«Спартак»

Jul 28, 2010 12:07

Spartacus. США, 2004. Автор сценария (по роману Говарда Фаста) - Роберт Шенккан. Режиссер - Роберт Дорнхелм. Оператор - Кис Ван Остурм. Композитор - Рэнди Миллер. Художник - Паоло Биаджети. В ролях: Горан Визнич (Спартак), Алан Бейтс (Антоний Агриппа), Энгус МакФейден (Марк Лициний Красс), Рона Митра (Вариния), Ян МакНайс (Лентулл Батиат), Джеймс Фрейн (Давид), Пол Кайнман (Крикс), Генри Симмонс (Драба), Бен Кросс (Тит Глабр), Стюарт Бунс (Корнелий Луций), Джорджина Райлэнс (Елена), Джордж Кэлил (Гней Помпей), Ричард Диллейн (Гай Юлий Цезарь) и другие. 174 мин.

Как и «Спартак» Стенли Кубрика (1960), мини-сериал Роберта Дорнхелма поставлен по роману Говарда Фаста.

При большом сходстве сюжетов и том, что сериал на несколько минут короче, его событийная насыщенность почти вдвое плотнее. У Кубрика на три часа приходятся два сражения, у Дорнхелма - четыре. И гладиаторские бои, и восстание рабов, и батальные сцены смотрятся интереснее. В частности, сохранен эпизод децимации (казни каждого десятого легионера) после первого поражения Красса.

Сама драматургия ярче и глубже. Подробнее проработан лагерь Спартака, ссора с Криксом и раскол. Но главное различие двух экранизаций - в том, как показана политическая борьба внутри Рима.

В сценарии Далтона Трамбо и фильме Кубрика это было противостояние циничного «реального политика» Семпрония Гракха (Чарлз Лоутон) и адепта «твердой руки» и железного порядка Красса (Лоренс Оливье) - порядка не в личных целях, а для государственного блага и величия; Красса там характеризовали как «единственного человека в Риме, который не поддался коррупции»!

В сценарии Роберта Шенккана и фильме Дорнхелма это конфликт последовательного демократа Агриппы (Алан Бейтс) и любой ценой рвущегося к личной диктатуре Красса (Энгус МакФейден). Симпатии сценариста и режиссера определенно на стороне Агриппы, но он проигрывает одновременно трем «реальным политикам»: «нисходящему» Крассу, «восходящему» Помпею и самому «далеко идущему» Цезарю, поэтому вынужден кончить самоубийством.

В обоих случаях вереница из шести тысяч распятий по краям Аппиевой дороги спроецирована на пришествие новой эры, которая покончит с рабством. В новом фильме это подчеркнуто введением персонажа-еврея Давида, сподвижника Спартака. Перед гладиаторским боем спутница Красса устроит ему унизительный осмотр: правда ли, что евреи уродуют себя? И Красс распнет его самым последним. Агриппа комментирует казни рабов словами: «Это трупы Рима. Цивилизация держится на распятиях».

Горан Визнич в роли Спартака чрезвычайно фигурист, но, может быть, недостаточно харизматичен. Замечательны работы Алана Бейтса (это его последняя роль и фильм посвящен памяти Говарда Фаста и Бейтса - оба умерли в 2003 году) и Энгуса МакФейдена.

Постановщик фильма, австрийский режиссер Роберт Дорнхелм родился в Румынии. Известен как автор игровых и документальных лент и нескольких телесериалов, в том числе «Анна Франк» (2001), «Спартак» (2004), «Десять заповедей» (2006) и не слишком хорошо принятая российскими зрителями международная копродукция «Война и мир» (2007). В 2009 году Дорнхелм был председателем жюри конкурса «Перспективы» на XXXI Московском кинофестивале.

Награды и номинации: Приз Общества визуальных эффектов за выдающееся воссоздание среды в живом действии в телевизионных программах (2005), 5 номинаций на различные награды в области телевидения, в том числе на «Эмми» за выдающийся монтаж звука в телесериале (2005).

http://okino.ru/index.php?page=news.details&id=282

историческое кино, кино, экранизации

Previous post Next post
Up