К 145-летию отмены крепостного права в России в журнале "Медведь" была опубликована статья бывшего вице-премьера правительства РФ Альфреда Коха об истории и идеологии рабства в России.
Статья интересная. Меня попросили прокомментировать эту статью, потому что наслышана о моих исследованиях древнейшей истории Руси. Вот что получилось.
Часть 1.
http://gklimov.livejournal.com/460725.htmlЧасть 2.
Тяга к свободе…
Кох: Но крестьянин еще не смирился, еще не согласился он со своим положением вечного должника. Крестьянин продолжает традицию предков и уходит. Просто так. Бросает все, имущество, инвентарь - и уходит на другие земли. Но не тут-то было. Если раньше он мог уйти и ему за это ничего не было, то теперь он - беглец от долгов. А раз так - то его разыскивают, находят, наказывают и т.д. Более того, была разработана система штрафов для помещиков, которые приняли в свои земли и заключили договор с крестьянином, который «неправильно» ушел от прежнего хозяина.
Вот документ 1580 года. Писцовая книга тверских владений князя Симеона Бекбулатовича. Из 2217 крестьян вотчины Симеона ушло за последние пять лет 305 человек (14%). Из общего числа ушедших только 53 человека (17%) смогли рассчитаться с хозяином и «выйти» от него самостоятельно. 188 человек (62%) были законно или незаконно «вывезены» другими владельцами. Остальные 65 человек (21%) ушли без «правильного отказа» или «выбежали». Эти, последние были беглые, которых хозяин мог требовать обратно.
…Далее, указом от 9 марта 1607 года урочные лета увеличились до 15 лет, потом до 20, а потом, Соборным Уложением 1649 года - отменены вовсе. Крестьянин разыскивался всю жизнь, без срока давности. Как фашистский преступник.
Параллельно затруднялся и «правильный» выход. Сначала выход крестьян был не регламентирован. Захотел - ушел. Потом Иван III Судебником 1497 года установил один обязательный общегосударственный срок выхода - неделю до Юрьева дня (26 ноября) и неделю после. В этом была определенная логика: крестьянин уходил после сбора урожая, т.е. по окончании ежегодного сельскохозяйственного цикла. Затем, в 1550 году, Судебник Ивана Грозного дополнительно обязал крестьян засевать перед уходом оземь.
…Окончательно Юрьев день был отменен в 1597 году. Тогда же, когда первый раз были установлены «урочные лета».
Это произошло во время правления слабовольного (а может, и слабоумного?) царя Федора Иоанновича. Фактически государством правил Борис Годунов. Историки почти убеждены, что отмена права крестьянского выхода и установление государственной системы сыска беглых крестьян - это его рук дело. И потом, уже в свое царствование, он продолжил дело закабаления крестьянина и дальше.
…Итак, как любил выражаться И.В.Сталин, «год великого перелома» - 1597, виновник торжества - Б.Годунов. …И последующая Смута и череда крестьянских и казачьих восстаний - это все его рук дело. Годунова. Помните, как отвечает ему юродивый: «Нельзя молиться за царя - ирода. Богородица не велит». Этим все сказано.
Климов: Примерно так и было…. Смутное время на Руси - это восстание той части русского народа которое не хотело рабства Этому еще и способствовало то, что прервался законный русский царский род Рюриковичей. Результатом стало то, что демократическим путем на Всероссийской соборе была выбрана новая царская династия Романовых.
Казачество…
Кох: И тогда крестьянин побежал за пределы Московского государства.
Иван Грозный присоединил к России Казанское, Астраханское и Сибирские ханства, фактически освободив тем самым от татарского владычества все среднее течение и низовья Дона, Волги и Яика. Контроль со стороны Москвы за этими территориями отсутствовал, и беглые крестьяне устремились туда - в Дикое Поле.
Нельзя сказать, что они пришли на пустое место. Здесь издавна ходили ватаги лихих людей - казаков-разбойников. У них были свои правила жизни, они никому не подчинялись, дорожили своей свободой и жили охотой, рыболовством и... грабежом. Обычное по тем временам дело.
Историки много дискутируют о возникновении казачества. Можно говорить о XIV веке, можно о XV, но одно очевидно: как значимая в военном отношении сила запорожские, донские, волжские и уральские казаки появились во второй половине XVI, начале XVII века. То есть тогда, когда их численность начала резко расти за счет беглых крестьян из Московии и Речи Посполитой.
Климов: Со стороны Москвы степь всегда казалась дикой, но бассейн Дона и Северского Донца - это древнее Семиречье. Это центр арийской империи Араты, которая была создана здесь в конце четвертого тысячелетия до н.э. первыми царями - пятью братьями пандавами. Их имена сохранились в арийском эпосе, как и подробнейшее описание событий, которые происходили здесь. Здесь варился котел мировой истории. Это земли северного колена Иуды, вотчина царя Давида, предка Иисуса Христа. Это Лукоморье. Отсюда с войском уходили гексосы и хеты, народ ру-ку и луки воевать с фараонами. Здесь сражались предки евреев с предками филистимлян, эллины с троянцами. Здесь возникли первые готские королевства. Так, что жизнь здесь была всегда. Более того на Куликовом поле против русского войска Дмитрия Донского воевало такое же русское войско из этих мест во главе с половцем, уроженцем Киева, Мамаем. Судя по в сему Маймай ходил на север не для того, чтобы напасть на Москву, а чтобы организовать отпор надвигающейся Синей Одре хана Тохтомыша. Московский князь сделал евразийский выбор и напал на войско Мамая. Многие русские князья, прозападной ориентации, литовское войско не стало участвовать в этой кровавой междоусобице. Попытка объединения русских земель, за которой стояли судя по всему православные иерархи и тверские князья, против монгол не удалась. Мамай отступил и был убит монголами хана Тохтамыша в Крыму. После разгрому подверглась и Москва, несмотря на верноподданнические действия московского князя.
Степь на Руси всегда была оплотом свободы.
К сожалению, русская история настолько сфальсифицирована и идеологизирована, что простые люди не знают своего прошлого. Они Иваны, не помнящие родства - поэтому ими так легко манипулировать.
После введения на Руси крепостного права на юг хлынули бежавшие с севера крестьяне, которые не захотели быть рабами. Здесь они попадали в среду свободных людей, которые тысячелетия имели привилегии. У них всегда было право не платить налоги государю, право личной свободы и одна обязанность. В лихую годину с оружием и на коне отправляться на войну. Экспедиции из этих мест в древности достигали Японии и Китая, Египта и Вавилона, Ирландии и Испании. Еще в 19 веке здешние казаки промышляли экспедициями в Иран и Турцию за зипунами. И часто они привозили оттуда захваченных персидских женщин, которые становились в донских и кубанских станицах их женами. При этом они сдерживали экспедиции крымских татар, которые похищали людей и торговали ими на невольничьем рынке. Крымский рынок рабов не был самым массовым в истории, но просуществовал дольше всех в Европе.
Поэтому, кстати, и существует недоверие между Русью и остальным миром. Периферийные миры помнят бесконечные оккупационные экспедиции ариев, скифов и казаков, а добропорядочные славянские жители Восточной Европы - похищения и торговлю рабами-славянами. Похищались не только славяне, но и тюрки, грузины, черкесы. Из них на Востоке формировалась военная каста личных телохранителей - гулямов или мамлюков. Юноши обращались в ислам, обучались арабскому языку и тренировались в закрытых лагерях-интернатах для несения военной службы. Девушки славянки и грузинки пополняли восточные гаремы.
Поэтому казаки - это прежде всего потомки воинского сословия, селившегося на границах варварского мира для его защиты. Кончено эти потомки были разбавлены в результате переселения народов и притока беглых крестьян с севера. Но суть и традиции казачества следует искать в глубокой древности.
Я не говорю про ряженных казаков, но «благородное казачество» - это люди свободы. Именно они сегодня составляют прослойку людей, которые разделяют демократические и христианские ценности, либеральные идеи, но при этом остаются истинными патриотами России. Это особое сословие людей.
При этом среди русских много потенциальных рабов. Они склонны к коммунистическим идеям, догматическому православию без любви к ближнему. Их рабская психология - это результат мутации древних укладов варваров в Московском царстве.
Борьба бесилеев и аристократов
Кох: Московия не могла спокойно смотреть, как у нее под носом, на плодородных черноземах[10] формируется абсолютно никем не контролируемое полугосударственное образование, которое как губка впитывает в себя крестьян, холопов и посадских людей, бегущих от московских порядков. Так оставлять этого было нельзя. Чего доброго, все население снимется и убежит от своих хозяев. Ведь русские люди еще не забыли, что они - народ чрезвычайно подвижный, легкий на подъем, что рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше, и что провались он пропадом, этот царь с его боярами и войском, и долг, который ему обманом подсунул помещик. Народ еще не привык к «крепости» и хотел двигаться по миру в поисках лучшей доли.
Победив татар, Московское государство, само того не желая, нарушило хрупкое демографическое равновесие, и народ ломанулся в образовавшуюся брешь - в степь, в казаки.
Началось наступление Московского государства на казачество. Были предприняты беспрецедентные меры по ограничению притока беглых крестьян в казачьи регионы. В свою очередь, самих казаков пытались обложить налогом, обязать служить царю не по собственной воле, а приказом. Даже хотели раздать казацкие земли царским служилым людям.
И действительно, как так? Никто казакам этих земель не давал, никому они не подчиняются. Какие-то выборы, казачий круг, атаманы. Это что, опять новгородские порядки завели, что ли? Уж не для того же великие наши государи утопили в крови Новгородскую землю и вырвали язык у вечевого колокола, чтобы через сто лет какие-то беглые холопы опять развели демократию под носом у Москвы? Наверное, с тех пор у настоящих «патриотов» слово «демократия» - ругательное.
Результатом этого противостояния стали крестьянские бунты, казацкие войны и набеги, лжецари и «польская интервенция». Весь этот период получил название «Смутного времени». А фактически это была огромная и многолетняя казацкая и крестьянская война против рабства, которая настолько ослабила царство, что оно едва не исчезло.
…Известна численность войска, которое стояло в Тушине у Лжедмитрия II. Здесь я не поленюсь быть скрупулезным и точным. Вот «Регистр войска польского, которое есть под Москвой». Этот регистр хранится в библиотеке Ягеллонов в Кракове. Рукопись 102, стр. 316. Итак, всего 10 полков общей численностью 10500 воинов, в подавляющей части - конных. Войско даже сами поляки называют польским. Но дальше, на стр.317, написано, что из этих воинов 5000 казаков под командованием Александра Лисовского, а 4000 - казаков под командованием главы Казачьего приказа Ивана Заруцкого. Таким образом, собственно поляков - 1500 человек.
Климов: Еще на заре формирования античного мира в образовавшихся на побережье Черного и Средиземного морей свободных городах на роль вождей стали претендовать бесилеи - архаичные цари. Однако их претензии на роль царей в приморских городах не были подкреплены ни их ролью в хозяйстве, ни их ролью религиозных лидеров, ни ролью в организации обороны. Колесницу заменил флот и конница. С началом железного века резко возросла роль родовой аристократии. Мощь аристократической конницы делала претензии бесилев на власть ничем не обоснованной. Так появилась традиция самоуправления и демократии. Эта традиция и сформировала западную цивилизацию. Оказалось, что самой эффективной формой управления является аристократическая демократия, власть нобилей, когда обществом правят самые образованные и благородные. Даже в современных демократиях, например, США, президента выбирает не народ, а выборная коллегия. Всегда существуют механизмы, которые «продвигают на верх» лучших. Когда демократия принимает вульгарные формы, то наступает время тиранов, демагогов и лжецов. Запускается механизм отрицательной селекции и гибели государства.
А на континенте в варварских ордах все осталось по-старому. При этом варны превращаются в наследуемые касты, развивается тирания - часто под прикрытием вульгарной демократии. Москва повторяла архаичный уклад варварской орды, уже без традиций варнаизма.
Основу польского этноса составляют рыцари Сечи Посполитовой - это наследники кшатрей. Высший слой польских рыцарей образовался в результате миграции сармат опять же с Дона. В Русской империи польская шляхта обладала правами дворянства. Их количество значительно уменьшилось в результате указов царицы Екатерины Второй, которая многих из обедневших шляхтичей переселила на Украину. Во многом история московского царства - это борьба московских царей против прав архаичного воинского сословия. Если в Западной Европе победили аристократы, то в Московии - цари. Поэтому такая разница между Западной и Восточной Европой.
Превращение варварского общества в кастовое…
Кох; Крестьянские и казацкие войны и бунты еще долго сотрясали русское государство. Фактически они никогда не кончались. Всегда находились люди, которые омерзительной в своем непотребстве власти Москвы предпочитали дикую крестьянскую вольницу[12].
Однако крестьянское сопротивление постепенно слабело. С казаками власти предпочли мало-помалу договориться, отдав им землю, на которую они претендовали, и освободив от налогов в обмен на воинскую службу (т.е. фактически приравняв к дворянам). А на территории коренной Руси все меньше крестьян пыталось вырваться на волю. Родившиеся уже несвободными, крестьянские дети не знали другой жизни и медленно, незаметно, свободный русский народ превратился в помещичье имущество. Как шкаф или собака.
Петр I проводит реформу армии и начинает рекрутский набор. До Петра I вся русская армия была наемная. Она состояла из «служилых людей по отечеству» - бояр, детей боярских и дворян, которым платили за службу землей. И «служилых людей по прибору» - стрельцов, которым платили деньгами. Однако Петру этого показалось мало. Не имея денег сформировать большую наемную армию, он решил создать т.н. регулярную армию, т.е. армию, в которой служат бесплатно, силком. Ну, в общем, то, что сейчас стыдливо называется «священным долгом».
Начался набор рекрутов. То есть простых крестьянских и посадских парней забривали в солдаты на 25 лет. Фактически - навсегда. Редко какой инвалид возвращался обратно. Большинство - нет. Кто погибал в бою, кто от ран. Некоторые - на великих стройках сумасшедшего прожектера, а кто и от болезней, старости, несчастного случая, по пьянке... А ведь зачастую дома их ждали жены-солдатки с детьми, от которых их оторвали царские офицеры и которых солдатики не видели целую вечность... Отчий дом, простой крестьянский труд, милые, родные сердцу люди...
Но нет! За Русь, за царя, за веру православную... Эх, орлы! Чудо-богатыри! И по Альпам, по Дунаю... Аустерлицы там разные... Какого черта их туда понесло?
Я хочу, чтобы было понятно это тектоническое изменение взаимоотношений между податным населением и государством. До этого момента государство говорило примерно следующее: я вас охраняю, а вы за это платите мне налоги. И в этом была своя логика. Да, дворяне налогов не платили, но зато всякий раз должны были идти воевать. …
Теперь государство говорило иначе. Оно говорило, что налоги платить - это хорошо, а вот еще и в армию нужно отдавать своих сыновей. Народ воспринял это очень плохо. Ну, то есть совсем не воспринял. Опять начались бунты. Нужно было что-то придумать. В прежней терминологии такой фортель со стороны государства описать было невозможно. Действительно, если мы платим налоги, да еще и бесплатно служим в армии, то куда, спрашивается, идут эти налоги и зачем тогда все эти бояре с дворянами, зачем их одарили землей и нами, раз они не справляются с военными задачами государства?
Климов: Все так. Этим отличается варварское общество от кастового. Варна - это не только привилегии, но и обязанности. Принадлежность к варне не передается по наследству. Каждый сам должен доказать своей жизнью, что он воин или святой старец. Но со временем такое общественное устройство деградирует. Варны превращаются в касты, святые старцы в «попов с кадилами», а воины в дворян-бездельников. Создаются условия для революции, слома.
В русской истории цари реформаторы сотворили под предлогом внедрения западной культуры самые невероятные глупости и изуверства над народом. А все из-за незнания самой сущности русского народа. Нельзя проводить умную политику, находясь в иллюзиях. Это относится ко многим царям прошлого и нынешним руководителям особенно. Эти нынешние делают реформы ради реформ, напоминая осла в посудной лавке.
Кох: Тогда появилась фантастическая конструкция, которая до сих пор вызывает у меня изумление своим бесстыдством. В народе начали будить гражданские чувства. Как будто это были не бессловесные рабы, которых можно было пытать, продать, изнасиловать, а свободные и равноправные граждане, мечтающие жизнь отдать за любимую отчизну, за ее славу и величие. Именно тогда народу начали подсовывать подмену, и слово «Родина» объявили синонимом слова «государство».
Непатриотичный народ не понял этого призыва. Ежегодный рекрутский набор превратился в нескончаемую душераздирающую трагедию. Новобранцы бежали, их ловили, царских офицеров убивали... Короче, кошмар. Государство стало кровно заинтересованным в том, чтобы крестьяне были «крепко прикреплены» к земле и к ее владельцу, не бегали туда-сюда и вообще - сидели смирно. Иначе невозможно было сформировать армию.
Наконец-то интересы государства и землевладельцев совпали полностью, и государственный аппарат всей своей мощью навалился на работу по окончательному порабощению крестьянина. Вся система полицейского сыска, армия, фискальные органы, жандармерия и прокуратура стали работать на одну задачу - поиск беглых крестьян, возврат их на прежнее место, а наиболее упорных (чтобы народ не баламутили) - на каторгу, в Сибирь, в острог.
Реформатор, полководец, инженер, работник-плотник... Типа, великий государственный деятель, первый европеец на троне...
А народ решил, что Петр I - Антихрист. И никогда не переставал думать иначе. Вот и рассудите, кто прав.
И наконец, финиш: если при Петре I дворяне обязаны были служить пожизненно, то потом эти требования стали мягче. Первое облегчение было сделано Анной Иоанновной, установившей, что дворяне должны служить от 20- до 45-летнего возраста, после чего могли оставлять службу; одному дворянину из каждого семейства дозволялось вовсе не являться на службу, а заниматься хозяйством в имении. Петр III 18 февраля 1762 года освободил дворян от обязательной службы.[17] Екатерина II подтвердила это право «Жалованной грамотой дворянству» 1785 г.
Ура! Теперь дворяне могли не служить. Ни в армии, ни по статской линии. Мол, служба - дело добровольное. А налогов по-прежнему не платите. И земли, что вашим предкам государь дал за службу и для кормления, можете себе оставить. Вот так!
Ну что, господа патриоты, вы по-прежнему настаиваете, что здание российской государственности было построено на прочном фундаменте? Что все это безобразие могло продолжаться бесконечно долго?
Наполеон!!!
Кох: Своим декретом Конвент от 17 июля 1793 года отменил без вознаграждения все феодальные права и предписал сожжение всех долговых обязательств.
Наполеон продолжил это дело в масштабах всей Европы. Везде, где ступала его армия, все феодальные прибамбасы отменялись полностью, раз и навсегда. В Италии, в Германии, в Польше. Аристократы его ненавидели, простые крестьяне и горожане встречали овацией. Поляки и итальянцы его просто обожествляли.
…Главную битву у русской армии он выиграл при Бородино, и она отступила. Москву взял. Но коммуникаций не защитил и войну проиграл. Добрый русский народ, в отличие от других, овацией его не встретил, а развернул у него в тылу партизанскую войну, что фактически обрекло Наполеона на поражение[19]. А ведь он шел в Россию, в том числе и для того, чтобы дать русским крестьянам свободу. Как это он сделал везде, где был. Раз и навсегда и без всякого выкупа. С сожжением долговых книг. Русским мужикам это особенно должно было понравиться. Запустить «красного петуха» они любили...
Вольно или невольно, но русский крестьянин еще на пятьдесят лет обрек себя на рабство. Собственными руками…..
Кстати, умные пруссаки, после освобождения от Наполеона, крепостного права не восстановили, а вот австрияки, как держава-победительница, его не тронули и отменили даже на год позже, чем русские, в 1862 году. Так до конца и были они самыми отсталыми странами Европы - Россия, да Австро-Венгрия.
Победа - опасная вещь. Она служит победителю плохую службу. Через сто лет русский мужик одержит еще одну победу - в Гражданской войне. Результатом этой победы будет колхозное рабство и, в конечном итоге, полное уничтожение русского крестьянства.
Климов: В 1861 году отменили крепостное право… В измененном виде оно вернулось вместе с Советской властью. Но теперь оно распространялось на все население. ЦИК и СНК СССР ввели в 1932 паспортную систему. Паспорта вводились только для жителей городов, рабочих поселков, совхозов и новостроек. Колхозники были лишены паспортов, и это ставило их в положение крепостных. Уехать в город и жить там без паспорта они не могли: согласно п. 11 постановления о паспортах такие люди подвергаются штрафу до 100 рублей и "удалению распоряжением органов милиции". Предусматривалось за повторное нарушение лишение свободы на срок до двух лет.
В 1970 году возникла небольшая лазейка для колхозников. В "Инструкции о порядке прописки и выписки граждан исполкомами сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся", утвержденной приказом МВД СССР, была сделана внешне незначительная оговорка: "В виде исключения разрешается выдача паспортов жителям сельской местности, работающим на предприятиях и в учреждениях, а также гражданам, которым в связи с характером выполняемой работы необходимы документы, удостоверяющие личность".
Этой оговоркой и стали пользоваться те, кто любыми средствами готов был бежать из разоренных деревень в мало-мальски обеспеченные города. Но лишь в 1974 году началась поэтапная законная отмена крепостного права в СССР.
Новое "Положение о паспортной системе в СССР" было утверждено постановлением Совета Министров СССР от 28 августа 1974 года.
Полная паспортизация началась 1 января 1976 года и закончилась 31 декабря 1981 года. Было выдано 50 миллионов паспортов. В 1982 году умер Генеральный секретарь ЦК КПРС Леонид Брежнев. После этого начался развал империи рабов СССР.
В России еще не выросло в условиях свободы даже одного поколения. И что мы хотим? Что тогда удивляться холуйской психологии значительной части россиян? Между тем начиная с 2012 года стало заметно, что в России вновь формируется кастовое общество с элементами рабства. Российские чиновники получают все больше привилегий без обязанностей. Производительным трудом занято всего около 10% населения при этом именно это сословие находится в самом униженном положении. У них нет спецболниц, спецотпусков, спецпенсий. Расцвело кумовство - первый шаг к наследованию привилегий.
Когда нет пророков, которые осознанно ведут в будущее, общество помимо воли возвращается в прошлое.
Если мы хотим преодолеть рабство, мы должны узнать самих себя через честный взгляд на свою историю.
Историк Геннадий Климов