семи томов полного собрания его сочинений, Спб., 1839-1844. У него ведь такие
романы и фантастические сочинения.
Подсвечник и чубук с просыпавшимся табаком - это ясно. А вот красная плошка - то ли мисочка, то ли банка из под помады для волос? Осталось загадкой.
Пара птичек к клетке - это канарейки или..? Опять вопрос.
Служанка со щербинкой (узор на юбке то какой), кажется на сносях или померещилось? Ну ладно, разберутся. Кофе, что ли, молоть будем? А правый сапог, точно, прохудился.
К слову, Илья Глазунов, тот самый,
вспоминает:
…в картине “Утро после пирушки” женщина, показывающая дырявый сапог чиновнику с полученным накануне орденом в петличку, срисована с нашей старой прислуги Настасьи - жены артельщика Федора Яндовина, выкупленного моим дедушкой из крепостного состояния.
Старая прислуга, это как понимаю, в смысле: прежняя, давняя, того ещё времени.
А вот сам герой, хотя и в гражданском чине и после вчерашнего, но уже
накрутил себе папильотки в виде лаврового венка и побрился. Вон на столе - помазок, опасная бритва и специальное зеркало стоит повёрнуто на уровень сидящего человека.
А на чём же он сидел? Один стул сломан, второй, вроде, и не двигали. Кругом одни загадки!
Вот, например, ещё: правый рукав его халата, кажется не просто так висит, а как бы натянут на какую то доску, что ли. Или опять проблемы со зрением?
Вернувшись ко столу, под которым лежит собака и по которому ползёт таракан, нельзя обойти молчанием колбасу.
Как выглядела колбаса отечественная закусочная в 1846 г.? Примерно как сейчас.
С теми же вкраплениями жира, правда, без сои, ароматизаторов, E250 и пр., но, внимание, её и тогда, 164 года назад, резали на газете! Вот это традиция!
Заодно отметим шикарную скатерть: с трубами, якорями, вымпелами, морскими раковинами и звёздами, знамёнами, и почти что прямо гиппокампами.
Триумф! Решительный триумф!
А что это за газета, на которой резали колбасу? Да это «Ведомости С.-Петербургской городской полиции», издаваемые с 1839 г.
Ну которые вот здесь:
«Вдруг один отставной военный, с красным воротником, громко потребовал „Полицейские ведомости“. Господин Голядкин вздрогнул и покраснел: как-то нечаянно опустил он глаза в землю и увидел, что был в таком неприличном костюме, в котором и у себя дома ему быть нельзя, не только в общественном месте».
Сочинение г-на Ф. Достоевского
«Двойник» с подзаголовком «Приключения господина Голядкина», опубликованное в журнале «Отечественные записки», N 2, 1846.
Да, точно в том же году, что и эта картина, и тоже о чиновниках.
Другое дело, что г-н Голядкин уже ого-го - титулярный советник, гражданский чин IX класса. Это крути не крути папильотки все 15 лет, даже и безупречной службы, а не дослужишь.
Правда, будь хоть IX класса, но потомственного дворянства не положено. Только коллежский асессор, чин VIII класса, получает это право. А титулярных туда особо и не пускают. Ну, например, Акакий Акакиевич дослужился до титулярного советника. Ну и…
Но есть тут одна штука.
Герой не просто в тщеславной гордыне указует себе на грудь с орденом.
Это
орден св. Станислава 3-й степени, носимый в петлице или на груди на орденской ленте шириной 2,8 см. Девиз: «Praemiando incitat» - «Награждая, поощряет». Орденский праздник: 25 апреля (8 мая).
Конечно, Св. Станислав 3-й степени - тогда самый младший в порядке старшинства российских орденов. Им мог быть награжден «любой подданный Российской Империи и Царства Польского, кто преуспеянием в Христианских добродетелях или отличною ревностию к службе на поприще военном, как на суше, так и на море, или гражданском, или же в частной жизни, совершением какого-либо подвига на пользу человечества или общества, или края, в котором живет, или целого Российского государства».
Но - и это самое главное - по указу Николая I 1839 г. орден Станислава любой степени предоставлял права потомственного дворянства!
Вот где триумф! Вот почему гордыня и римские жесты!
Более того, в 1845 г. по Высочайшему повелениию награждение 2-й и 3-й степенями приостановили. И хотя картина закончена только в 1846 г., но всё же успел этот чиновник проскочить! И как проскочить: награжения возозбновили только через 10 лет, а право потомственного дворянства приносила только 1-я степень ордена.
Повезло, несказанно повезло!
Нет, но всё же, а кто этот господин, который всё так и сидит под столом с похмелья (и как то левая рука у него удлинённо нарисована)?
Беда с ним. Слишком темно и плохо видно. Придётся сходить в Третьяковку и посмотреть оригинал. Но, тем не менее:
на лацкане у него тоже блестит знак за выслугу лет. Мало того, у него тоже орденская лента Станислава. Так, что, выходит, это так гуляли потомственные дворяне? Эх-эх-э.. Высочайшее повеление 1845 г. было видно не без оснований. Ну, ладно, это их заботы, тем более, что сам художник Павел Андреевич Федотов сопроводил свою картину нравоучительнейшим стихотворением:
КАРТИНА «СВЕЖИЙ КАВАЛЕР,
ИЛИ ГДЕ ЗАВЕЛАСЬ ДУРНАЯ СВЯЗЬ,
ТАМ И В ВЕЛИКИЙ ПРАЗДНИК - ГРЯЗЬ»
(если угодно,
можно здесь его прочитать).
Тут дело в другом.
Известно, что П. Федотов любил на своих картинах изображать себя.
И не только на Автопортрете:
Но вот в виде майора-жениха на картине «Сватовство майора» :
В виде портрета гусара на картине
«Вдовушка» (первый вариант):
И тут он - лысоватый человек (второй слева) на картине «Всё холера виновата» .
Да
здесь все фигуры - это его знакомые. Не знаю только - пьяный на полу, тоже его знакомый или нет.
Кстати, видите, вот опять «Полицейские ведомости». А кошка (одна женщина зажала её подмышкой, а другая тяняет за лапу) - ведь совершенно уморительна.
Так что я думаю, не сам ли Павел Андреевич залез под стол и поглядывает на нас оттуда? Как знать…
P.S.
Орденом Станислава 3-й степени в 1900 г.
награждён А. П. Чехов «за отличное усердие и особые труды по должности попечителя Талежского сельского училища».
Орденом св. Станислава 3-й степени с мечами и бантом 17 ноября 1915 г.
награждён М. И. Зощенко за неоднократное отличие в боях.