«23 июня в Москве откроется чемпионат мира по кино»

Jun 15, 2006 13:32




Благодаря недавнему благоприобретенному знакомству меня аккредитовали как представителя прессы на XXVIII Московский международный кинофестиваль - от информационного агентства Factvideo!!!
Работа неоплачиваемая, сугубо «за интерес». Как я буду сочетать ее со своей прямой и текущей, представляю смутно, но уж очень хотелось попытаться попасть туда. Всего-то на 10 дней.
Вчера была пресс-конференция в «Московском комсомольце», о которой отчитываюсь:

«23 июня в Москве откроется чемпионат мира по кино»

14 июня в конференц-зале редакции «Московского комсомольца» прошла пресс-конференция, посвященная предстоящему XXVIII Московскому международному кинофестивалю, который откроется в столице 23 июня.

Представителей СМИ, во всеоружии современной теле-, видео-, фото- и аудио-техники плотно заполнивших небольшой зал, приветствовал руководитель службы связей «МК» с общественностью Сергей Рогожкин. «Мы согласовали новый слоган: 23 июня в Москве откроется чемпионат мира по кино - под названием XXVIII Московский международный кинофестиваль. У нас есть повод гордиться».

Генеральный директор ММКФ Ренат Давлетьяров передал присутствующим привет и извинения от президента фестиваля Никиты Михалкова, который не смог приехать на пресс-конференцию из Петербурга из-за плотного графика съемок своего нового фильма «12 разгневанных мужчин».

Р. Давлетьяров сообщил о том, что в этом году у фестиваля впервые появится собственный центр - в кинотеатре «Октябрь» на Арбате, где будут сосредоточены 90% программ, пресс-центр, фестивальный клуб и все необходимые службы.

Фестиваль откроется масштабным историческим фильмом классика китайского кино Чена Кайге «Клятва» и в этот же день режиссеру будет вручен приз за вклад в мировой кинематограф. Приз за вклад в актерское искусство получит Жерар Депардье. На закрытии будет показано «Возвращение» Педро Альмодовара, премьера которого недавно прошла в Канне.

На фестивале будет представлено около 120 картин. Из них 17 конкурсных, среди которых после долгих споров оказался только один российский - «Червь» Андрея Мурадова. Помимо традиционных внеконкурсных программ «Перспективы» (дебютные или вторые фильмы молодых режиссеров), «Вокруг света», «Национальные хиты», «8 1/2» (артхаус), «Азиатский экстрим», «Гала-премьеры», «Медиа Форум» (видеоарт и другие авангардные направления в СМИ) и российской программы, состоятся кинофорум современных фильмов Израиля, ретроспектива «Кинематограф оттепели», а также возобновится давно забытая традиция показа документального кино.

Члены отборочной комиссии Андрей Плахов и Владимир Дмитриев коротко охарактеризовали основные ленты конкурсной и внеконкурсных программ.

«17 конкурсных фильмов, - сказал президент Международной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ Андрей Плахов, - как нам кажется, дают представление о динамичной картине сегодняшнего мирового кино. Это очень разные фильмы - от крутого артхауса до картин широкого спектра популярности». Среди них: «Сколько ты стоишь?» Бертрана Блие с участием Моники Белуччии и Жерара Депардье; «Спроси у пыли» Роберта Тауна с участием Колина Фаррелла, Сельмы Хайек и Дональда Сазерленда; «Родственники» Иштвана Сабо, где в венгерские реалии естественно «вписался» Олег Табаков; японский исторический action «Самурай, которого я любила»; биографический фильм Рауля Руиса «Климт» об австрийском живописце, одном из ярчайших представителей стиля модерн, которого играет Джон Малкович; израильский музыкальный фильм о внутрисемейном межкультурном конфликте «Полурусская история». Россию представит непростая картина «Червь», во многих смыслах экстремальная и радикальная («я люблю такие картины», признался Плахов).

«Что у нас не получилось? - продолжил тему заместитель директора Госфильмофонда России Владимир Дмитриев. - Мы хотели представить ленты республик из бывшего СССР, и больше всего искали именно это. К сожалению, ничего не вышло. Почему? Признаюсь честно, то, что снимают на Украине, показывать на международном фестивале невозможно. Не удалось показать фильмы из Грузии - не по нашей, может быть, вине».

Второй момент, который отметил Дмитриев: отборочная комиссия в Москве заняла позицию как бы поперек Канна и Берлина, в которых соображения политики, а с другой стороны, политкорректности, стали «клинически» доминирующими. «Там картина великая, но неполитическая или неполиткорректная не имеет почти никакого шанса на большой успех».

Огромный успех большого документального кино на экранах Европы, где, как, например, в Австрии, оно даже зрительски и коммерчески потеснило игровой кинематограф, стал причиной появления документальной программы из 10 фильмов «Свободная мысль». Как напомнил ее руководитель Сергей Мирошниченко, в последний раз документалистика была представлена на ММКФ 27 лет назад. В «Свободной мысли» можно будет увидеть фильмы-призеры международных документальных кинофестивалей в Амстердаме, Марселе и Лейпциге, лауреаты и номинанты премий «Эмми» и «Оскар», фильмы-чемпионы европейского и американского проката, артхаусные шедевры «Белфаст, штат Мэн» Фредерика Уайзмана и «Человек-гризли» Вернера Херцога. «Каждый из этих фильмов - большое открытие. Мы не стали брать российские картины, потому что в прошлом году у российских фильмов не было крупных призов и крупных наград. Теперь все зависит от реакции зрителя - останется ли документальное кино в программе ММКФ, о чем мы очень мечтаем, поскольку специального фестиваля документального кино в Москве нет».

Сюжет с Ханеке

Затем Ринат Давлетьяров поведал «о печальном». Список членов жюри XXVIII ММКФ, в которое вошли режиссер Алексей Учитель (Россия), актер Реми Жирар (Канада), режиссер Анджей Жулавский (Польша - Франция), актриса Джули Кристи (Великобритания) и киновед Пьер-Анри Деле (Франция), оказался без председателя. Выдающийся австрийский режиссер Михаэль Ханеке, который ранее сам предложил свою кандидатуру в качестве председателя московского жюри и в соответствии с рекомендациями которого формировался состав жюри, за 16 дней до начала фестиваля прислал короткое письмо с сообщением, что из-за подготовок к съемкам фильма «11 сентября» вынужден срочно выехать в Нью-Йорк и не сможет приехать в Москву. В связи с этим Р. Давлетьяров зачитал текст открытого письма М. Ханеке от оргкомитета и дирекции ММКФ, которое на днях будет опубликовано в одной из австрийских газет:

«Мы вынуждены обратиться к Вам с открытым письмом, так как ситуация, сложившаяся в результате Вашего неприлично позднего отказа от работы в Жюри Московского Международного Кинофестиваля, выходит далеко за рамки наших внутренних отношений и, безусловно, будет иметь широкий общественный резонанс.

Коротко напомним историю вопроса. 29 марта 2006 года мы получили письмо, где вы официально подтверждаете свое согласие возглавить Жюри нашего фестиваля и прибыть в Москву на период с 23 июня по 2 июля. С тех пор мы отказали нескольким весьма уважаемым кинематографистам с мировым именем, так как были уверены в Вашем участии. Более того, состав Жюри формировали в соответствии с Вашими рекомендациями.

Кроме того, Вы выразили желание провести в рамках Московского Фестиваля ретроспективу Вашего творчества. Нами составлена и подготовлена для показа программа Ваших фильмов (все картины переведены на русский язык), для их демонстрации забронирован зал в одном из лучших кинотеатров Москвы.

Мы также с сожалением должны констатировать, что письмо с отказом от участия пришло от Вас 7 июня, то есть за 16 дней до Открытия Фестиваля!

Вы не раз участвовали в Международных кинофестивалях, и прекрасно знаете, что в это время уже сформированы все программы, изданы каталоги, опубликовано расписание всех просмотров и, безусловно, давно опубликовано имя Председателя Жюри.

Мы не частное мероприятие, а один из нескольких крупнейших Международных Кинофестивалей. В разные годы участниками, гостями и членами Жюри МКФ были всемирно известные кинематографисты.

Своим поступком, на наш взгляд, Вы оскорбили не только Московский Кинофестиваль, но выказали неуважение к нашей стране и создателям фильмов из разных стран, которые представляют в Москве свои работы. Это беспрецедентный поступок за 48 лет существования ММКФ.

Руководство Московского Кинофестиваля глубоко разочаровано сложившейся ситуацией и не видит никаких оправданий Вашему бесчестному поступку».

Вместе с тем, отвечая на вопросы журналистов, Р. Давлетьяров заметил, что данное письмо не следует рассматривать как конфликт, который может вызвать какие-то «санкции» относительно фильмов Михаэля Ханеке в России, а также заверил, что согласование новой кандидатуры председателя жюри фестиваля идет и в течение ближайших дней это имя будет названо.

Побочные заметки

Ну, вот. История, конечно, странненькая. Ханеке - тот еще провокатор, чего стоят «Забавные игры» и «Пианистка», однако ж…
Больше всего организаторы обижались на то, что его в Москве никто не звал и не выдвигал в председатели жюри, ему предлагали быть всего лишь почетным гостем, а он сам напросился. Нетрудно предположить, что и Жулавский в жюри - его креатура, кто б в здравом (пусть даже пост-)советском уме пригласил заведомого эпатёра на наш (пусть даже не политизированный и не политкорректный) киночемпионат? (Еще б Боровичка позвали;)) Наконец, форма - он отписался тремя строчками: «Мне очень жаль, но я не смогу приехать в Москву. Сегодня я узнал, что один из давно мною ожидаемых проектов сейчас может быть реализован. Я начинаю съемки американской картины "11 сентября" и должен немедленно выехать в Нью-Йорк для подготовки. Все это не было запланировано, и я действительно не могу приехать на фестиваль, вы, конечно, понимаете, что съемки новой картины для меня важнее. С пожеланиями успеха фестивалю Михаэль Ханеке». «Хотя бы можно было найти другие слова, - сказал Давлетьяров. - Катастрофы, конечно, никакой не произошло, но, тем не менее, отмахнуться и не заметить очевидного плевка этого господина оргкомитет и дирекция фестиваля не могли».

Что еще любопытно? В. Дмитриев об украинском кино. Украину он упомянул еще раз - что в австрийском документальном фильме «Смерть рабочего» (в составленной им программе «Национальные хиты») блистательная новелла о сегодняшней Украине. Хорошо бы не пропустить.

Про конкурсную программу. Для меня, понятно, самое интересное - «Климт». Рауля Руиса у меня в Н-ске есть на видео экранизация «Обретенного времени» Пруста (1999). Показалась зверски занудной (хоть это и не могло быть полной неожиданностью;)). Фильм Блие вовсю продается на DVD, но я его прикупить еще тока настраивался. Фильм Роберта Тауна по роману Джона Фанте должен быть интересным (Таун - сценарист «Китайского квартала» Поланского, «Миссия: Невозможна» де Пальмы - Ву и проч., постановщик «Текилового рассвета»).

В конкурсе «Перспективы» есть фильм-сказка Нильса Тавернье, сына Бертрана, «Аврора», занятно. В «8 1/2» хочу «Безумие» Шванкмайера, а в российской программе - «Чемоданы Тульса Лупера. Русскую версию» Гринуэя (!).

«Клятву» Чена Кайге давно посмотрел на DVD, очень красиво. Хотя его приятель Чжан Имоу покруче. ;)

И не про кино. На фуршете в буфете «МК», несмотря на внушительное количество народу, еды было на всех и надолго - в основном канапе разного вида, а также бутербродики с селедкой, мясо, колбаса, соленые грибы и страшно острые огурчики, фрукты, а вот вино и воду выпили буквально в первые двадцать минут; осталась или водка, или - платный буфет. Особливо дамы страдали и сетовали.

Кино

Previous post Next post
Up