К стыду своему, признаюсь: сколько лет жил в Омске, а в Ачаире так и не довелось побывать до прошлой осени. А тут вдруг выпал случай, мы прыгнули в машину и поехали.
01. С трассы гостя встречают Северные Врата. В них расположена звонница и надвратный храм Святой Анастасии. Здесь же - церковная лавка, где, кроме прочего продаются местная минералка (тот самый "Ачаирский Монастырь"), хлеб и брошюрки об истории монастыря.
02. Рядом с воротами расположена сестринская трапезная.
03. Если обойти её кругом, можно найти аксессуары для благоустройства территории.
04. Есть трапезная и для паломников.
К слову, у паломников по незнанию, может возникнуть проблема - извините, банально справить нужду. На первый взгляд. Но стоит только поискать и окажется, что заветные кабинки спрятаны в самых укромных уголках.
05. Вообще Ачаир крайне неприветлив к туристу. Подчеркиваю - именно к туристу. Например, а дверях храма Святого Великомученика Дмитрия Солунского висит объявление, мол, фотографировать внутри нельзя.
06. Если честно - то снаружи интереснее. Но паломник, у которого цели совсем другие, со мной, конечно, не согласится - он не за этим сюда приехал.
07. Часовня Святой Великомученицы Елисаветы Московской. Красивые деревянные изразцы как-то не вяжутся с облупленной крышей.
08. На храмах и часовнях висят пояснения, что это, зачем, почему, как с этим взаимодействовать и что делать нельзя.
09. Главный вид. Свято-Успенский собор и пещерный храм во имя Живоносного Креста и Страстей Господних.
10. Хозяйственные помещения.
11. Жилые помещения и монастырская гостиница.
12. Звонница.
13. Храмы прежде всего интересно обойти по кругу - мастера постарались, работая над дверьми.
14.
15.
16. Основное здание храма.
17. Снова резные двери. А на дверях и рядом пометки, чего можно и нельзя делать в храме по православной традиции. В отличие от Абалакского монастыря, заточенного на туристов, Ачаирский - прежде всего религиозное место. Потому всё строго.
18.
19.
20. Памятник святителю Николаю архиепископу Мирликийскому.
21. В трех местах пояснено, кому памятник.
22. Вот это второе, третье - такое же.
21. И обязательные в омских реалиях благодарности одному широко известному в местных кругах пенсионеру.
22. А памятник-то с двойным дном...
23. Храм Святого Феодосия Архиепископа Черниговского, библиотека и настоятельские покои. Зачем-то здание обнесено отдельным забором.
24. Монастырь разбросан по достаточно большой территории - места здесь очень много.
25. Есть где погулять по полям и рощам, повыбирать ракурсы для фотографирования.
26. Можно покормить уточек. Купаться и рыбачить здесь - нельзя.
27. Кроме уток с благодарностью примут корм сонмы рыб.
28. Мы на пути к тому самому минеральному источнику, которым столь знаменит Ачаирский монастырь.
29. А вот, собственно, основное, зачем сюда едут паломники. Освежиться в святом источнике. Вода теплая, так что окунуться можно почти в любую погоду. Я не рискнул: было прохладно.
30. Храм святого Иоанна Крестителя на водах. Оказался закрыт, и очень жаль. Деревянные церквушки мне нравятся куда больше каменных громадин.
31. Где-то рядом притаился ещё один храм.
32. Снова деревянный. Ну, почти. Снова закрытый.
33. По территории тут и там разбросаны здания явно хозяйственного назначения.
34. И технического. Все стилизованы по тематике местонахождения.
35. ...и яблони растут.
Кроме того, по территории монастыря раскидано еще несколько часовен и небольшое монашеское кладбище. Всюду снуют монахини и послушницы: последние - потупившись и пряча взгляд от мужчин. Жестко у них, чую.
В целом ощущения от монастыря скомканные. Знаете, бывает, зайдешь в старинный храм и чувствуешь, что в этом здании сотни и тысячи людей, сотни лет, выплакивали свои слёзы, общались со своим богом и в мыслях приближались к нему. И какое-то особенное чувство на душе. Со мной было это в тобольских храмах, где каждый кирпичик пропитан памятью предков и заботой об этой памяти. А здесь мало того, что новострой, так даже банально не могут поддерживать в адекватном состоянии то, что, в общем-то, красиво сделано. Очень грустно.
Для паломников это не главное. Я понимаю. Но туристу здесь делать нечего.