Программа «Восемь с половиной фильмов».
Sílení / Lunacy. Чешская Республика - Словакия, 2005. Автор сценария и режиссер - Ян Шванкмайер. В ролях: Павел Лиска, Ян Триска, Анна Гейслерова, Ярослав Дусек, Мартин Хуба, Павел Новый. 118 мин.
В пресс-показ фильм Шванкамайера не включили. Когда я прибежал в билетную службу, оказалось, что билетов уже нет, их разметали за несколько часов. Мы с Эдуардом пришли и стали проситься посидеть хотя бы на лестнице. Свободные места нашли только во втором ряду, то есть уселись нос к носу с экраном, прямо в эпицентре действия.
На экране появляется сам Шванк и произносит вводную речь о том, что в фильме использованы тексты маркиза де Сада и Эдгара По («Преждевременное погребение» и «Система доктора Смоля и профессора Перо»), далее рассуждает о безумии и способах его лечения. Методов, мол, два: предоставление безумным полной свободы или система ограничений и наказаний; есть и третий - соединение худших сторон первых двух, таким и является мир, в котором мы живем. (Эдуард после этого сказал: Да, теперь я начинаю понимать, какое кино тебе нравится. - Да ладно, - говорю - ща посмотрим).
Дрожащий от страха молодой ччеловек в одинокой постели в очень тесной комнате. Трух, хрясь! К нему ломятся два громадных жлоба с улыбками до ушей, ясно, что санитары другими и не бывают. Натягивают на беднягу смирительную рубашку, и тут он просыпается.
Зовут героя Жан Берлот (Павел Лиска). Он приехал на похороны матери, которая умерла в Шарантоне, а на обратном пути его приглашает в свою карету некий Маркиз (Ян Триска). Завозит в непролазную грязь посреди ничего и говорит: Ну, спасибо за приятную кампанию, а здесь наши дороги расходятся. Молчел остается один под проливным дождем. Через некоторое время карета возвращается: Не обижайтесь, дорогой, я пошутил.
Маркиз привозит Жана в свой особнячок и после ужина с задушевными разговорами оставляет ночевать. Не помню, что именно одвигло молчела вылезти из постели - дурные сны или подозрительная обстановка, но он отправляется гулять по карнизу и наблюдает «черную мессу». Пара-тройка то ли гостей, то ли слуг хозяина шлепают по задницам полуголых девок, а сам Маркиз с усердием вколачивает по длинному гвоздю в каждый сантиметр тела большого распятого Спасителя и произносит обширную антихристианскую проповедь.
С этого места народ начал вытекать из зала тонкой, но почти непрерывной струйкой.
Потом Маркиз предлагает герою в терапевтических целях немножко подлечиться в психиатрической лечебнице у доктора Мурллоппа (Ярослав Дусек) и его симпатичной ассистентки Шарлотт (Анна Гейслерова). На добровольных началах. Не понравится - уйдете, а эффективность метода доктора довольно высока. Больных не терроризируют, и они даже участвуют в постановке «живых картин». В частности, сам Маркиз инсценирует картину Делакруа «Свобода на баррикадах». Постановка имеет большой успех у психов (на удивление не буйных), правда, быстро разваливается, когда пациент, изображавший бойца с баррикад (с ружьем), сильно возбуждается от соседства обнаженной груди Свободы-Шарлотт.
Опускаю сюжет со «смертью» Маркиза - здесь как раз обыгрываются «Преждевременные похороны». Потом, как в «The System of Dr. Tarr and Professor Feather», оказывается, что либеральный метод лечения ввели бывшие пациенты, совершившие переворот в больнице, а настоящих врачей обваляли в пуху и перьях и засадили в подвальный карцер. Предательница Шарлотт освобождает последних, и власть берет сторонник строгих мер доктор Кульмье (Мартин Хуба) - это фамилия настоящего попечителя лечебницы в Шарантоне, известного по всем биографиям «божественного маркиза», только в отличие от доктора Руайе-Коллара, исторический Кульмье был как раз более терпим к своим подопечным. В фильме же он разработал систему из полутора десятков терапевтических процедур. Процедура № 1 - 20 ударов хлыстом, «после этого излечиваются 50% заболеваний, особенно нервных и истерических». Маркиза, если мне не изменяет память, подвергают процедуре № 16. Догадывайтесь сами, что это такое.
Фильмец очень даже не хилый, хотя не без некоторой вымученности. Такого совершенного соединения сюра и повествовательной четкости, как, например, в «Полене», тут не чувствуется. Но, думаю, всякий зритель, не чуждый легкого влияния Луны на свою рациональность, не останется равнодушен и к терапевтическим методам докторов Мурллопппа и Кульмье.