Торф будет гореть и далее? Всегда?

Aug 10, 2010 23:27

Вернулся с тушения пожара. Решил посмотреть, как это все на самом деле происходит. Вернее, решил посмотреть депутат Государственной думы,  председатель комитета  по безопасности Владимир Васильев, и попросил меня найти характерное место. Место показал глава Конаковского района Тверской области Виктор Крысов.
Были на торфянниках за поселком Радченко. Они загорелись в этом году первыми. Полыхнуло 13 июля, а торфяной пласт стал гореть 15-го.



Депутат Государственной думы, руководитель комитета по безопасности Владимир Васильев и пожарные  на горящем торфянике в 100 км западнее Москвы.  А  где был Юрий Лужков?

Там за Радченко - удивительно сложная экосистема. В советское время в этом поселке был НИИ торфа. Всюду прорыты каналы для стока воды из болот. Когда уровень воды в Волге 124, 1 относительно уровня Балтики, здесь все нормально. Если выше - наводнение, если ниже - пожары. Уровень этот регулируется шлюзом в Дубне. Глава местной администрации говорит, что стоит сейчас только на 31 см поднять уровень воды в Иваньковском водохранилище - грунтовые воды в торфянике поднимутся, затопят шлюзы и пожар начнет затухать. Москва бы вздохнула свободней. Сейчас ветер поворачивает на западный и скоро Москву будет накрывать дым из этих мест, которые в 100 км от МКАД.



Осмотрев систему, мне стало понятно, что раньше здесь было торфопредприятие - шлюзы регулировали сброс воды из болот. Тогда пожаров быть не могло в принципе. Сталинские инженеры были все же не чета сегодняшним. Сегодня  шлюзы разрушены, а какие-либо контакты с управлением Иваньковского водохранилища конаковские пожарные не осуществляют. Эти сами по себе, эти - сами по себе. Как и все у нас в стране.

Подъезжаем к вяло горящему торфяннику. Рядом стоит пожарная машина ...1970-го года выпуска. Под ней лужа.
- Это что, вы бы посмотрели, как из нее хлещет, когда она с водой. Пять кубов наливаем, один довозим, - говорят пожарные.
Смотрю - кабачок растет.
- Откуда?
- Дак это дачный кооператив Галицкий, сгоревший в 2002-м году...

Пришло сообщение ИТАР ТАСС Путин сообщил, что провел телефонный разговор с губернатором Московской области Борисом Громовым. "Мы выделяем ему из федерального бюджета дополнительно 300 млн рублей на работы по затоплению наиболее опасных очагов и дальнейшему обводнению",

Настоящие болота на границе Московской и Тверской областей, но больше их на тверской стороне. Деньги выделяют Борису Громову, а не Дмитрию Зеленину. Значит: торф будет гореть и далее и при западном ветре, который дует чаще, все будет нестии на Москву. Путин все же не Сталин, который думал за всю Россию. Путин даже не может сориентироваться , что в 20 километрах от этого тверского болота его президентская резиденция Русь и его деревня, откуда выходит его род.

Новый пункт: пожар вокруг 10-й подстанции. Эта подстанция принадлежит энергетической компании МРСК, которая забила большой болт на все правила пожарной безопасности. Офис ее, кажется, в Москве. А значит все, что за границами МКАД - это « вражеская территория».
Просека вокруг подстанции вырублена - вокруг навалено сухих, как порох, веток. Огонь может повалить лес на провода, и тогда без электричества и воды (которую из скважин качают электронасосы) останутся несколько крупных населенных пунктов: сам поселок Радченко, Мелково - Старое и Новое, Изоплит, турбаза Верхневолжская, зверосовхоз, который разводит норок, и т.д. И кажется и поселок Редкино, где химический завод, производящий топливо для ракет. Но московских энергетиков, вероятно, это не волнует.
Кстати, в Ново-Мелково проживает на даче теща одного зама Шойгу. Как только что-то выходит из строя, она звонит зятю. И зять грозится снять с должности местного главу поселения, который за грошовую зарплату, на дырявой водовозке пытается тушить болота.
У подстанции три дня назад здесь сильно горело. Сейчас пожарные заливают остатки очагов. Рядом стоит деревянный домик. В домике - чета конаковских стариков, дачники. Все дни пожара они поливали из леек и чайников периметр своего участка. Это и спасло: огонь остановили в 10 метрах от дома, да еще дорога их от пожара отделяла... Впрочем, перейди пожар в стадию верхового, да еще с ветром, старики сгорели бы.
Глава администрации Радченко Николай Симонов признался, что 12 лет, которые он тут главой, только и делает, что пожары тушит. При том, что московские дачники, коих в Радченко большинство, ленятся даже сухую траву вдоль заборов выкосить. Да и налоги они платят в Москве, а местная администрация - нищая как церковная крыса, убирает за ними мусор и гасит костры.
Господствует мнение, что стоит позвонить 01, и приедет Шойгу с отрядом "Центроспас". И будут спасать наш лес от пожара так, как спасают они леса зарубежных товарищей - заливать пожары из пожарных самолетов и т.д.
На самом деле, во всем Конаковском районе всего 14 пожарных машин ( на обоих берегах Волги), из них только одна - новая.
После принятия Лесного кодекса развалились лесхозы, в функции которых тоже входило тушение лесных пожаров. На их месте образовалось Государственное унитарное предприятие - нечто невразумительное, вообще без функций, полномочий, денег и желания что-либо делать. Необходимейшую при тушении торфяных пожаров вещь, болотный бульдозер, отдали какому-то бывшему сотруднику по цене металлолома, в счет невыплаченной зарплаты. И теперь он сдает его пожарным в аренду - 12 тысяч рублей за смену. Второй такой бульдозер в Коанковском районе есть только у управления Иваньковского водохранилища.
- Нам бы хоть один болотный бульдозер с тралом! - размечтались пожарные. - И машин хоть чуть поновее и побольше, с самозабором воды. Уж мы бы тогда ого-го, не допустили бы, чтоб вам в нос дымило...
Мы с депутатом Владимиром Васильевым тушим лес у подстанции, принадлежащей МРСК, которая спасибо не скажет. Кстати, одновременно с нами тушить пожары решил Путин. Но он побоялся встретиться с ними на земле-болоте: тушил с самолета. Оттуда реальных проблем не видно.
А реальность такова, что болота эта сложнейшая экологическая система, к которой необходимо очень бережно относиться. К тому же эти болота на Западе и Северо-западе от Москвы являются «сборщиком» питьевой воды для столицы. К тому же на верхней Волге они составляют единую систему с каскадом водохранилищ, которыми необходимо управлять совместно. Тогда пожаров не будет. Но пока мы видим прежние попытки власти искать простые решения. Миллионы потратят в Московской области, но российские болота теперь не простят москвичей. Они будут травить их угарным дымом всегда, пока их сознание не прояснится - и они не начнут думать о России как о родине, а не завоеванной стране. Выхода у москвичей другого нет. Тверской житель Николай Симонов 12 лет спасал их на дырявой водовозке, но теперь у него нет сил.
А в Тверской области жители собираются в дружины пожарной самообороны. Когда мы были в Конаковском районе прошел сигнал, что в один из лесов прибыла группа москвичей, и начала разжигать костер.

Пожары

Up