День мокрого снега или противообледенительная обработка в Емельяново.

Nov 29, 2013 03:03

Атмосфера ночного и утреннего перрона аэропорта всегда доставляет куда большее эстетическое удовольствие от съёмки. Очень длинные выдержки позволяют побольше рассмотреть всё вокруг своими глазами, перекинуться парой слов с окружающими тебя посетителями контролируемой территории, а уж обрабатывать потом такие фотографии ну просто очень приятно.

В этот раз подъёма настроению добавили сразу несколько моментов. Во-первых, удалось поснимать с точек, куда нога споттера ещё не ступала. Поэтому несколько незаезженных видов будет обязательно. А во-вторых, метеоусловия создали дополнительные трудности выпуску воздушных судов в небо, требуя обязательной противообледенительной обработки. Вот об этом подробнее и в картинках предлагаю посмотреть.



<< фото традиционно кликабельны>>


1. К моменту нашего появления на перроне большинство стоянок уже опустело, утренняя Москва почти вся разлетелась, оставив на сладенькое присыпанного снежком здоровяка B767 Трансаэро. Западный ветер старательно набивал снежком объектив, заполняя фотографии весёлыми конфети.



2. Самолёт уже был практически готов к вылету, оставалось лишь закрыть двери-люки и отогнать трап. Техник на подъёмнике этим и занят.



3. На рулёжке Т1 тем временем запускается А320 Аэрофлота. Семья спанчбобов вышла его проводить :))) Обожаю синие огни рулёжных дорожек.



4. Рейс 108 АК "Таймыр" тоже собирается в белокаменную. Жёлтые лампы просто убивают цветовой баланс на фото. Немного бы похолоднее..



5. Ан-24 "КрасАвиа" ещё в ночной дрёме, а ATR-42 Таймыра уже обливается на РД Т3. Одновременно в это утро деайсеры оперативно трудились сразу на трёх точках: РД Т1, Т3 и B.  А всего в аэропорту предусмотрено 5 точек облива.



6. Просто космическая фотография вполне достояная авиакомпании, крылья которой растут из Норильска.



7. Самый крупный птиц на перроне наконец запросил противообледенительную обработку, началась буксировка на точку облива.



8. Лестницы в небо в ожидании новых пассажиров.



9. Причудливая аэродромная техника для доставки и погрузки багажа.



10. И вот мы на РД Т1. Именно сюда нога споттера ещё не ступала, поскольку на официальных споттингах ни разу на моей памяти воздушные суда не обливались под прицелом трёх десятков фотоаппаратов.
Если обратить внимание на деайсер, то видно три бака: для воды и для жидкостей "Тип I" и "Тип IV". Собственно противообледенительная жидкость - это химический продукт на основе гликоля (этиленгликоля, пропиленгликоля или диэтеленгликоля).
Тип I представляют собой не загущенные маловязкие жидкости. Тип IV содержит загуститель и демонстрирует псевдопластичное поведение. Жидкость Тип IV окрашивается в зелёный цвет, именно это и видно было при обработке MD-11F в рассказе: http://gisman.livejournal.com/17823.html



11. Подобно скорпиону машина-деайсер жалит снег и наледь на поверхностях крыла и стабилизатора. Смесь жидкости Тип I с водой должна быть подогрета и иметь температуру на выходе из форсунки не ниже 60°C. Именно из-за высокой температуры жидкости крыло начинает парить при обработке и особо впечатлительным пассажирам может померещиться пожар.



12. Готовится на вылет вторая АТРка. Артефакт из прошлого с логотипом КрасЭйр ещё трудится спустя 5 лет с момента банкротства авиакомпании.



13. Медленно стекает вязкая ПОЖ по блестящим бокам лайнера. Использование ПОЖ в области шасси должно быть сведено к минимуму. Струя ПОЖ не должна направляться непосредственно на колеса и тормоза. И уж тем более нельзя направлять струю ПОЖ непосредственно во входные и выходные каналы двигателя. Снежные образования на воздухозаборниках двигателей должны быть удалены ручным способом перед вылетом.



14. Кыргызский B737-500, классика с винглетами. Уже прошел обработку и будет первым на вылет.



15. Обработку рекомендуется производить от передней кромки к задней. Для большинства ВС начинать нужно от законцовки крыла и обрабатывать к корневой части.



16. Данная процедура занимает немало времени. С начала момента буксировки, до начала запуска двигателей прошло около 30 минут. Пилотам дополнительное время подготовиться к взлёту, но если рейс оборотный, то главное наверное не уснуть..



17. У деайсера достаточно мощный прожектор, нельзя упускать необработанных снего-ледяных отложений (СЛО). Ведь персонал, выполняющий обработку, несет ответсвенность за соблюдение технологии проведения ПОЗ (противообледенительной защиты), концентрацию и температуру ПОЖ и чистоту обработанных поверхностей ВС.



18.  Мокрая от ПОЖ рулёжка даёт замечательные отражения.



19. Картинка с естественной надписью..



20. Немного рассветной статики. Антоны полетят чуть позже..



21. Фонарь рулёжки. Не так давно узнал, флажок нужен для того, чтобы находить фонари под толстым слоем снега. А Кыргыз всё никак не запускается..



22. Рулёжка Дельта и её предварительный старт. В этой травке споттерам посчастливилось однажды поснимать на 3м офспоте - шикарная точка! И больше такого не повторялось..



23. Наконец, Кыргыз запустился и покатил.



24. Да и здесь уже обработка закончена.



25. Быстрый снимок Старта и пора покидать рулёжку. О-о-ооо.. Зеленоглазое такси-и-и-и....



26. Начинаю осваивать съёмку с отражениями в лужах.



27. Стремительно пришел зелёный техник, пора нам освобождать зону запуска.



28. На перроне ни одного иностранца! При большом желании можно спутать с Черемшанкой :)



29. А здесь уже противообледенительная обработка нужна объективу, который сначала вспотел в тёплом помещении, а потом снова замёрз. Встречаем А330 - редкого гостя, подменщика B777-300ER на рейсе из Москвы. Я этот тип вообще вижу впервые.



30. Свовершил посадку так вовремя перенесённый с субботы на среду единственный рейс в неделю AirBridgeCargo! Картинка почти как в Шереметьево :)



31. Очень вместительный Аэроавтобус способен загрузить сразу 4, а то и 5 обычных автобусов. Отличный ракурс с балкона диспетчерской вышки! С удовольствием провёл бы здесь сутки.



32. Герой этого дня и этого сюжета!



33. Полагаю, в этих аккуратных брикетах почта.



34. Сквозь снежную пелену где-то вдалеке фрейтер буксируется на стоянку. За ним Ютовский грузовичок чуть поменьше.



35. Ах да, совсем забыл сказать, чего это вообще я вдруг оказался на перроне. Одна красноярская телекомпания снимает грандиозный проект про наш аэропорт, и чтобы не пустовало одно место в САБовской Ниве, пресс-секретарь аэропорта Юлия пригласила ещё и споттера. По сути правильно, видео+фото - это же лучше, чем просто видео :)))  В скором времени проект выйдет на экраны и я поделюсь видеоверсией этого насыщенного утра.



36. Юлия тревожно смотрит на часы, отведённые нам мгновения пролетели быстрее самолёта на эшелоне. Пора сворачиваться и выходить за периметр. Огромное спасибо за приглашение и приятную компанию!!! Надеюсь, в следующий раз уж точно с 6 утра начнём снимать, пока все дома :))



37. Но споттинг на этом заканчиваться просто не может. Коли приехал в порт - хватай момент по максимуму! И вот я уже по ту сторону забора подсматриваю за работой техники для очистки полосы. ЛогоМАЗ в деле!



38. Никто в этот день без облива не улетал. Безопасность полётов превыше всего. Да и свежа ещё в памяти катастрофа ATR-72, непосредственной причиной которой явилось принятие КВС решения на вылет без проведения противообледенительной обработки при наличии на поверхности самолета снежно-ледяных отложений.



39. Всё глубже в лес встречаются нормальные сосны, на которые не грех и залезть ради такого кадра :)



40. Таймырские Боинги конвейером пошли на вылет.



41. Ан-24 пока не полетит, техники запрашивают пробный запуск на стоянке.



42. В железном ряду всё те же: три Туполя да Илюха.



43. Нетрудно уже догадаться, куда это тащат Як-42. Конечно, ближе было бы ему облиться на РД Браво, но там уже занято.



44. В документах ИКАО есть даже такое понятие "Концепция чистого воздушного судна", которая выражается в том, что при проведении эксплуатационных наземных операций в условиях, способствующих обледенению самолета, нельзя предпринимать попытку взлета, если на крыльях, воздушных винтах, поверхностях управления, воздухозаборниках двигателей или других критических поверхностях присутствует или налип лед, снег, слякоть или ледяной налет.



45. А пока Як обливается, клубы снега с полосы поднимает энергичный бобик.



46. Такая хорошая точка съёмки, а за весь год первый раз до неё дошел.



47. И напоследок очень интересный перечень явлений, с которыми и призвана бороться противообледенительная обработка: активный иней, град, дождь или высокая влажность на переохлажденное крыло, дождь со снегом, замерзающая морось, замерзающий туман, иней, крупинки снега, легкий переохлажденный дождь, ледяная крупа, прозрачный лёд, снежная крупа и, наконец, слякоть.



48. Всех этих умных словечек я нахватался в "Рекомендациях по противообледенительной обработке воздушных судов" ФАВТ МинТранса России. Занимательное чтиво, из него например можно узнать, что для обработки "крыло+стабилизатор" самолёта А380 необходимо минимум 1130 литров ПОЖ! :)



Благодарю всех за внимание!

a330, nordstar, 767, transaero, de-icing, самолёт, споттинг KJA, a320, Аэрофлот, atr-42, КрасАвиа, Ан-24, Як-42, 737

Previous post Next post
Up