The Ghost / The Ghost Writer. Франция - Германия - Великобритания, 2010. Авторы сценария - Роберт Харрис, Роман Полански (по роману Роберта Харриса «Призрак»). Режиссер - Роман Полански. Оператор - Павел Эдельман. Композитор - Александр Депла. В ролях: Эван МакГрегор («Призрак»), Пирс Броснан (Адам Лэнг), Оливия Уильямс (Рут Лэнг), Ким Кэтрелл (Амелия Блай), Йон Бернтал (Рик Рикарделли), Джеймс Белуши (Джон Мэддокс), Тим Прис (Рой) и другие. 128 мин.
«Призрак» Романа Поланского был фильмом-сюрпризом Московского кинофестиваля, не анонсированным в программе и каталоге. Единственный сеанс начинался 24 июня в 22-30, а перед началом организаторы угощали коктейлем из водки с лаймом и мятой. После многодневного фестивального недосыпа три бокала джулепа меня чудесно взбодрили и я с огромным интересом посмотрел примерно половину фильма. Но потом случилось неожиданное и закономерное - я незаметно для себя заснул и проснулся прямо перед самой концовкой, которая меня нисколько не удивила. Полную разгадку всего, к сожалению, так и не знаю.
Некоего небесталанного писателя (Эван МакГрегор) нанимают «негром» для литературной обработки мемуаров британского экс-премьера Адама Лэнга (Пирс Броснан). Его предшественник, работавший над текстом, загадочным образом утонул. Автор-«призрак» не успевает расположиться в роскошной резиденции Лэнга на небольшом острове (- Как продвигается работа? - Хорошо. Он уже называет меня «друг».
- Он всегда так говорит, когда не помнит вашего имени), как начинаются разные странности и сюрпризы. Но главное - против Лэнга выдвигают обвинение в том, что он передал пленных иракских террористов для пыток в ЦРУ. «Призрак» углубляется в мемуары с особым вниманием.
Считается, что прототипом персонажа романа Ричарда Харриса является Тони Блэр. Пирс Броснан от Джеймса Бонда - исполнителя британской политической воли на секретной службе ее величества - дослужился до того, кто диктует эту волю спецслужбам, и он очень сильно играет избалованного харизматика в момент, когда его репутация оказывается под угрозой обвала.
Та часть, которую я успел вменяемо посмотреть, произвела на меня отличное впечатление. Фирменный «поланский» кадр со сложной перспективой; красивая и гипнотическая музыка, как бы расширяющая пространство кадра; сквозной для режиссера мотив - «обычный» человек, неудержимо втягиваемый в атмосферу чего-то странного; жутковатость в сочетании с иронией и юмором. Завершением монтажа и озвучиванием режиссер руководил дистанционно, находясь в швейцарской тюрьме по злополучному обвинению в совращении несовершеннолетней, выдвинутому 32 года назад. На фильме эти передряги не чувствуются.
Награды: приз Берлинского международного кинофестиваля за лучшую режиссуру (2010).
http://okino.ru/index.php?page=news.details&id=139