Россия, кинокомпания «Югра», кинокомпания «Solivs» при поддержке Министерства культуры РФ и Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, 2010. Авторы сценария - Игорь Митюшин, Олег Фесенко, Римма Ефремова (по роману Еремея Айпина «Божья Матерь в кровавых снегах». Режиссер - Олег Фесенко. Оператор - Арунас Баразнаускас. Художник - Эдуард Оганесян. Композитор - Ян Кочмарек. В ролях: Александр Лымарев (Илья Громов), Михаил Евланов (Николай Чухновский), Мария Александрова (Вера), Дарья Мороз (Мария), Александр Баширов, Еремей Айпин. 100 мин.
Роман Еремея Айпина «Божья Матерь в кровавых снегах» посвящен восстанию остяков (хантов) в районе реки Казым зимой 1933-34 гг. Автор писал его, основываясь на рассказах своих родственников, принадлежавших к шаманскому роду. Когда во время перестройки были открыты архивы и Айпин получил доступ к документам, то обнаружил, что семейная память практически ничего не исказила. В дополнении к роману он поместил 15 текстов, представляющих документированную историю восстания.
Действие происходит в деревне с реальным и более чем символическим названием Богоставленка. Дочь православного священника Вера выходит замуж за одного из остяков. Влюбленный в нее Илья Громов делает неудачную попытку похитить девушку, а потом покидает деревню, чтобы вернуться домой уже после революции и Гражданской войны во главе отряда красноармейцев. Ему приказано подавить очаги сопротивления остяков и в кратчайшие сроки перевести местное население от кочевого образа жизни к оседлому. В Богоставленке создан оленеводческий отряд, который возглавляет председатель Чухновский, получивший, в свою очередь, указание искоренять следы местных культов. Отношения красных начальников и военных, насаждающих новый порядок, построены на соперничестве и сталкивающихся личных интересах и сердечных проблемах. Хотя эти линии - Илья и Вера, Чухновский и казачка-медсестра Мария, один из красных солдатиков и дочь Веры Анна - пересказаны в фильме довольно обрывочно и сумбурно, это только усиливает картину внутреннего раздрая, который переживают все «пришлые» герои.
Возмущенные насилием красных, разрушением и шаманских и православных святынь, ханты из Богоставленки становятся стойбищем в излучине Кызыма, к ним присоединяются люди из других селений. Сцена сражения красной конницы с остяками на оленях, которым режиссер направил на подмогу мифических богатырей-полубогов в рогатых шлемах и масках из кожи (явно под влиянием мертвой армии из «Властелина Колец»; в книге никаких потусторонних богатырей нет) снята довольно впечатляюще и может считаться необычным событием в кинобаталистике. Красные отступают и запрашивают новые силы, но ханты за ночь успевают возвести ледяную крепость. (И крепость, и то, что ее пришлось бомбить с аэроплана - исторический факт).
«Сагу о хантах Югры» можно упрекнуть в том, что собственно хантские персонажи в ней почти не проработаны. В отличие от русских, которых играют популярные российские актеры. Привычная схема советских фильмов на революционную тему перевернута: там хорошее новое боролось с плохим старым, теперь хорошее старое противостоит плохому новому. Хороший мир представляется как монолит, а плохой - как раздираемый противоречиями; при этом в плохом лагере есть хотя бы один хороший персонаж, который сделает правильный выбор, но погибнет. Этнографический материал вставлен в эту схему больше для картинки. Мир хантов как был внешней экзотикой, так ей и остался.
Несмотря на все претензии, опыт историко-героического киноэпоса о сопротивлении малого народа большевистскому режиму заслуживает интереса и как первая разработка темы, и как весьма незаурядное зрелище.
http://okino.ru/index.php?page=news.details&id=122