«Демократия.doc» в «Театре.Doc»

Sep 16, 2006 14:46

Вчера с xanzhar и Лерой Розановой ходили на спектакль «Театра.Doc» «Демократия». Собственно, это не представление пьесы, а спонтанное действо, возникающее из общения двух ведущих с публикой - по «правилам игры», которые придумал немец Георг Жено.

xanzhar была на «Демократии» уже в третий раз и говорит, что этот раз получился наименее удачным. Возможно, потому, что народу оказалось многовато - представление происходило в рамках фестиваля «Новая драма», в зал пришла большая компания актеров и критиков. Я припоздал и еле примостился в верхнем углу на ступеньке, а целая толпа стояла в дверях.

Ведущие, молодые ребята, Арман и Лена, предложили каждому закрыть глаза и сконцентрироваться на образах, которые у них вызывает слово «демократия». (У меня, наверное, потому, что я уже настроился на хэппенинг, в ушах зазвучали «Beads, flowers, freedom, happiness!» под картинку из «Hair» Формана, то есть место демократии захватила communitas). Потом всех попросили найти в зале какие-то лица, соответсвующие этим внутренним образам и указать на них. Мне приглянулся лысый мужчинка с бородкой, в очках, сидевший спереди слева, и на него же указал один из молодых людей, стоявших в проходе: «У этого человека доброе лицо, но в то же время такое может оказаться и у следователя НКВД». За него же высказались мы с xanzhar. Мужичок представился Александром, писателем. Но большинство проголосовало за трех человек из передних рядов - одним оказался сам Георг Жено, симпатичный молодой парень (xanzhar говорит, что его выбирают каждый раз - он всегда стоит так, что его всем видно + внешность располагающая; один раз он и был выбран в конечном счете); девушка Лена, тоже имеющая какое-то прямое отношение к данному проекту; Оля, актриса театра им. Станиславского, маленького роста - у нее была такая «группа поддержки», что не оставалось сомнений, что она и останется на сцене. А четвертым самочинно вызвался мужик, сидевший на приставном стуле справа от моей ступеньки; он проявлял активность на протяжении всего представления, как потом выяснилось, тоже актер. Большинством голосов народ выбрал Олю.

Ей предложили рассказать какую-нибудь историю, которая ассоциируется у нее с демократией. Она рассказала такую (упрощаю): я ехала на поезде по своей любимой Польше и находилась в довольно растрепанных чувствах, потому что меня грызла зависть (не важно к кому); в вагоне была я одна и там было очень холодно; подошел проводник и предложил мне перейти в более теплый вагон. Я так и сделала и оказалась в купе с мужчиной, с которым очень откровенно проговорила всю ночь и рассказала ему многое про себя. А в конце он сказал, что он - священник, что было крайне трудно заподозрить. И получилось, что я, православная, как бы исповедалась католическому священнику, но это было уместно и гармонично, а направил меня к нему (устами проводника), может быть, сам Бог.

Ведущие предложили Оле выбрать в зале людей, которые могли бы представлять всех действующих лиц этой истории. В Проводники она выбрала знакомого поляка Анджея, на роль Себя - тоже знакомую, молодую актрису Лену, в Попутчики - незнакомого симпатичного молодого парня; еще некоего мужчинку назначили Завистью, молодую даму - Землей, а чувака в публике - Богом. Бог остался сидеть на своем месте, остальные вышли на сцену, а Олю отпустили восвояси. Гиперактивный актер, сидевший рядом со мной и уже вызывавшийся на сцену, заявил, что в рассказе присутствует не названный, но очень важный образ Родины. Его тут же вызвали изображать Родину. Потом выбранным лицам предложили «войти в свои роли» и занять на сцене те места, которые им кажутся уместными. Не буду вдаваться в подробности - дальше было вот что.

Молодой человек (Попутчик) и девушка (Путешественница) образовали совершенно самодостаточную пару. Они ничего не делали и не говорили, но было понятно, что им рядом хорошо и больше никого не надо. Остальные просто мешали. Проводника отодвинули в сторонку, Зависть молча встала сзади у стенки (исполнитель абсолютно никак не идентифицировался с ролью), потом рядом с ним примостилась Родина, суетившаяся и шумевшая больше всех. Земля тоже болталась не у дел, вполне себе лишняя. Бог подал голос: «А я за всеми гляжу». Никакого взаимодействия организоваться не могло. Публика загундела: «Ну и в чем смысл? Скучно же!» На сцену вызвался молодой человек (даже не помню, кем он там хотел быть), но благое намерение внести в происходящее какую-то осмысленность и динамизм тут же и сникли - он быстро стушевался и тоже был задвинут к задней стенке.

Тут выперся еще один актер (!) и стал всех откровенно стебать. Не помню, кем он назвался, суть в том, что дядечка вполне сознательно изображал лидера Либерально-демократической партии России. Он призвал всех построиться и идти за ним паровозиком, но пристроилась к нему только Родина. Вдвоем они стали бегать кругами, пыхтя «чух-чух!» Выглядело это так же дебильно… как на самом деле. Но некий экшен они спровоцировали, и уже вполне символично к паровозику присоединился мальчик-подросток, потом беременная молодая дама.

Еще одна девица-актриса вызвалась быть Голосом Разума. Она бросилась разгонять паровозик, восклицая «Нельзя строиться!» Но ее усилия особой поддержки не получили. На этом ведущие зафиксировали положение всех субъектов «демократического процесса» на сцене и предложили всем сказать, что они думают об увиденном. Разброс реакций был большой и понятный: «глупость какая-то», «театр абсурда», «точно такая демократия у нас и есть», «страшно» и т. д. Я сказал: «В приватном пространстве хорошо, а в социальном - ужасно».

После спектакля я спросил у своих спутниц, а с чем у них ассоциируется демократия, и выяснилось, что никаких вразумительных и мало-мальски адекватных образов ни у кого из нас нет. В этом отношении увиденное действо можно считать не очень кривым зеркалом и интерпретировать в свое удовольствие то, что там отразилось.

На двух других представления, на которых была xanzhar, по ее рассказу, все разворачивалось более конструктивно и позитивно. Что лишний раз подчеркивает роль лидеров и необходимость качественной политической элиты.

театр, "Театр.doc", "Демократия.doc", культурная жизнь

Previous post Next post
Up