Possession. Великобритания - США, 2002. По роману Антонии С. Байетт. Режиссер - Нейл ЛаБьют. Авторы сценария - Дэвид Генри Хуанг, Лаура Джонс, Нейл ЛаБьют. В ролях: Гвинет Пэлтроу, Аарон Экхарт, Джереми Нортэм, Дженнифер Ил, Лена Хиди, Холи Эйрд, Тоби Стивенс. 102 мин.
Года полтора назад
selfishrna дал мне почитать роман Антонии Байетт «Обладать». Лауреат Букера 1990 г., толстенный томина, romance с замахом могучего эпоса.
Литературовед Роланд Митчелл, специализирующийся на творчестве викторианского поэта Рэндольфа Генри Ash’а (В. К. Ланчиков и Д. В. Псурцев небесспорно превратили его в Р. Г. Падуба), находит в библиотечном томе, принадлежавшем поэту, два листка с набросками письма к неизвестной женщине. При этом хорошо известно, что Ash был примерный семьянин и не славился никакими посторонними любовными приключениями. Роланд загорается идеей выяснить адресата и таким образом знакомится с Мод Бейли, исследовательницей жизни и творчества поэтессы Кристабель Ла Мотт. Вдвоем они идут по следам утаенной от мира истории любви, ну, и легко догадаться, между ними самими вызревает глубокое чувство.
Основная часть книги - стихи, целые поэмы, переписка и дневники Эша, Ла Мотт и их ближнего окружения. Качество стилизации высшее. Здесь все - античная мифология, бретонские и провансальские легенды, рыцарский роман, готика, романтическая поэзия и сказка и викторианские прототипы (Браунинг прежде всего, Элизабет Баррет, Теннисон, прерафаэлиты и т. д.). Честно сказать, длиннющие витиеватые письма в определенный момент меня уже начали утомлять и изрядную их часть я просмотрел только по диагонали. Сложная история отношений: Эш женат, у Кристабель есть возлюбленная - художница Бланш Гловер. И динамика тайной страсти, раскрывающейся из писем, дешифрует наиболее темные поэтические тексты Эша и Ла Мотт. То есть, это характерный постмодернистский - но и уникальный в своем роде - роман о литературе и интерпретации. (Целыми страницами спародированы фрейдистские и особенно феминистские толкования поэтических текстов).
На современном срезе сюжета развивается острое соперничество исследователей, биографов, коллекционеров рукописей - Байетт с сарказмом изображает, как нахрапистое американство скупает и вывозит наследие нерасторопной Englishness. Оба главных временных плана - XIX век и ХХ - эффектно замыкаются в детективно-мелодраматической концовке.
Сюрприз поджидал меня в сборке фильмов с Гвинет Пэлтроу, купленной прежде всего из-за
«Сильвии». «Одержимость» оказалась не чем иным как “Possession”. Разумеется, это «Обладание», а никакой «одержимости» там в помине нет.
Фильм поставил Нейл ЛаБьютт, автор классного фильма о сексе «Твои друзья и соседи». Увы! Смотреть это ужасно грустно. От сверхмногослойного романа, уложенного в час 40 минут, остались рожки да ножки. Очень важные персонажи (Вэл - подруга Роланда и колоритные представители цеха биографов) исчезли совсем или сведены до элементарного минимума. Невероятным образом главный герой, Роланд Митчелл, сделался американцем, весьма-таки плоским и суперменистым. Пэлтроу не очень похожа на Мод, описанную в романе, но она, в общем, ничего. Лучше всего в фильме Эш (Jeremy Northam), Кристабель (Jennifer Ehle) и Бланш (Lena Headey). Конечно, и они совсем пунктирные, но в них чувствуется человеческая и творческая значительность.
Человеку, который смотрит такую экранизация, не прочитав романа, остается только посочувствовать. Кто читал - определенное удовольствие все же получит, хотя бы от картинки викторианской Англии, это красиво, тут ребята мастера. Финальная сцена очень трогательна.