(Расшифровка моей лекции в Московском Дворце пионеров)
Добрый вечер! Коллеги попросили меня рассказать о Московском кинофестивале, который прошел в конце апреля: что там было интересного из фильмов и событий? Попробую это сделать компактно и готов ответить на вопросы.
Московский международный кинофестиваль (ММКФ) проходил в 43 раз. Это исторически второй международный кинофестиваль. Первым был Венецианский, основанный в 1932 году по инициативе Муссолини. Московский был впервые проведен в 1935-м, он тогда назывался Советский Кинофестиваль в Москве, главные призы там получили фильмы «Чапаев», «Юность Максима» и «Крестьяне» Фридриха Эрмлера. Потом был большой перерыв, фестиваль был возобновлен в 1959 году, сначала проводился раз в два года, а с 1999 проводится ежегодно. Он входит в группу кинофестивалей класса А, в которую входят 15 международных кинофестивалей: Венеция в Италии, Канны во Франции, Берлин, Москва, Сан-Себастьян в Испании, Локарно в Швейцарии, Карловы Вары, Варшава, Таллин, и на других континентах: в Америке - Монреаль, Мар дель Плата в Аргентине, в Азии - Шанхай, Токио, Гоа в Индии и в Африке - Каир в Египте.
Из-за пандемии бОльшая часть фестивалей в прошлом и этом году проходили в онлайне, а наиболее заметными исключениями являются фестивали в Венеции и в Москве. Условием было строгое соблюдение масочного режима, в прошлом году на всех строго надевали перчатки, но в этом перчаткам было сделано послабление, а вот в первый день даже можно было получить маску с логотипом фестиваля, однако они моментально закончились. По официальным данным, на XLIV ММКФ было показано 210 картин из 51 страны. На 447 сеансах на 25 площадках побывало в общей сложности 32 тыс. человек.
Для меня это был 14-й Московский кинофестиваль, на котором я был как аккредитованный журналист. Обычно я успеваю посмотреть от 30 до 40 фильмов, и в этом году было 35, хотя несколько из них я посмотрел не полностью. Иногда фильм не досматриваешь из-за очень позднего сеанса, иногда сеансы фильмов, которые хочешь посмотреть, накладываются друг на друга, так что фильмов пятерку я смотрел не до конца.
Программа фестиваля включает: основной конкурс; конкурс документального кино; конкурс короткометражного кино; внеконкурсные показы; ретроспективы. И отдельно - в Доме кино - проходят российские программы, которые включают премьеры российских фильмов, дебюты, документальные, короткометражные и анимационные фильмы. Специальным событием российских программ было 100-летие Григория Чухрая и ретроспектива его фильмов. Фильмы основных программ проходили в «Октябре», другими площадками были только что открывшийся отремонтированный «Художественный», Третьяковская галерея, «Иллюзион», «Пионер», Центр документального кино и еще несколько кинотеатров системы Москино.
Главный приз фестиваля - это Золотой Святой Георгий за лучший фильм, Серебряные Святые Георгии вручаются за лучшую режиссерскую работу, за лучшее исполнение мужской и женской роли и специальный приз жюри, за лучшие фильмы документального и короткометражного конкурса. Оргкомитет фестиваля вручает призы за вклад в мировой кинематограф и специальный приз за покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы К.С. Станиславского «Верю. Константин Станиславский». Кроме того, свои призы вручают ФИПРЕССИ (Жюри Международной кинокритики), Жюри российской кинокритики, Приз зрительских симпатий лучшему фильму основного конкурса по результатам опроса зрителей (вручается режиссеру фильма); приз Федерации Киноклубов России и еще призы нескольких организаций и периодических изданий.
Помимо просмотра фильмов интересными событиями фестиваля являются церемония открытия и церемония закрытия с награждением победителей. Но из-за пандемии в прошлом и этом году проходы гостей по красной дорожке отменили, так что на знаменитостей можно было поглазеть только в кулуарах и в зале. А второе - что самое интересное для меня, например - это пресс-конференции с создателями фильмов. Как и в прошлом году, бОльшая их часть проходила в онлайне, это выглядело вот так. Но некоторые делегации были вживую.
Жюри основного конкурса возглавлял филиппинский режиссер Брийянте Мендоса - лауреат приза за лучшую режиссуру в Канне, участник Венецианского, Берлинского и других кинофестивалей, его очень жесткий реалистический фильм «Ма Роза» (то есть Мама Роза) был показан на фестивале, про полицейский произвол в бедных кварталах Манилы; кино, которое смотришь и постоянно думаешь: какое всё-таки счастье, что ты не родился на Филиппинах. Мендоса руководил жюри через зум, вживую его не было, конкурсное кино он тоже смотрел в онлайне. Остальные члены жюри были в натуре: бразильский режиссер Карим Айнуз, российский режиссер Нигина Сайфуллаева, автор острых фильмов «Как меня зовут» и «Верность», Юрий Потеенко - композитор, автор музыки к фильму открытия («Девятаеву», о котором я скажу) и звезда Милош Бикович, актёр, открытый Никитой Михалковым, исполнитель роли Муслима Магомаева в одноименном сериале.
Я начну с рамочных фильмов, показанных на открытии и на закрытии - это обычно бывает зрелищное кино, чтобы всем гостям было интересно смотреть.
Фильмом открытия был «Девятаев» Тимура Бекмамбетова (в прошлом году он был председателем жюри). Его давний оператор Сергей Трофимов впервые выступил в качестве сорежиссера. Этот фильм уже в прокате, кто не посмотрел - стОит посмотреть. Он поставлен по мемуарной книге Героя Советского Союза, летчика-истребителя Михаила Петровича Девятаева «Побег из ада». Консультантом был сын героя фильма Александр Девятаев, доктор медицинских наук. Кино очень динамичное, яркое, 35 минут воздушных боев смоделированы в военном симуляторе компьютерной игры «War Thunder». Музыку написал Юрий Потеенко, член жюри, а песню «Любимый город, можешь спать спокойно» там поет Тиль Линдеманн, солист Раммштайна. Чем с моей точки фильм особенно любопытен. Кино есть кино. История побега советских военнопленных из фашистского концлагеря в феврале 45 года на угнанном Хейнкеле всё-таки более простая. Чтобы драматизировать действие, сценаристы придумали ввести противостояние двух главных героев - летчиков, когда-то летавших вместе, но один стал предателем, перешел на сторону немцев, стал инструктором лагеря военнопленных в Лодзи, и он уговаривает своего друга поступить также, сражаться за немцев. Это придуманный персонаж. Девятаев стать предателем отказывается, но, несмотря ни на что, верен дружбе. Он вынужден противостоять другу и в конце концов должен его подбить на самолете, чтобы спасти себя и пленных товарищей. И даже когда его уже на родине допрашивает НКВД, друга не выдает, не рассказывает правду о том, что произошло. С точки зрения идеологии и культуры всего сталинского периода - смотрите кино, читайте книжки - это немыслимо; ничего хуже, страшнее, гнуснее, чем предательство Родины даже помыслить невозможно, ни родственные, ни дружеские, никакие другие отношения не могут этого оправдать. А фильм Бемамбетова демонстрирует, на мой взгляд, тектонический сдвиг ценностей - то, что человек перешел на сторону врага - это фоновый фактор, а наши личные человеческие отношения - они ценнее. Ну, тут еще много о чем можно говорить и дискутировать.
Фильм закрытия - финский мюзикл «Кафе моей памяти». Это своеобразный римейк-оммаж фильму Жака Деми «Шербурские зонтики» 1964 года, со знаменитой музыкой Мишеля Леграна, где главные роли играли юная Катрин Денев и Нино Кастельнуово. Герои в самом начале вместе смотрят «Шербурские зонтики», едут в Шербур, совершают паломничество к тем местам, где снимался фильм, а потом сюжет в общих чертах повторяет основную коллизию французского фильма: герои вынуждены на некоторое время расстаться и она выходит замуж за другого, он женится на другой, а память первой любви остается вечной занозой. Здесь главный герой - француз, преподаватель французского языка и почти все песни и дуэты звучат на французском, только один дуэт на финском. Режиссер рассказывал, что очень долго искал исполнительницу главной роли и как-то пожаловался другу, что не может найти актрису, напоминающую молодую Катрин Денёв. На что тот ответил: ты 100-тысячный в клубе, все мужчины мечтают найти молодую Катрин Денёв, но без особого успеха. В конце концов он случайно встретил Эвелину, которая сыграла героиню. Актриса была в составе делегации, коллеги бурно ее обсуждали, мнения были диаметральные. А вторую любовь главного героя сыграла Анушка Делон, дочь Алена Делона и голландской модели Розали ван Бреемен, ей сейчас 30 лет (это фото не с Московского фестиваля, а из Канн, кажется).
Конкурс был довольно сильный и разнообразный - 14 фильмов. Я скажу про некоторые.
Российский фильм был один (в прошлом году три) - это «Последняя “Милая Болгария”» Алексея Федорченко, режиссера с ярким авторским почерком, постановщика «Первых на Луне», «Овсянок», «Небесных жен луговых мари», «Ангелов революции», «Войны Анны». «Последняя “Милая Болгария”» - это свободная экранизация автобиографической книги Михаила Зощенко «Перед восходом солнца». Фильм очень разделил мнения критиков. Я не поклонник такой манеры делать кино, потому что смотришь его как ребус - постоянно нужно угадывать, что перед тобой и к чему это отсылает: вот Эйзенштейн снимает «Ивана Грозного», это было в повести Зощенко, это напоминает о том, что он был участником Первой мировой и попал под газовую атаку, а это намек на его последующее шельмование. А это вообще - ты никогда не догадаешься, что, если сам автор тебе не объяснит. Широко использован полиэкран - три изображения одновременно, образующие контрапункт, и тоже надо сообразить, что всё это значит. Кому-то показалось кощунственным практически фарсовое изображение Сергея Михайловича Эйзенштейна, который бегает по съемочной площадке и чешет репу, пытаясь совладать с общим хаосом, который творится вокруг. Однако это вполне имеющая право на существование форма авторского кино, которая предполагает, что ты будешь смотреть его не один раз, разбираться во всех хитросплетениях и получать от этого интеллектуальное и зрительское удовольствие.
Еще два фильма основного конкурса, тоже сделанных в необычной, экспериментальной, авторской манере - это испанское «Чрево моря» и немецкие «Кровопийцы».
Агусти Вильяронга - самый знаменитый на сегодняшний день каталонский режиссер, снявший «В стеклянной клетке», «Черный хлеб» и другие очень нашумевшие фильмы. Из всех участников конкурса это самая большая мировая знаменитость, он был сам со своей съемочной группой. «Во чреве моря» задумывался как театральный спектакль, но из-за пандемии постановка не осуществилась и он решил сделать фильм с минимальным бюджетом, используя театральные декорации. Это черно-белый фильм о кораблекрушении, жертвы которого строят плот и пытаются спастись. Но снято это не в море, а в декорациях. Два главных героя, один из которых - капитан корабля, рассказывающий в зале суда свою версию происшедшего, а другой - неформальный лидер потрепевших, который каждый раз строит контроверзу: нет, всё было не так. Выстраивается свобеобразная притча о краевых условиях человеческого существования, как люди ведут себя перед лицом грозной безличной стихии и какими средствами борются за выживание. Вполне закономерно фильм получил приз Жюри кинокритики.
Другой фильм, тоже сделанный очень нестандартно, даже можно сказать экстравагантно и эпатажно - немецкий, «Кровопийцы: Марксистская вампирская комедия». Известный факт, что Карл Маркс в «Капитале» не раз сравнивает капиталистов с вампирами, которые высасывают кровь рабочего класса. В этом фильме эта метафора превращена в элемент сюжета. Некий русский актер по имени Лев играет Троцкого в фильме Эйзенштейна «Октябрь», но по известным политическим соображениям его роль полностью вырезана при окончательном монтаже. Сам Эйзенштейн тоже фигурирует в кадре - с легкой руки Питера Гринуэя, снявшего 6 лет назад хулиганский фильм про приключения классика советского кино в Гуанахуато, Сергей Михайлович стал популярным персонажем-трикстером в артхаусном кино. В это году у нас его представили Алексей Федорченко и Юлиан Радльмайер. Так вот актер Лев, оставшийся без роли и без работы, бродит по берегу Балтийского моря и встречает молодую даму, которая и оказывается эксплуататоршей и по совместительству вампиршей. Пересказать сюжет невозможно, не посмотрев фильм несколько раз, действие развивается очень замысловато и прихотливо. Пресс-коференция режиссера была в онлайне, я спросил у него, считает ли он себя марксистом, он ответил: с этим всё сложно.
На другом полюсе - совершенно серьезного кино, без всякого намека на стеб - «Человек Божий» Елены Попович, фильм о жизни очень почитаемого православного святого Нектария Эгинского. Он жил на рубеже XIX-XX веков, умер в 1920 году, канонизирован в 1961 году. На протяжении всей жизни Нектарий находился в трудном противостоянии с греческими церковными иерархами, был жертвой клеветы, гонений, разных конъюнктурных решений своих начальников и при этом пользовался огромным авторитетом у низов - у обычных монахов и монахинь и у мирян. Нектарий был бессребреник, отдавал последнее нуждающимся. Его верного ученика и помощника, который, однако, всё время уговаривает его вести себя более разумно, не нарываясь на неприятности, а с пользой капитализируя свой авторитет, играет Александр Петров, один из популярнейших сегодня российских актеров. А в последней сцене, когда Нектарий умирает на больничной койке, но совершает настоящее чудо - возвращает парализованному соседу способность двигаться - играет Микки Рурк. Елена Попович сказала, что он очень серьезно был настроен на эту роль; как человек, которому пришлось много выстрадать на своем актерском пути, он был внутренне готов, чтобы сыграть духовное и физическое преображение. Фильм получил Приз зрительских симпатий - это единственное голосование зрителей на фестивале, очень почетная награда.
Два фильма - это мои фавориты: итальянский «Равнодушные» и японский «Женщины».
«Равнодушные» - экранизация романа Альберто Моравиа, написанного в 1929 году. Он был зкранизирован Франческо Мазелли в 1964 году с Родом Стайгером и молодой Клаудией Кардинале. Здесь действие перенесено в наши дни, добавлено много сегодняшних реалий, например, молодая героиня - она ведущая сетевых компьютерных игр со своей молодежной аудиторией. Но стержневая коллизия за прошедшие 90 лет не изменилась - некий мужчина в возрасте прибирает к рукам семью: мать, сына и дочь, которые находятся в трудном материальном положении, чтобы купить за бесценок их шикарную старинную квартиру и властвовать, как ему заблагорассудится. Он готов на матери жениться, а дочку хочет сделать своей любовницей, и разными способами ломает волю каждого. Сын сначала бунтует, но потом становится конформистом; в романе Карла, его сестра, тоже становится одной из «равнодушных», но тут режиссер решил вывести ее из-под этого диагноза. Она, наоборот, сначала принимает навязанные правила игры, а потом всё-таки оказывается не-равнодушной. Это кино большого стиля, продолжающее традиции итальянского социального кино, основанное на литературной классике, с участием двух звезд итальянского кино, преходящих из среднего в старшее поколение - Валерии Бруни Тедески и Джованны Меццоджорно. Вполне закономерно фильм получил приз ФИПРЕССИ, то есть международной кинокритики. И на мой вкус, украшение основного конкурса.
Второй мой фаворит - это японская лента «Женщины» режиссера Нобутеру Утиды. Главная героиня - молодая женщина, которая ухаживает за полупарализованной матерью, а та ее непрерывно гнобит, костерит и унижает. У нее есть бойфренд, который обещал на ней жениться, но неожиданно выясняется, что он одновременно крутит с другой, а та еще и беременна. Короче, всё плохо. Зато у нее есть подруга, которая содержит пасеку и делает замечательный мёд. И вдруг подруга тоже умирает. И когда всё плохо так, что уже хуже некуда, жизнь каким-то странным образом начинает налаживаться. Заканчивается всё просто идиллией. Кульминационная сцена в этом фильме - это смерть подруги. Самая красивая сцена самоубийства, которую я когда-либо видел в кино. Очень красивая девушка, сидит одна, позвонила подруге - главной героине, но та не смогла приехать. Она сидит ночью под навесом под косым проливным дождем, перед ней накрытый стол, на котором масса вкусной еды, три бутылки вина. Она очень чувственно, вкусно ест, выпивает - под красивую музыку - и потихоньку глотает таблетки. А днем ее находят мертвой. К сожалению, во всем интернете не нашел даже картинки с этой сценой. Я спросил у режиссера, он намеренно оставил непроясненным мотив, почему она кончает с собой, или какой-то намек в фильме есть. Он ответил, что многозначность тут даже бОльшая - он представляет зрителю самому додумывать, самоубийство ли это или она просто устроила себе такой маленький праздник, наслаждается едой, вином и между делом глотает колёса, от которых ей хорошо, ну и не замечает, как наступает передоз. Наверно, нельзя сказать, что это какой-то очень выдающийся фильм по своему содержанию, но он невероятно красиво, даже гипнотично снят. Когда мы вышли после фильма один из моих коллег сказал, что он бы прямо сейчас отдал все призы этому фильму и распустил весь фестиваль. Ну, как говорится, в каждой шутке есть доля шутки.
Очень многие говорили, что японский фильм из внеконкурсной программы - «Случайность и догадка» - воспринимался как своеобразный близнец «Женщин». Фильм получил гран-при Берлинского международного кинофестиваля, а на ММКФ демонстрировался в авторской программе Петра Шепотинника «8,5 фильмов». Это фильм из трех новелл, режиссер экранизировал свои собственные рассказы, тоже про отношения между женщинами и между женщинами и мужчинами. В этом фильме едва ли не каждая фраза содержит в себе твист, то есть переворачивание ситуации, которое заставляет посмотреть на всё происходящее иначе. Первая новелла про двух девушек, одна из которых рассказывает другой о том, что познакомилась с мужчиной, он пережил сильную травму, когда несколько лет назад его бросила подруга, он долго не мог ни с кем общаться и вот они с полслова-полувзгляда поняли друг друга, каждый нашел родственную душу. Девушки расстаются, а подруга, которая слушала это признание, понимает, что это она была той негодяйкой, которая изменила вот этому мужчине, и решает вернуть его обратно себе. Дальше ситуация еще два или три раза перекручивается. Во второй новелле героиня из неких соображений хочет унизить своего бывшего преподавателя и, чтобы его соблазнить, читает ему эротическую сцену из его романа, очень откровенную. Всё это время в зале оторопь, потому что это очень круто сыграно. Ждешь реакции мужчины на откровенно провокационное действие девушки, а он говорит: «Вы так здорово читаете, не согласились бы вы записать полную аудиоверсию моего романа?» И это не самый конец - практически ни в одной точке фильма невозможно предугадать, куда всё повернет дальше. А в третьей новелле - это кадр из нее - встречаются две школьные подруги после долгой разлуки, начинают разговаривать, и вдруг обнаруживается, что они вообще не знакомы, учились в разных школах… но это не конец истории. Глубинное родство этих японских фильмов, наверно, в том, как прихотливо плетутся человеческие отношения и под влиянием какого-то пустяка всё может поменяться, но и эти пустяки на самом деле - не случайны, а они делают явными глубокие процессы, текущие где-то под землей или под водой.
К этим двум японским фильмам можно было добавить третий - из внеконкурсной программы Андрея Плахова «Эйфория изоляции» и - «Эротический драйв» Коты Ёсиды. Это тоже три новеллы, связанные одним странным персонажем, это оборванец Курита, неказистый мужчина маленького роста, который появляется в жизни трех женщин и как бы перезапускает всё по-новой. В жизни, из которой эротический драйв куда-то ушел, благодаря ему он возвращается. Но кроме секса в каждой новелле фигурирует какое-то экзотическое блюдо, которое играет роль афродизиака.
И я подхожу к главному «скандальчику» 43-го Московского кинофестиваля - к фильму, которому международное жюри присудило главный приз. Когда был объявлен фильм-победитель, а заодно и исполнительница лучшей женской роли, фестивальный народ предвкушал, как это будет объявлять 1 канал. Одно бы дело так, но у этого была предыстория - победителем Берлинского международного кинофестиваля 2021 года тоже был румынским фильм, под не менее прекрасным названием, даже двумя названиями «Неудачный трах, или Безумное порно» и говорят, что ряд российских СМИ, обычно следящих за современным кинопроцессом, отказался озвучивать этот факт. Как два японских фильма перекликаются между собой, так оба румынских фильма почти что про одно и то же. Честно сказать, тот и другой далеко не шедевры, но попали в некий нервный узел. Раду Жужа уже известная фигура, а постановщик «засранки» - дебютант.
Все, кто интересуется современным серьезным кино, знают, что румыны - сегодня одни из главных лидеров и законодателей мод. Кристи Пую, Кристиан Муджу, Корнелиу Порумбою - любимцы всех фестивалей. Но, как мы видим, и младшие режиссеры создают тренд. Фильм Раду Жужи был показан на почти ночном сеансе, он начался в половине 12-го ночи, потому что начинается он с абсолютно откровенной 10-минутной сцены, которая представляет собой любительское видео, снятое любовником главной героини. Не задумываясь о последствиях он выложил его в интернет, дальше оно утекло в какие-то неконтролируемые ресурсы и у героини начались большие проблемы, потому что она школьная учительница. Родители требуют ее увольнения и начинается травля женщины, которая оказалась жертвой - и тут не скажешь однозначно чего именно. Общественного лицемерия и ханжества - безусловно, своей неосторожности - тоже, но еще и сетевой среды, которая провоцирует человека на безголовое поведение. Фильм Раду Жужи разделен на несколько частей, снятых в разной манере, и он пытается сделать своеобразный срез современного идиотизма, который доходит до гротеска.
Фильм, названный хэштегом «#засранка», основан на реальной истории, которая произошла в Южной Корее в 2005 году, но действие перенесено в Румынию в наши дни. Женщина взяла в приюте собачку, ей посоветовали ее покормить, но когда она первый раз поехала с ней в метро, собачку стошнило. Народ стал требовать, чтобы хозяйка убрала неприятную кучку, а она бы и рада, но у нее ничего с собой для этого не было. Завязалась перепалка, один парень это снял, потом выложил в сеть - и пошло-поехало, начался буллинг, набирающий тем большие обороты, чем более жалкие личности в него включаются. Как часто бывает, защита морали становится способом выплеснуть агрессию для людей, у которых нет другого канала. Само исходное событие тоже перевирается, начиная с того, что собачку стошнило, а в сети все кричат, что собачка покакала. Героиня находит умелицу, которая практикуется на том, что стирает из всей сети нежелательные материалы, но та заламывает слишком большую цену. В общем, пример истории, в которую желательно не влипать.
Это если говорить про основной конкурс. В основной конкурс могут попасть картины, которые не показывались за пределами своей страны. Но на отборщики фестиваля стараются показать и самое интересное, что появляется в мировом кино. На этом построены внеконкурсные авторские программы Петра Шепотинника «8,5 фильмов», то есть это обычно 8 полнометражных и один короткометражный или анимационный фильм, «Эйфория» Андрея Плахова - в этом году она называлась «Эйфория изоляции», «Фильмы, которых здесь не было» Стаса Тыркина, «Кинорежиссерки нашего времени» - программа с гендерным уклоном Анжелики Артюх и ряд других. Я еще про несколько фильмов скажу буквально коротко.
«Паркет» - четвертый режиссерский фильм Александра Миндадзе, который известен как сценарист главных фильмов Вадима Абдрашитова. Невероятно харизматичный польский актер Анджей Хыра играет постаревшего танцора, который через 25 лет встречает двух своих партнерш, с которыми в 94-95-м танцевал танго, ожна была его женой, другая любовницей. И он настроен дать бой всему миру - станцевать снова, хотя у него уже было два инфаркта. По сюжету вроде бы напоминает «Джинджер и Фред» Феллини - старичье не сдается. Но тут совершенно другой градус кипения. С одной стороны - надвигающаяся старость, с другой - неумирающая страсть, ну и с самого начала понятно, что не все главные герои доживут до конца фильма. Оператор этого фильма - Олег Муту, который снял главные фильмы Кристи Пую, Кристиана Мунджу, Сергея Лозницы и предыдущие фильмы Миндадзе. Со вчерашнего дня «Паркет» в прокате, посмотрите.
Мне очень понравился фильм «Туве». Его героиня - Туве Янссон, художница и писательница, которая создала Муми-троллей. Сказки ее знают, наверное, все, а биографию вряд ли. Удивительно, что самой большой любовью ее жизни была любовь к женщине - театральному режиссеру Вивике Бэндлер. Чудесная актриса играет главную роль.
Я совсем не буду говорить про документальное кино. Я в этот раз посмотрел его мало, но про каждый фильм можно было бы рассказывать долго. (35) Несколько слов скажу про ретроспективные программы этого года. Самая представительная - это «Симона Синьоре. Ив Монтан. Двое». Они оба родились 100 лет назад, в 1921 году, с разницей в 9 месяцев, встретились в 1949 году, когда им было по 38 лет, и оставались вместе до конца жизни Симоны Синьоре в 1985 году, а Монтан пережил ее на 6 лет (он ушел в ноябре 1991-го). Оба были, как принято говорить, большими друзьями Советского Союза, не раз в нем бывали. В 1956 году одновременно в двух издательствах в двух разных переводах вышла автобиографическая книга Монтана «Солнцем полна голова». Но ввод советских войск в Чехословакию в 68-м их очень охладил, а в 70-м оба супруга снялись в потрясающем фильме Коста-Гавраса «Признание» о политических процессах в Чехословакии сталинского периода. После этого имя Монтана было вычеркнуто из всех книг про французское кино и французский шансон. Всего месяц он не дожил до распада СССР.
Вторая ретроспектива была посвящена памяти Ким Ки-дука, лидера нового корейского кино, режиссера неровного, но одного из самых ярких в первом двадцатилетии 21 века. В позапрошлом году он был председателем жюри ММКФ, в прошлом его казахский фильм участвовал в основном конкурсе, в декабре прошлого года он умер от коронавируса.
Еще одна ретроспектива было тоже мемориальная - памяти Майкла Эптида, англо-американского режиссера, снявшего 78 игровых, документальных и музыкальных картин для кино и телевидения, в том числе «Агата» про Агату Кристи, боевик «Парк Горького», фильм про Джеймса Бонда «И целого мира мало», «Покоритель зари» из «Хроник Нарнии» и так далее. Он был президентом Гильдии режиссеров Америки, а в 2011 году председателем документального жюри ММКФ. Он умер 7 января этого года в возрасте 79 лет.
Ну и последняя программа, о которой я хотел сказать несколько слов, это программа, приуроченная к 75-летию, слава Богу, здравствующего Кирилла Эмильевича Разлогова, выдающегося российского киноведа, кинокритика, историка кино, переводчика, автора многих книг и программного директора ММКФ. 6 мая он отметил свой юбилей. Она называлась «Фильмы моей жизни», он отобрал 13 фильмов с 1913 по 2020 год. Признаюсь, что на этом фестивале это была для меня одна из самых интересных программ, потому что с книг Разлогова «Искусство экрана: проблемы выразительности», «Боги и дьяволы в зеркале экрана» и других начиналось мое собственное самообразование в теории кино. Поэтому я постарался посмотреть из этой программы фильмы, которые я не видел или не видел на большом экране. Программа эта построена как игра перекличек между фильмами разных эпох, например, «Окраина» Бориса Барнета 1933 года откликается в «Окраине» Петра Луцика и Алексея Саморядова 1998 года, тема любви втроем в фильмах Абрама Роома и Эрнста Любича - в «Жюле и Джиме» Франсуа Трюффо, и так далее. И в свою программу Разлогов включил два фильма, которые при выходе были своего рода манифестами того, как в кино может быть показан секс, - это «Империя чувств» (или «Коррида любви») японца Нагисы Осимы 1976 года и «Романс Х» француженки Катрин Брейя 1999 года.
Из моего краткого рассказа нетрудно сделать вывод, что вообще тема секса на фестивале этого года была раскрыта с полнотой и откровенностью, не совсем обычной даже для насмотренного зрителя, к которым я себя тоже отношу. И мне в этом видится вполне определенное влияние интернета на кинематограф. Интернет перенасыщен контентом такого рода и степень откровенности представления такого контента, свойственная интернету, становится привычной, а значит, переходит в кино. Внимание к темам коммунальных и сетевых отношений, скандалов, буллинга - это тоже очевидная реакция кино на интернет, и то, что пандемия в этом тоже выступила катализатором, по-моему, понятно - второй год значительная часть всей жизненной активности планеты перемещена в сеть. И не случайно Андрей Плахов в этом году свою авторскую программу назвал «Эйфория изоляции». В какой-то мере весь фестиваль можно было назвать «Эйфория изоляции». Я не выделил бы в программе этого года какой-то фильм однозначный лидер или безусловный шедевр, но в целом она была очень нескучная и в ней были точечные фильмы-сюрпризы со своим уникальным лицом. Вот, пожалуй, если говорить о самом любопытном, на мой вкус. Спасибо.