Robin Hood. Великобритания - США, 2010. Авторы сценария - Брайан Хельгеланд, Итан Рейфф, Сайрус Ворис. Режиссер - Ридли Скотт. Оператор - Джон Мэтисон. Композитор - Марк Стрейтенфилд. В ролях: Рассел Кроу (Робин Лонгстрайд), Кейт Бланшетт (Мэрион Локсли), Макс фон Сюдов (сэр Уолтер Локсли), Дэнни Хьюстон (Ричард Львиное Сердце), Эйлин Аткинс (Элеонора Аквитанская), Оскар Айзек (король Джон), Марк Стронг (Годфри), Уильям Харт (Уильям Маршалл), Кевин Дюран (Маленький Джон), Скотт Граймс (Уилл Скарлетт), Алан Дойл (Аллен Э’Дейл), Марк Эдди (отец Тук), Дуглас Ходж (сэр Роберт Локсли), Леа Сэду (Изабелла Ангулемская), Мэтью Макфэдьен (шериф Ноттингемский). 140 мин.
Я был в восторге.
Не берусь судить о том, как этот фильм воспринимает «наивный» зритель, не сильно отягощенный знанием английской истории, литературы и кино. Надеюсь, получает свое удовольствие от костюмного экшена - сэр Ридли признанный мастер создания визуальных миров, и от мелодраматических переживаний - злодеи в фильме отменно злы, благодородные сердца исключительно благодородны, вторые жестоко страдают от первых, но возмездие неотвратимо.
Для меня фильм состоит из трех частей. Первая - условно говоря, «традиционная», вторая - «бредовая», третья - совершенно неожиданная, именно она является главной сценарной придумкой и всё ставит на свои места.
В «традиционной» части сэр Ридли повторяет конструкцию, которая в киношной робингудеане не раз встречалась. Итак, Робин Гуд возвращается в Англию - но не из крестового похода (как, например, в фильмах с Эрроллом Флинном и с Кевином Костнером), а уже после французских конфликтов Ричарда Львиное Сердце, где при осаде замка Шалю-Шаброль король и был убит (как в «Робине и Мэриан» Ричарда Лестера с Шоном Коннери). Несколько необычен образ главного злодея - им оказывается не шериф Ноттингемский и не король Джон, а некий предатель сэр Годфри, приближенный короля Джона, на самом деле действующий в интересах короля Франции и подготавливающий французское нашествие на Англию.
Сам главный герой - простой вояка-лучник Робин Лонгстрайд. Волею случая он оказывается душеприказчиком подло убитого во Франции рыцаря Роберта Локсли. Робин с тройкой друзей (Маленький Джон, Аллен Э’Дейл и Уилл Скарлетт) выполняет миссию - отвозит к английскому двору корону короля Ричарда (и мать Элеонора Аквитанская тут же возлагает ее на голову Джона), а отцу сэра Роберта - меч его сына.
Дальше развивается основная часть фильма - «бредовая». Отец покойного сэра Роберта не просто привечает безродного Робина Лонгстрайда, но и объявляет его живым Робертом Локсли, чтобы защитить овдовевшую Мэрион Локсли и все свое поместье в лихие времена. Но несколько позже он открывает ему потрясающую тайну - Робин, оказывается, переживший стрессовую амнезию сын погибшего «каменщика», автора хартии вольностей, скрепленной гербами баронов, но которую предыдущий король отказался подтвердить. Главным борцом за Великую хартию вольностей Робина Гуда, насколько я знаю, впервые сделал в своем романе Эскот Линн. Не миновала эта идея и кино («Разбойники Шервудского леса» / «Rogues of Sherwood Forest», 1950, р. Гордон Дуглас), но тут она засандалена в сюжет уж больно причудливо.
Тем временем подлый Годфри, якобы собирая налоги от имени Джона, сеет по северной Англии ужас и разрушение с целью истощить страну и настроить баронов против короля. И французские корабли уже причаливают к берегам.
Но самую удивительную метаморфозу пережил король Джон, хорошо известный по Шекспиру и Вальтеру Скотту как жестокий и малодушный тиранчик; Диккенс и вовсе писал про него: «Сомневаюсь, чтобы корона могла быть возложена на голову более подлого труса или более гнусного негодяя, даже если бы Англию обрыскали из конца в конец, тщась такового найти». В фильме Джон сам является к баронам, и хартию вольностей он готов подписать (только пусть сперва помогут страну спасти от опасности), и проявляет инициативную храбрость в бою, достойную своего старшего брата с львиным сердцем.
Кульминация - смелая историческая инверсия: это не вторгшиеся в 1346 году англичане при Креси расстреляли из длинных луков цвет французского рыцарства, они сделали это в 1199 году, защищая родные берега! С больной головы на здоровую? Или сэр Ридли решил таким образом отомстить в кино за нашествие Вильгельма Завоевателя в 1066-м?
Как бы то ни было, побеждают «наши». Смотрю я на эти чудеса и диву даюсь, для чего надо было нагромоздить столько несуразностей?
И прямо на последних минутах непредсказуемый (???!!!) и парадоксальный финал объясняет, для чего. Собственно, только тут и становится понятно, почему это был фильм о Робине Гуде.
Манипуляция с сознанием зрителя, «считывающего» исторические и культурные цитаты, проделана игриво и мастерски. Сначала коды обозначены, потом хаотизированы и вывернуты, а в концовке восстановлена «правильная» картинка, что вызывает и смех, и удовольствие.
Однако я хочу добавить еще одну вещь, которая приходит в голову, когда смотришь фильм Ридли Скотта. Робин Гуд, конечно, больше легендарный, чем исторический персонаж. Но в его образе воплощены лучшие черты нации - свободолюбие, бесстрашие, дух гражданской солидарности и неповиновения идиотской власти. Не случайно же фильмы о нем снимаются буквально беспрерывно. А выходить из кинозала в сегодняшнюю российскую реальность стыдно.
http://okino.ru/index.php?page=news.details&id=51 См. также
Каталог исторических фильмов «Великолепный Робин Гуд» / «Легенда о Робине Гуде» (1970, р. Роберто Бьянки Монтеро) Антикрестовый поход сэра Ридли («Царство Небесное» (2005, р. Ридли Скотт)