Molière. Франция, 2007. Авторы сценария - Лоран Тирар, Грегори Виньерон. Режиссер - Лоран Тирар. Оператор - Жиль Анри. Композитор - Фредерик Тельгорн. В ролях: Ромен Дюри (Мольер), Фабрис Лукини (г-н Журден), Лаура Моранте (Эльмира Журден), Эдуард Бэр (Дорант), Людивин Санье (Селимена), Фани Валетт (Анриэтт Журден), Мелани Дос Сантос (Луизон Журден). 120 мин.
Лоран Тирар заполнил лакуну в биографии Мольера. В 24 года он попал в тюрьму за долги, и никто достоверно не знает, что он некоторое время потом делал. Тирар со своим соавтором сочинил историю, в которой обыграл мотивы самых знаменитых комедий Мольера: «Мещанин во дворянстве», «Тартюф», «Смешные жеманницы и «Мизантроп», «Проделки Скапена».
Начинающий драматург, который тщетно силится сочинять и разыгрывать трагедии, несмотря на то, что фарсовые розыгрыши выходят у него явно успешнее, за долги посажен в тюрьму. Его выкупает некий господин Журден (Фабрис Лукини) - совсем не глупый и весьма преуспевающий коммерсант; однако его угораздило влюбиться в молодую светскую кокетку Селимену (креатура Ф. Озона Людивин Санье), которая собирает в своем салоне изысканных дам и творческих людей, чтобы развлечься и позлословить. Журден хочет сыграть в этом салоне пьесу своего сочинения и покорить сердце красавицы. Вообще-то он далеко не юн, более того - женат и имеет дочь брачного возраста, но прихоть любви и не таких особ делала полными дураками. Так вот, Журден нанимает Мольера, чтобы тот порепетировал с ним предстоящее представление, а чтобы дома никто ничего не заподозрил, представляет его священником… по имени Тартюф.
Актер в сутане старается честно отработать свой выкуп (один из лучших эпизодов - где он показывает г-ну Журдену, как надо изображать коня). Однако мнимый святоша не на шутку влюбляется в умную и искреннюю супругу своего патрона. Оба разрываются между долгом и страстью, побеждает, конечно… искусство. Не зачем дальше пересказывать хитро закрученную комедию положений, к тому же рассчитанную на узнавание хрестоматийных первоисточников.
Важно, что сам главный герой выносит из этого события не только множество сатирических наблюдений и придумывает остроумные розыгрыши, которые потом использует в комедиях. Госпожа Журден объяснит ему самое важное: чтобы вызвать слезы и высокие чувства, не обязательно писать трагедии; можно создавать пьесы, в которых смех и пафос не мешают друг другу. Так родится высокая комедия классицизма. В конце фильма я аж сам пустил слезу.
Из пресс-конференции Лорана Тирара:
Андрей Плахов (ведущий пресс-конференции): Расскажите о своем бэкграунде - были ли вы связаны с театром, повлияло ли это на замысел вашего фильма?
Л. Тирар: Нет, я никак не был связан с театром. Мое отношение к кино связано с моим дедушкой, который вдохновил меня, ввел и посвятил в мир кино. Когда я был маленьким, мне очень нравилось, как он рассказывает о фильмах, было очень интересно обсуждать с ним то, что мы смотрели. Я любил книги и особенно комиксы. Но когда пришел в кино, понял, что это намного лучше, чем литература, комиксы и театр, потому что там есть все - и живые люди, и музыка, и игра. А театр я нахожу достаточно скучным, в том числе и пьесы Мольера.
А. Плахов: Мне довольно трудно представить такое отношение к литературе и театру в России. У нас принято канонизировать своих гениев, относиться к ним как к святым. Французская традиция, наверное, другая. Или это только ваше личное отношение?
Л. Тирар: Это интересно, потому что русские режиссеры, такие как Эйзенштейн, освободили кино от зависимости от театра. Когда я учился в Америке искусству кинематографии, я изучал русских режиссеров, и они оказали на меня большое влияние. Я очень ценю их подход к созданию образов.
Марина Тимашева (Радио «Свобода»): Меня как-то озадачило ваше высказывание о том, что театр и пьесы Мольера - это скучно. Поскольку вы отработали в своем фильме все сюжеты его пьес [явное преувеличение, Мольер написал около 40 комедий, в фильме обыграно не больше десятка - Н. Г.]. Мне очень понравился фильм, и я вижу здесь явное противоречие. Если вам скучны пьесы Мольера, какого черта вы их использовали?
Л. Тирар: Я говорю прежде всего о том, что скучны театральные постановки пьес Мольера. Когда три года назад я перечитывал пьесы Мольера, я понял, что в них много замечательного и поразительного, что нужно передать. В фильме нет постановки сцен как таковой - постановка сцен мне не нравится. Я хотел снять кино, чтобы поделиться своим восприятием Мольера, чтобы рассказать о прошлом на современном языке. Я очень уважаю Мольера и его творчество, но между ним и публикой существует дистанция, которую мне хотелось сократить.
Мой вопрос: Вам очень удачно удалось сделать свертку сюжетов многих пьес Мольера. Но не смущает ли вас такой момент, что прототипом Тартюфа, в котором все-таки Мольер воплотил самые неприглядные для себя черты, по вашему сюжету оказывается он сам?
Л. Тирар: Мы довольно долго обсуждали со сценаристом, как нам ввести Тартюфа - это очень сложный персонаж. Мы очень рисковали, соединяя множество пьес в один сюжет и выбрав главным героем Тартюфа, так как при этом выборе Мольер рискует стать не главным, второстепенным персонажем. Мы думали, что может быть самым худшим для Мольера, и решили, что, так как он с иронией и насмешкой относился к религии, самым худшим для него будет вынужденная необходимость играть роль священника.
- В вашем фильме идет речь о двух жанрах: трагедии и комедии, и трагедия проигрывает, побеждает комедия. Можно ли считать эту мысль вашим посланием современной культуре?
Л. Тирар: Нет, нельзя. И сам Мольер считал, что только трагедия - достойный жанр, а комедия во многом проигрывает. В фильме я пытался показать, что Мольер использовал трагедию как основу для создания нового жанра - высокой комедии. И я разделяю ту точку зрения, что наилучшие сюжеты для комедий - те, в которых есть трагизм. Отделение трагедии от комедии - вообще ошибка, они дополняют друг друга и подпитывают. Я не воспринимаю их как разные жанры.
Корреспондент канала «Культура»: В вашем фильме все вымышлено или у сюжета есть реальная основа?
Л. Тирар: Начало и конец фильма основаны на исторических фактах, а середина выдумана. Это известный факт биографии Мольера, что в 24 года он исчез на 6 месяцев. Эту историю, о том, как он попал в тюрьму и как из нее вышел, я оформил в такую историю. Я сказал, что не нравится театр, но идею о том, что героя выкупают из тюрьмы, я заимствовал тоже из театра - из пьесы Луиджи Пиранделло «Шесть персонажей в поисках автора». Мсье Журден выкупает Мольера и вводит его в фиктивный мир, а потом изгоняет обратно в мир реальный.
- Как вы подбирали ваших актеров?
Л. Тирар: Я могу говорить часами об актерах. Я не думал об исполнителях, пока писал сценарий. В роли Мольера я представлял актера с харизмой, веселого, драматичного, обаятельного. Правда в том, что нет актера, способного вместить в себя все эти качества. Потом я решил забыть об образе, который себе представил, и просто стал выбирать среди тех, кто есть, кто живет и работает рядом со мной. Ромен Дюрис - не комический актер, в нем нет плутовства. Но он сыграл все, что нужно.
Еще один любопытный момент. По словам
moscou_actu, представляя свой фильм на вечернем показе, Лоран Тирар сказал: «К своему удивлению, я обнаружил, что Мольер и Россия тесно связаны. На создание фильма меня вдохновила биография Мольера, написанная Михаилом Булгаковым. Для французских историков она не может считаться серьезным источником, потому что многое в ней - художественный вымысел. Но я решил пойти еще дальше Булгакова». К сожалению, на пресс-конференции никому не пришло в голову задать вопрос на эту тему, а сам Тирар этого не озвучил.
P. S. Кто бы мог предугадать, что приз за лучшую мужскую роль получит Фабрис Лукини за роль господина Журдена! Однако актер чудесный, и с Большим жюри не спорят. А то, что «Мольер» получил приз зрительских симпатий, совершенно естественно и закономерно.