«Червь»

Jun 28, 2006 18:50

Конкурс.

Россия, 2005. Режиссер - Алексей Мурадов. Авторы сценария - Андрей Мигачёв, Игорь Талпа. В ролях: Вадим Демчог, Сергей Шнырёв, Анастасия Сапожникова, Дмитрий Персин, Александр Наумов, Галина Данилова. 100 мин.



Единственный российский фильм в конкурсной программе - «Червь» Алексея Мурадова - фильм с «необъявленным» сюжетом. Что заставляет героя, 34-летнего полковника некой спецслужбы, перемещаться по стране, постоянно меняя внешний образ и легенду; от кого он бежит и кого ищет и находит - все это впрямую в фильме не разъясняется. Но это не превращает фильм в загадочный иероглиф неведомого языка. Напротив, то, что мотивация перемещений героя уведена в тень, более выпукло представляет его экзистенциальную проблему: утрату себя. Как бы пытаясь на каждом новом месте воссоздать себя заново, он перенимает факты биографии и манеру речи у одних знакомцев и озвучивает их при встрече с другими. Он пытается выломаться из того, что психологи называют программированием, семейными сценариями, играми с предсказанным концом. Он ищет проект, без которого вся жизнь - фальстарт.

В пресс-конференции по фильму участвовали режиссер Алексей Мурадов, соавтор сценария Андрей Мигачев, продюсеры Андрей и Антон Малышевы.

Новую работу режиссера представила киновед Елена Тирдатова: Вы только что посмотрели картину Алексея Мурадова «Червь». Его дебютная полнометражная картина «Змей» была сделана всего несколько лет назад - это был один из самых звучных дебютов года, который принес режиссеру славу, прошел по всему миру и получил множество международных наград, был номинирован на приз Европейской киноакадемии. Следующие три года он невероятно активно работал. Фильм «Правда о Щелпах» - тоже картина, которая с успехом прошла на «Кинотавре», получила призы. Для телевидения была сделана картина «Человек войны». И сегодня мы смотрели его картину, которую он, как и все свои работы, снимает со своим соратником Робертом Филатовым.
Вопрос: Если говорить не о смысле побега этого человека, а о формальных причинах, как Вы сами понимаете основную конструкцию Вашего фильма? ФСБ или какая-то служба, человек, который отчего-то выламывается из ее рядов, что там все-таки происходит?
Алексей Мурадов: То есть речь идет о детективной части этой истории? На самом деле все очень просто. Надо начать с того, что какое-то время назад возникло интернет-пространство. Оно было совершенно свободным, на него ни одни спецслужбы не обратили внимания. Потом вдруг оказалось, что в интернет-пространстве начали развиваться какие-то веяния, которые нужно было взять под контроль. В результате, к этой работе было привлечено большое количество умных, талантливых людей, владеющих, условно говоря, компьютером. И они начали работать на спецслужбы. Все это развивалось очень сильно и в конечном итоге образовались достаточно большие, пока раздельные интернет-пространства: российское, американское, китайское, индийское и т. д. и т. п. В результате различных хитросплетений, кроме китайского интернет-пространства, все остальное уже принадлежит Америке. Данное государство практически в любую секунду может влезть практически в любой из наших личных почтовых ящиков, и этому так или иначе поспособствовали наши спец-службы, может, иногда, и не понимая, что происходит. Наш герой был когда-то привлечен к этой работе, он думал, что он работает на свою родину, но оказалось, что «наверху» есть предатели, которые пользовались его работой. Когда он об этом узнал, он понял, что достаточно долго работал не на свою страну. Он очень сильно расстроился - и вот результат всего того дела. Он вынужден был уйти в бега, перед этим запустив в это интернет-пространство некую правду, которую он знал [программу-«червя»].
Вопрос: Вы очень понятно и интересно рассказали причину всего, что происходит с героем. Может быть, надо было показать все это в фильме?
Алексей Мурадов: Да, мы могли показать это в фильме, но представьте себе, что было бы. Это был бы детектив с огромным количеством погонь, со стрельбой, с ФСБ, ЦРУ и не знаю, с кем еще. Это был бы обычный сюжет, как один человек убегает, а его все догоняют и пытаются, как сегодня говорят, «завалить». Это нас совершенно не интересовало. Там проходит по радио эта история, и если вы смотрите внимательно, это совершенно достаточно, чтобы понять, что происходит.
Андрей Мигачев: Я бы хотел дополнить. Если вы не жили такой жизнью, вы все равно не поймете, о чем речь. Очень тяжело в кино рассказать об интернете. Практически никому в кино это никогда не удавалось. Можно сделать это как форму, но в кино рассказать об этом крайне сложно. Это первое. И второе, иногда не нужно говорить о главном в лоб. То есть те люди, которые входят в эту формацию, им многое объяснять не нужно, им это сюжет понятен. Мы не снимали букварь и объяснение не было основной задачей, потому что очень сложно рассказать, как все там устроено. По этой причине, когда мы, естественно, решали, показывать - не показывать, это не было поставлено во главу угла.
Алексей Мурадов: Другими словами, вся детективная часть спрятана преднамеренно. Естественно. Потому что это было бы очень легко сделать, но тогда мы бы попали в категорию кино, где кто-то хороший убегает от каких-то плохих.
Вопрос: Насколько я знаю, у этого фильма изначально был несколько другой сценарий. Насколько Вы изменили этот сценарий и чего конкретно касались изменения?
Антон Малышев: Этот проект задумывался достаточно давно и, действительно, с другим режиссером, Игорем Талпой, но к сожалению, обстоятельства не позволили нам его реализовать вместе. Это было бы, конечно, другое кино, а говорить лучше - хуже, здесь неэтично. Да, сценарий поменялся вместе с творцом. Но хочу сказать, что результатом мы довольны.
Вопрос: Что Вас, как продюсеров, побудило взяться за этот проект и каковы, на Ваш взгляд, дальнейшие перспективы продвижения фильма?
Андрей Малышев: На коммерческие перспективы мы не рассчитывали, да их на самом деле и нет. Для нас то эксперимент, потому что мы еще во ВГИКе спорили, кто главнее: продюсер, режиссер и прочие? Режиссер не даст соврать, никакого диктата продюсеров, в общем-то, и не было.
Алексей Мурадов: Естественно, когда мне и Андрею предложили эту работу, нам сказали про Игоря, о том, что эта работа затевалась и должна была сниматься. Я, к сожалению, не был знаком с Игорем, но мы с Андреем решили, что если уж есть возможность поставить фильм-памятник этому человеку, мы это сделаем. А то, что сценарий был переделан - это естественно. Игорь писал сценарий под себя, а тут пришлось работать мне.
Вопрос: Мы знаем Ваше умение находить интересные лица и Ваше неплохое знание, условно говоря, театральной провинции. Что это за поиск? Что Вы ищете, какие лица, как это осуществляется?
Алексей Мурадов: Большое спасибо за этот вопрос, я на него бесконечно много отвечаю и готов с бесконечным удовольствием отвечать. Потому что сейчас у нас есть медийные и не медийные актеры. Среди медийных актеров огромное количество, на мой вгляд, люди с большим талантом. Но, к сожалению, они вынуждены переносить из картины в картину уже не роль, не персонажа, а свое лицо. Поэтому за медийными актерами как бы организовался один и тот же персонаж, который переходит их картины в картину. Это инструмент, которым можно пользоваться, но в данном случае мне то было совершенно не интересно. Поэтому в эту картину я вынужден был искать лица, которые незнакомы. Кастинг проходит очень просто. Приходит актер и если мне нравятся его глаза, если в них есть глубина, то без всяких проб он проходит на главные или неглавные роли. В этом фильме очень много не актеров.
Вопрос: Я актриса, и мне бы хотелось узнать, насколько вы знакомы с театральными постановками, в которых тоже, возможно, играют не актеры, такие как «Театр.Док» и другие?
Алексей Мурадов: В «Театре.Док» я не так давно затевал спектакль, но не довел до конца - доведу! - потому что возник уже следующий проект по Валентину Черныху. Называется он «Ночные сестры». Что касается актеров, я очень люблю ездить по разным городам и смотреть. Как я где-нибудь оказываюсь, то первым делом узнаю, сколько здесь театров, сколько мне времени придется потратить на то, чтобы максимально отсмотреть актеров. И если мне кто-то понравился, я тут же иду в дирекцию, беру фотографию, данные и выкладываю в своб собственную картотеку.
Вопрос: Как называется Ваш спектакль в «Театре.Док»?
Алексей Мурадов: Он не закончен, поэтому пока не буду говорить. Это комедия.
Вопрос: Примерно в какие годы происходит действие фильма?
Алексей Мурадов: Я стараюсь не конкретизировать время, потому что сегодняшнее время снять невозможно. Необходимо осмысление какое-нибудь. Это в нашем обозримом пространстве,хотя ближе к сегодняшнему дню.
Вопрос: Вся история, которая показана, вряд ли основывается на реальном факте. Она, вероятно, выдумана? И в то же время фильм носит характер притчи - о человеке, который ищет возможность выбрать иную стезю в жизни. Есть здесь такой притчевый элемент?
Алексей Мурадов: Я надеюсь, что да, к притче это имеет отношение. Во всяком случае, спасибо Вам за этот вопрос. Надо сказать, что такого рода выборы не зависят от времени, от социальных слоев или конкретно бытовых вещей. Во все времена человек вынужден выбирать между тем, что на его плечи спустилось, и тем, что у него в сердце.
Вопрос: Как складывались Ваши отношения с Московским кинофестивалем и на какой стаии картина попала в конкурс?
Алексей Мурадов: На «Кинотавр» была представлена недодеанная работа - был монтаж, но не было звука. «Кинотавр» сразу взял картину в конкурс. Московский фестиваль дождался, когда мы всю картину выстроили, прислал представителей на «Мосфильм», они эту картину отсмотрели и решили, что она должна быть на фестивале, вот и вся история.
Вопрос: Была ли у Вас какая-то причина, по которой Вы не могли НЕ сделать эту картину?
Алексей Мурадов: Меня очень заинтересовал этот сюжет. Я не имею отношения к спецслужбам, и с интернетом связан очень слабо - у меня есть почтовый ящик, через который я общаюсь со всем миром, вот и все. Но это не главное. Главное, на мой взгляд, - появился новый герой. Какой-то неожиданный. Я до пресс-конференции общался с одним из наших ведущих кинокритиков, который сказал, что его совершенно не волнует жизнь фээсбэшника. Ну, в общем, меня тоже волнует совершенно не жизнь фээсбэшника, а жизнь человека, который сначала работал в некий условиях, а потом оглянулся и понял, что он себя потерял. Мне без разницы, это кэгэбэшник, фээсбэшник или водитель автобуса или троллейбуса. Да, это история интересная, когда человек пытается обрести самого себя, может, даже мимикрировать в какой-то момент в среду, которую он давно потерял. И героиня очень любопытная. Героиня, на мой взгляд, совершенно новая, неожиданная. Такой яростной женщины в жизни я не видел.
Вопрос: А откуда взялась эта женщина? Там ведь физически очень сложная роль, и проходила ли она специальную подготовку для всего этого?
Алексей Мурадов: Естественно, проходила. Это девочка балетная. Мало того, она сейчас поет в мюзикле «Ромео и Джульетта» партию леди Капулетти. Настя Сапожникова - достаточно известная в кругах шоу-бизнеса певица и актриса, которая достаточно давно работает в этой сфере. Мы ее выцепили, потому что она физически очень крепкая. Мы отдали ее в руки Дениса Мелузова, человека, который ставил нам все драки, и в течение 13 или 18 посещений Мелузова получилась вот такая боевая машина.
Вопрос: История сама по себе очень несчастливая. Между тем она заканчивается таким совсем сказочным финалом. Девочка осталась жива, хотя треснули бы меня так перекладиной, и он как-то выпутался из отношений с начальниками, и, видимо, раз победили его сторонники, то, вроде бы, и в стране уже что-то начинает налаживаться, и корабль этот строится, почти «алые паруса». Что такое? Как-то нет ощущения, что та история, которую я прочитываю через весь фильм, должна так закончиться. Что тут было?
Алексей Мурадов: Тут была моя слабость, на самом деле. Вы же знаете, что меня и по «Змею», и по «Щелпам» обвиняли в мрачности. Я тут недавно прочитал про себя: «Не очень удачливый ученик Алексея Германа без чувства юмора случайно попал на Московский кинофестиваль». Мне не хотелось в той картине делать такую мрачную точку. Хотя, если бы я не хотел бы чуть-чуть приподнять и адаптировать эту историю для зрителя, то я бы сделал финал абсолютно другой - тот, который, по всей видимости, был бы абсолютно правильным. Они [герой и девушка] не должны были встретиться. Это мои ощущения. Что называется, пошел на поводу. Надеюсь, только в этом. Себя пока не ругаю. Может, чуть попозже начну… Малышевы предлагают переснять финал. (Смех).
Вопрос: Вы говорили про то, что это новый герой. Мне показалось, что, поскольку интернет-тема в фильме не центральная, а без этого то, как оформлен выбор героя, и то, как он заигрывает с людьми - застрелиться и все такое - это очень похоже на Митю из «Утомленных солнцем». Была такая параллель или то получилось случайно?
Алексей Мурадов: К своему стыду, я до сих пор не смотрел «Утомленных солнцем», я прошу прощения.
Вопрос: Здесь уже говорилось, что фильм - это некоторая притча, и что Вы не выбирали и специально не фиксировали какое-то время. Но дело в том, что у вас в фильме непрерывно идут теле-радио передачи, очень точные. И это все время меня сбивало. Я ждал, что что-то будет в этой истории, и герой на это должен как-то психологически отреагировать. Реакций таких нет. Почему это получилось?
Алексей Мурадов: Существует такое понятие, как педаль. По всей видимости, это моя болезнь, потому что я очень не люблю педалей. И если звучит из радиоприемника какая-то информация, то совсем не обязательно показывать, что герой подошел, внимательно прислушался, а потом взял и выпил рюмку водки. Все, что вокруг, какая-то погода там, это я не знаю, откуда бралось. А радио там совершенно функционально поддерживает детективную историю. Там четыре радиовключения, и в каждом - развитие этой детективной истории. Может, мы неочень обратили на это внимание зрителя, но на самом деле развитие этой детективной истории идет через информацию по радио. Там есть отсылки к месту действия, но нету к времени. Там идет разговор о погоде, о спорте, о ГАИ, о чем еще? Об инфляции - но инфляция у нас постоянная штука.
Андрей Мигачев: Я просто еще думаю, что герой в жизни очень тренированный человек, который вряд ли станет показывать свои реакции. В данном случае я думаю, что это поведение более достоверно, чем обычно встречается в кино.
Вопрос: У меня, собственно, даже не вопрос, а скорее реакция, связанная с вопросом, который здесь раньше прозвучал. В фильме с самого начала задается тема, что такое мужчина и каким он должен быть - родители, взрослые героя непрерывно «строят». И герой - мужчина, каким он должен быть. Я с некоторого момента стал спрашивать себя, кого мне напоминает рисунок поведения героя, а потом подумал - ну, Меньшиков чистой воды, такой артистичный супермен, импульсивный и четкий в то же время. Как бы Вы к тому отнеслись?
Алексей Мурадов: Никак, простите. Если бы я как-то связывал героя с Меньшиковым, я бы взял его в картину. Нуу, там, надо бы посмотреть последнюю его картину, как же она была, «Золотой теленок»? Там, по-моему, с этим героем, ну никак. Не знаю, что Вам ответить.
Вопрос: Почему Сергей убил человека? Если он уже понимал, что его возьмут, или возьмут, но отпустят, потому что уже все кончено. Почему он стрелял?
Алексей Мурадов: Это месть за отца. И эта смерть - на его совести. Это абсолютная ошибка. Это единственная смерть, и мы ее специально сделали ошибкой.
Вопрос: Вопрос к сценаристу. Как Вы относитесь к просмотру личной информации в интернете? Со стороны спецслужб это может быть неэтично разбираться в образе жизни любого человека?
Андрей Мигачев: Спасибо Вам за вопрос. Privacy в интернете кончилось где-то в 2003 году. К этому можно относиться как к неизбежному, к тому, что светит солнце или идет дождь. Это уже факт и будет фактом на все время существования интернета. Здесь задавали вопрос, ради чего мы это делали? Я делаю это ради тех людей в начале 90-х годов (это было время FIDO и VVS, время начала интернета), все были молоды и очень боялись, как бы смеясь и издеваясь, что вот нас слушают. В результате они оказались теми самыми людьми, которые наложили на нас эти сети. Это ни хорошо и ни плохо, это просто так. Я думаю, эта тема только начинается. Была иллюзия в начале 90-х, что это такая свобода. Тогда очень ограниченное количество людей пользовалось интернетом, и нужно было пройти определенный фильтр, то есть если сейчас войти в Сеть может любая домохозяйка, а тога это нужно было иметь определенный уровень, не говоря уже о технике. Я думаю, что это было золотое время для интернета, золотое именно по качеству общения. Сейчас оно, конечно, закончилось.

Кино

Previous post Next post
Up