«Крестовые походы» / «Темная реликвия»

Aug 16, 2010 11:38

Dark Relic. США - Болгария, 2010. Автор сценария - Энтони Бриггс. Режиссер - Лоренцо Сена. Оператор - Антон Бакарский. Композитор - Адам Пол Конвей. В ролях: Джеймс Фрэйн (сэр Грегори), Клеменси Бертон-Хилл (Ревекка), Том Басден (сэр Роберт), Али Хан (Хасан), Сэмюэл Уэст (отец Георгий), Мария Каран (Сафа), Майк Страуб (Реймонд), Велизар Бинев (аббат), Георгий Златарев (Саймон) и другие. 88 мин.

«Крестовые походы» («Crusades») были рабочим названием фильма - теперь оно только дезориентирует зрителя, будто это исторический эпик вроде «Царства Небесного». «Темная реликвия» - мистический, или, скорее, спиритуалистический ужастик, хотя действие его действительно связано с крестовыми походами.

В конце Первого крестового похода (судя по упоминанию имени Танкреда) рыцарь сэр Грегори и несколько его спутников находят в пещере горы Хеврон неподалеку от Иерусалима деревянный ларь, в котором лежит драгоценная реликвия - титло INRI, обломок верхней части креста, на котором был распят Господь. На нем видны и следы крови Спасителя. «Наконец наши походы обрели смысл!» - восклицает сэр Грегори и с небольшой командой, в которую входят его соратник сэр Роберт, священник брат Георгий и оруженосец Пол, отправляются в столицу христианского мира, чтобы доставить сокровище папе римскому.

Но дорога превращается в сплошной кошмар. Стоит крестоносцам выйти в море на корабле, как запас пресной воды становится соленым, а еду поражают черви. Ссора с корабельщиками даже не успевает разгореться, поскольку начинается ужасный шторм и всех моряков оптом смывает с палубы. Крестоносцы все же добираются до берега, где на них нападают разбойники. По счастью, в стычку вмешиваются храбрая дочка оружейника Ревекка и пара сарацинов - воин Хасан и целительница Сафа. Хоть и недавние враги, сарацины помогают крестоносцам и присоединяются к их отряду.

Сэру Грегори снятся кошмары: мочилово в экспрессивно-комиксовом стиле и вступающая в бой тварь, один в один похожая на Балрога, только взятого не прямо из «Братства Кольца» Джексона, а из компьютерной игры по его мотивам. Персонажи без конца ведут разговоры о вере. Дочка кузнеца вообще не верит ни в Бога, ни в черта. Сам Грегори склонен считать, что зло заключено в людях, а не в силах Ада, да и прощения он ищет не у Господа, а у самого себя за бесчинства прошедшей войны. Брат Георгий повсюду видит прямое вмешательство дьявола. И оно впрямь тут как тут.
С неба на процессию вдруг обрушивается полчище ворон, подыхающих при ударе о землю. Ночью на стоянку нападают волки - их отгоняют, но с ними исчезают и все лошади. Посреди зимы на ферму, где они остановились, наваливается саранча.

- Мне кажется, что ваша святыня - не что иное, как проклятие, - резонно подмечает девушка-атеистка.

Это подтверждает заход в монастырь. Местный аббат, изучив реликвию, предполагает, что зло притягивает не сам крест, а четыре буквы, означающие Iesus Nazarenus Rex Iudaeorum, когда-то в насмешку вырезанные на головой Спасителя. Однако попытки срезать буквы обращают всех монахов и самого аббата в одержимых. Не вмешайся сарацины, которых не впустили в христианское святилище, тут бы всем и конец. Потом заноза из распятия лишает рассудка сэра Роберта.

Короче, реликвия ведет себя совсем не так, как все другие святые мощи и артефакты христианского мира. Выясняется, что ее нельзя ни сжечь, ни закопать. Ее нельзя нести с собой, нельзя оставить и нельзя уничтожить. Что же делать?

Наконец, Вельзевул-Балрог является к оставшимся в живых сам во плоти. Сарацин и христианин молятся вдвоем в надежде, что Христос или Аллах - кто-нибудь да придет на помощь. Уловка не срабатывает. И все же сэр Грегори и прекрасная дочка кузнеца находят решение задачи, правильное в рамках фильма. Можно ли считать его вполне убедительным - вопрос для теологической дискуссии.
Смешение жанров и мотивов не лишено своеобразия. Обычно в ужастиках средневековые сатанинские артефакты обнаруживаются и начинают проявлять себя в наше время. Здесь все действие развивается в формате «исторического фильма», а интригу создает то, что силу зла притягивает к себе священная реликвия. Такой поворот довольно нов и, возможно, он еще получит какое-то развитие.

http://okino.ru/index.php?page=news.details&id=373

историческое кино, кино, ужасы

Previous post Next post
Up