Jun 05, 2010 14:44
Начнём с того, что магия - это капитал, контролируемый волшебниками по всему миру. Так, например, "Чистокровный" Слизерин воплощает в себе аристократию, которая считает, что имеет право обладать богатством просто по праву рождения. Умный "Когтевран" воплощает в себе - прослойку буржуазной интеллигенции. Пуффендуй представляет мелкую буржуазию - посредственную, но массовую. Все волшебники угнетают магглов - то есть пролетариев, словно те являются низшими людьми. Они сквозь пальцы смотрят на их тяжкий труд, несмотря на то, что если бы им была доступна магия, очевидно капитал, - качество их жизни повысилось бы. Домашние эльфы - это ремесленники, лишённые классового сознания, которые полагают, что сложившаяся система - справедлива. Стоит отметить, что хотя некоторые и полагают, что маглорождённые нувориши способны изучать волшебство - большинство волшебников всё равно считают их людьми второго сорта.
Образование в Хогвартсе - нетрудовое, волшебники изучают исключительно то, как грамотно распоряжаться своей магией. Аналогично тому, как буржуазия обучается манипулированию деньгами, оставляя тяжкий производственный труд - рабочим. Другая аллегория - это квиддич, капиталистическая гонка. Охотники и Вратарь - это пролетарии, которые прилагают больше всего труда в игре, но вынужден конкурировать друг с другом. Загонщики - это вооруженные силы, которые хоть и, кажется, что и сражаются друг с другом - на самом деле угнетают работников. Ловец - это капиталист, который единолично выигрывает в этой игре, поймав золотой снитч (получив прибыль), тем самым обесценивая труд всех остальных игроков.
Теперь же поговорим о наших героях. О коммунистах! Цвета Гриффиндора - жёлтый и красный. Это без сомнения - прозрачный намёк на советскую символику и флаг. Дамблдор, с его внушительной седой бородой, острым умом и центральной ролью в книге, вне всякого сомнения - Карл Маркс. Неопрятные чёрные волосы и очки Гарри Поттера делают его идентичным Льву Троцкому. Шрам на лбу Гарри в форме молнии - отсылка на смертельное ранение Троцкого ледорубом. Два состава Ордена Феникса - это без сомнения, отсылка к двум Интернационалам. Мифологический образ Феникса - птицы, которая сжигает сама себя в огне и возрождается из пепла, имеет явные параллели с пламенем мировой революции. Она так же уничтожит прогнивший буржуазный мир и на его руинах построит мир новый, справедливый мир. Снегг - это Ленин. Он убивает Дамблдора, тем самым воплощая его цели в жизнь - точно так же, как Ленин изменил марксистскую теорию, что бы добиться целей, который ставил Маркс перед пролетариатом.
Волан-де-Морт воплощает в себе общество потребления. Центральная идеология такого общества - фетишизм, присуща и Тёмному Лорду. Её символ - крестражи, "ценные" предметы, с которыми прямо идентифицирует себя Волан-де-Морт. Владение статусными предметами придаёт обществу потребления идентичность; в то время как их уничтожение - разрушает его и даёт Тёмному Лорду понять, что он не развился, как человек. Красной Нитью сквозь роман проходит тема цензуры - главные герои стыдливо избегают даже упоминания Того-Кого-Нельзя-Называть. Так же стыдливо современная пресса боится поднимать тему кризиса Общества Потребления. Автор талантливо показываёт Тёмного Лорда - могущественным, но бездушным и де факто мертвым волшебником. Так же могущественна, но бездуховна современная идеология потребления, прогнившая изнутри.