1 июня в пресс-клубе РИА «Новости» состоялась пресс-конференция, посвященная XXIX Московскому международному кинофестивалю, который пройдет с 21 по 30 июня 2007 года. Ее провели заместитель руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии Александр Голутва, генеральный директор ММКФ Наталья Сёмина, руководитель кинопрограмм ММКФ Кирси Тюккюляйнен (Финляндия), председатель отборочной комиссии ММКФ Андрей Плахов и директор ММКФ по связям с общественностью Петр Шепотинник. Президент кинофестиваля Никита Михалков не смог присутствовать из-за «сложной стадии работы над фильмом "Утомленные солнцем - 2"», но обещал провести отдельную пресс-конференцию немного позже.
«ММКФ по-прежнему остается крупнейшим событием в кинематографической жизни России, - сказал Александр Голутва. - Существует специальное законодательство, которое регулирует, как должна выбираться организация, которая ведет всю организацию фестиваля и оперирует его бюджетом. Теперь она отбирается по ежегодному конкурсу, и в этом году у нас новость - изменился подрядчик-организатор».
Им стала автономная некоммерческая организация «Медиафест».
«Интерфест» во главе с Ренатом Давлетьяровым, проводивший предыдущие Московские кинофестивали, проиграл тендер. На финансирование фестиваля выделяется 90 млн рублей из государственного бюджета (примерно как и в прошлом году); по предварительным оценкам общий бюджет составит около 120 млн рублей.
Директор компании Наталья Семина призналась, что работать приходится в экстремально сложных условиях, в нереально сжатые сроки: «Ругать вам меня пока еще не за что, хвалить тоже, единственное, о чем я прошу вас, журналистов, - стараться быть объективными».
Другое новое лицо в оргкомитете ММКФ - госпожа Кирси Тюккюляйнен (Kirsi Tykkylainen), глава Международного отдела финского кинофонда, имеющая большой опыт работы на международных фестивалях. Она - участница знаменитой группы «Ленинградские ковбои» и в этом качестве запечатлена в фильмах Аки Каурисмяки (а российский зритель видел ее в «Особенностях национальной рыбалки» А. Рогожкина). Хорошо говорит по-русски: «Я начала изучать русский язык в 1968 году в Хельсинкском университете, жила здесь 3,5 года, когда была советником посольства по культуре, и я всегда думала, что нам, финнам очень-очень надо было бы у вас поучиться теплоте, открытости - с вами никогда не скучно, всегда интересно, всегда ждешь чего-то неожиданного. А с другой стороны, я думаю, что и вам стоило бы перенять у нас какой-то порядок… Но я наслаждаюсь! Я 24 года работаю на фестивалях, а Московский фестиваль - такой же, как все: профессиональный, живой, кипящий мир».
Сейчас для фестивальных программ отобрано приблизительно 170 картин, не считая обширной программы российского кино и нескольких ретроспектив.
Большое Жюри возглавит австралийский режиссер Фред Скепси (самый известный фильм - «Русский дом» по Джону Ле Каре; [в нем есть несколько секунд, представляющих якобы зал Дома Ученых новосибирского Академгородка, но и они, видимо, сняты в Питере: какой-то зал с ложами]). В Жюри войдут итальянская актриса Анна Галиена («Тихие дни в Клиши» и «Муж парикмахерши» К. Шаброля, «Окорока и ляжки» Бигаса Луны, «Чемоданы Тульса Лупера» П. Гринуэя), грузинский режиссер Дито Цинцадзе («Гости», «Дом», «Когда страшно стрелять»), венгерский режиссер Илдико Энеди («Мой ХХ век»), победитель прошлогоднего ММКФ шведский режиссер родом из Уганды Осман Карим (
«О Саре»), американский продюсер Фред Роос (почти все фильмы Ф. Ф. Копполы и его дочери, фильмы Вима Вендерса, Агнешки Холланд, Барбета Шрёдера) и российская актриса Рената Литвинова.
В конкурсную программу включены три американских и три российских фильма. «Мы шли не по географии, - прокомментировал отбор Андрей Плахов, и в шутку добавил: - Так, у нас нет ни одного румынского фильма, что почти неприлично, потому что, как выяснилось, самое сильное кино сейчас румынское. Но все румынские новинки ушли в Канн и Венецию».
Пока объявлены 18 из 20 фильмов конкурсной программы: «Вива» (США, р. Анна Биллер), «Временное освобождение» (Дания, р. Эрик Клаусен), «Дети СССР» (Израиль, р. Феликс Герчиков), «Интернационал» (Турция, р. Сирри Сюрейа Ондер, Мухаррем Гылмез), «Ломаный английский» (США, р. Зоэ Кассаветис), «Мой фюрер» (Германия, р. Дани Леви), «Мольер» (Франция, р. Лоран Тирар), «Мужская работа» (Финляндия, р. Алекси Салменперя), «Незнакомка» (Италия, р. Джузеппе Торнаторе), «Ничего личного» (Россия, р. Лариса Садилова), «Опиум» (Венгрия, р. Янош Сас), «Путешествие с домашними животными» (Россия, р. Вера Сторожева), «Путина» (Россия, р. Валерий Огородников), «Русский треугольник» (Грузия, р. Алеко Цабадзе), «У реки» (Украина, р. Ева Нейман), «Убийца клана Инугами» (Япония, р. Кон Итикава), «Шум» (США, р. Генри Бин), «Эдуарт» (Греция, р. Ангелика Антониу).
Среди участников конкурса обращают на себя внимание два классика кино - итальянец Торнаторе и японец Итикава.
В отличие от прошлого года, когда Владимир Дмитриев признавался, что, не смотря на все старания, организаторам не удалось представить в конкурсе бывшие союзные республики - достойного продукта просто не нашлось, в этом году будут грузинский и украинский фильмы (Ева Нейман - ученица Киры Муратовой, а одну из главных ролей играет когда-то открытая Муратовой Нина Русланова).
Неожиданно для отборочной группы оказалось, что сразу в нескольких зарубежных (в израильском, итальянском, грузинском и украинском) фильмах конкурса звучит отчетливый «русский акцент».
«Путина» Валерия Огородникова была завершена режиссером буквально накануне его смерти (2 июля 2006 года). К действующему президенту отношения вроде бы не имеет («В маленьком поселке на Чудском озере царит суматоха - завтра свадьба. Маша и Иван - молодые, красивые, всем хочется, чтобы свадьба получилась на славу. Только всем известно, что Маша любит не Ивана, а Петра, который отбывает срок за браконьерство. Он сел в тюрьму и сказал ей: «Не жди». Но когда Петр узнает, что Маша ждет от него ребенка, бежит из тюрьмы и перед самой свадьбой внезапно появляется в родном поселке. И вдруг Маша за несколько часов до свадьбы понимает, что не сможет жить с Иваном»).
Как всегда, специальное Жюри будет оценивать конкурс молодых режиссеров, авторов первого или второго фильма - «Перспективы».
Фильмом открытия станет «Завет» Эмира Кустурицы. На фестивале пройдет ретроспектива его ранних фильмов. Кроме того, будут представлены «Молодые годы Милоша Формана» (к 75-летию), ретроспектива умершего в прошлом году Роберта Олтмана и в рамках российской программы ретроспектива всех отечественных фильмов об Андрее Тарковском.
Новинкой будет программа «Список Михалкова» - фильмы, сформировавшие художественное мировоззрение известного российского режиссера, президента ММКФ (среди них «Страсти по Андрею» - первая режиссерская версия «Андрея Рублева» А. Тарковского, «400 ударов» Ф. Трюффо, «Стыд» И. Бергмана, «Семь самураев» А. Куросавы и др.).
Зрители смогут увидеть внеконкурсные программы: «8 1/2 фильмов» (артхаусная программа Петра Шепотинника), «Московская эйфория» (артхаусная программа Андрея Плахова), «Итальянское кино сегодня», «Китайский экстрим», «Золотой век Голливудского мюзикла» (классика 40-50-х), «Прощай, СССР!» (фильмы, вышедшие в год распада СССР и из-за этого практически не замеченные прокатом, зрителями и критикой), «Далекие огни - звезды немого кино» (Иван Мозжухин, Вера Холодная, Вера Карали и другие - 9 российских фильмов и 2 финских того периода, когда Финляндия входила в состав Российской империи), программу документального кино, дебютировавшую на ММКФ в прошлом году.
Кроме того, на фестивале будет работать Медиа Форум, который уже на протяжении семи лет знакомит москвичей и гостей фестиваля с авангардными направлениями в области искусства, связанными с использованием современных электронных и цифровых технологий. Темой Медиа Форума этого года стала нагота, а его конкурсная программа называется «Nudity: Game Console / Нагота: игровая приставка».
Славное сообщество критиков дружно костерило нового официального пресс-агента ММКФ - агентство «Артефакт», отвечающего за аккредитацию, подготовку пресс-релизов и прочие информационные штуки. Многие уже имели плачевный опыт общения с ним, и получили его еще раз: пресс-релизов хватило едва на половину участников пресс-конференции, хотя точное число участников было известно, все аккредитовывались и пропускались по списку.