Я
уже писал о том, как Бутовский полигон был фактически "назначен" местом расстрелов. Как 90-летний (!) бывший комендант НКВД через полвека с лишним "опознал" подписи своих коллег, и т. д.
А вот что
сообщает сам глава "Мемориала" Рогинский:
"никаких документов о местах захоронений в архиве Московского УФСБ, не сохранилось, вышеперечисленные обстоятельства, а также устные свидетельства бывших сотрудников НКВД дают, как нам кажется, полное основание утверждать, что все эти 20 765 человек похоронены в подведомственной Московскому УНКВД «зоне» - в Бутово....
Это, а также ряд других, менее существенных обстоятельств дает, как нам кажется, достаточные основания предполагать, что в 1937-1938 гг. тех, кого расстреляли по предписаниям, хранящимся в ЦА ФСБ, и на кого отсутствуют направления на кремацию, хоронили в подведомственной Центральному аппарату НКВД «зоне» - в «Коммунарке»."
Кажется им.
Кстати, Рогинский этот вообще разговорчив, "
прославился" таким признанием:
"...я довольно много занимался статистикой советского террора. Изучил огромное количество отчетных «простыней» о терроре за все годы, из разных регионов Советского Союза. ...начиная с 1921 года - огромные папки. Году в 1994-м я все изучил, все расписал и сложил. Дальше - нужно было публиковать.
Вокруг меня во внешнем мире существуют люди, мнение которых важно для меня: существует традиционное интеллигентское общественное мнение, и, что самое главное, мнение бывших заключенных, которых в 1994 г. в живых еще оставалось очень много. И они мерили наши жертвы за всю историю террора какими-то совершенно немыслимыми цифрами, десятками миллионов.
А по моим подсчетам за всю историю советской власти, от 1918 до 1987 года, арестованных органами безопасности по всей стране было 7 миллионов 100 тысяч человек. При этом, среди них были арестованные не только по политическим статьям. И довольно много. ..органы безопасности арестовывали в разные годы и за бандитизм, контрабанду, фальшивомонетничество. И по многим другим «общеуголовным» статьям...
А общественное мнение говорит, что у нас чуть ли не 12 миллионов арестованных только за 1937-1939-й. И я принадлежу этому обществу, живу среди этих людей, я их часть. ...для круга, к которому я считаю себя принадлежащим, это значило бы, что все, что нам говорили о цифрах до этих пор вполне уважаемые нами люди, неправда.
И отложил я все свои вычисления в сторону. Надолго. А потом уж (через годы) вроде уже можно было публиковать, а времени не нашлось. Пока."
С Рогинским и "Мемориалом" все ясно. Непонятно только, что за "папки и простыни" он изучал, если давно известна "справка Павлова", где на нескольких страницах есть полная разбивка по годам.