Обмен на щенка

Feb 14, 2020 15:30

   В прошлом году исполнилось 99 лет ветерану войны В. С. Турову. Через месяц ему 100 лет - надеюсь, жив-здоров. Помимо боевых заслуг и долголетия, интересен он воспоминаниями.
   Например, он излагает рассказы своего деда, которой был у барыни кучером. В свое время этого кучера, еще маленьким мальчиком, барин откуда-то привез (предположительно, выиграл в карты), был ли он сиротой или его отобрали у родителей - неизвестно. А потом барыня откуда-то привезла ему ... жену - выменяла ее на щенка, поселили их в какой-то лачуге, где раньше хранили сбрую. До этого ни муж, ни жена друг друга никогда не видели.
   Года через два после отмены крепостного права он осмелился спросить у барыни: правда ли, что царь дал вольную (он об этом узнал случайно). Для начала ему всыпали 100 розог (обычно давали не более 25). Затем вывели их с женой со двора "в чем были" и сказали: вот тебе воля, на все четыре стороны. Сперва они жили в шалаше, потом с большим трудом они смогли построить какую-то хибару (Туров там потом бывал, была она примерно 2х2 м). Строить помогал (по ночам, чтоб барыня не узнала) его друг, он же помог сделать деревянную соху и т. д. Кто-то из крестьян, сами нищие, принес им серп, кто-то - семена овощей, и т. д. Но семян ржи ни у кого не было, пришлось их выпрашивать в долг у той же барыни. Ткань сами ткали из льна и конопли, сами шили из нее одежду и сами плели лапти.
"Венчала ли их барыня с выменянной на щенка девицей, никто сказать не мог. А все церковные документы поп в 1927 году, чтобы не передавать в сельский совет - уничтожил. Этот «святой отец» просто сжёг церковь, а сам ушёл в лес, в банду."
"...баре сгоняли всех крестьян праздновать новый год. Сами помещики с гостями веселились в натопленной усадьбе, а крестьяне с вечера до утра, на морозе и стуже, в своих стареньких сермяжках и в рваных, продуваемых ветром кожушках, мёрзли под господскими окнами, но обязаны были петь, плясать и веселить своих господ"
  Причем всех крестьян, даже детей и стариков, продолжали гонять на барщину - 5 дней в неделю, а летом и больше. И требовали оброк - 10 % с того, что сам вырастил. По словам Турова, в их краях это продолжалась до 1917 г. (свержению царя радовались даже помещики, по крайней мере - делали вид).
   Далее Туров излагает, как в 1914-м отца его призвали в армию, где над солдатами всячески издевался некий поручик. Будучи якобы князем, он заставлял себя называть даже не "благородием", а "сиятельством"; а также, проигравши в карты все, вплоть до нагана и формы, сидел на нарах в казарме в одном белье, а солдаты, проходя мимо, должны были чеканить шаг и отдавать ему честь. Однажды поручик заставил трех солдат катать себя на лодке по озеру, откуда они вернулись без поручика, и на все вопросы, куда же он делся, отвечали, что якобы не знают. Тех троих куда-то увели, и больше их не видели...
   Осенью 1915 г., уже на фронте, его отец заболел тифом. Его немедленно "дембельнули", о чем выдали справку. На этом участие государства закончилось, добираться домой больной должен был самостоятельно, ночуя в канавах (в дома никто больного не пускал, опасаясь заразы) и выпрашивая пропитание. Через полгода дошел-таки - грязного, оборванного, заросшего, трясущегося старика даже жена не узнала. А было тому "старику" лет 30. После этого еще примерно год он болел, работать не мог, требовался за ним присмотр - пару раз (во время приступов с галлюцинациями) чуть не спалил избу.
"...отблагодарил царь-батюшка своего защитника за верную службу. Выбросил из армии без лечения, фактически на произвол судьбы, многие тысячи заболевших тифом солдат. Это сейчас из Николая II-го пытаются лепить благообразный образ, а тогда в народе царя называли не иначе как «Николашка - дурачок». ...благодаря разным дурацким фильмам, книгам, у людей сложилось совсем неверное представление о жизни до революции. Столько вранья, столько мифов, что просто нет слов. Мол, и народ жил богато, а баре все как один говорили по-французски, были люди культурные, благородные и радели за простой народ" - возмущается Туров.
Previous post Next post
Up