Если вы из тех, кто не бежит от своей работы как от огня (а наоборот, даже в выходные приходит на работу по собственному желанию :), то дальше можно не читать.
Я заметила, что очень много людей вокруг не знают, кем они хотят быть и что делать. Мне просто несказанно повезло, что я нашла своё, пожалуй идеальное, место. Нашла совершенно случайно, потому что после окончания института в голове у меня была такая же каша, как и у тысяч других сверстников. Меня не учили ставить перед собой цели и добиваться их, это касалось как бытовых мелочей, так и глобальной жизненной стратегии вообще. Я и в институт-то свой отправилась не потому, что всю жизнь мечтала получить специальность риск-аналитика, об этом просто смешно говорить: риск-аналитик! Я пошла учиться лишь бы куда, родителям так важно было, чтобы я училась, хоть где-нибудь, хоть на кого-нибудь. Потом нужно было хоть куда-нибудь устроиться на работу, и я устроилась.
Так и жила, абы как, не получая никакой радости и никакого удовлетворения, рыдая по воскресеньям от того, что завтра понедельник и всё начнётся сначала.
Нужно было сделать всего пару шагов в сторону, чтобы кардинально поменять всё, но было просто невозможно понять, в какую сторону шагать. Мне казалось, что это и есть взрослость: зарабатывать деньги через “не хочу” и страдания, а то, чем заниматься нравится, можно оставить как хобби или вообще забыть. Только сейчас, совершенно случайно найдя своё место и оглядываясь назад, я понимаю, насколько всё на поверхности лежало. И анализируя пути своих одноклассников и друзей-знакомых детства, которые сейчас довольны своим местом и своим занятием, я понимаю, что призвание и “дело всей жизни” можно увидеть уже в детстве.
Рома в пятом классе докапывался до всех, ходя по коридору с воображаемым микрофоном и камерой. Он у всех подряд брал интервью, временами это было просто невыносимо. После уроков я смотрела “Зов Джунглей” и “Звездный час”, а он смотрел “Времечко” и все подряд новости. Десять лет назад, когда я всё ещё болталась и не знала, куда идти, я встретила его бегущим освещать чрезвычайное происшествие, а сегодня гугл рядом с его именем выдаёт “Корр.ИТАР-ТАСС”. Я ему даже немного завидовала от того, что он так вот с самого детства знал, что хочет делать и кем быть, а я не знаю. Не буду же я во взрослой жизни зайцев из папье-маше клеить! Разве это профессия? А больше ничего мне особо и не нравится :)
Я стала думать, чем мне нравилось заниматься в детстве, до того, как моё сознание было замутнено воздействиями извне вроде “умные девочки идут только в физмат” и “зайцы из папье-маше это не серьёзно и денег этим не заработаешь”. Итак:
- На уроке труда в 5-6 классе учительница похвалила мои умения обращаться со швейной машинкой и восхитилась ровностью строчки. Она была уверена, что у меня уже был какой-то опыт, хотя на самом деле я так же, как и все остальные, села за машинку впервые. Потом я шила джинсы и мне это нравилось. Швеей я, скорее всего, быть бы не смогла, а вот какой-нибудь дизайнер одежды мне уже более привлекательным кажется. Можно было бы открыть своё ателье, например.
- Мне безумно нравится музыка. Разная. И та “ужасная” тоже, да :) От музыки у меня бывает ощущение опьянения и даже эйфории. Учительница фортепьяно говорила, что я не просто барабаню по клавишам, как многие ученики, а чувствую музыку, и хвалила меня за это. Но играть у меня не вышло, мне не хватило терпения и усидчивости, я люблю слушать, как играют другие. Я могла бы стать продюсером, пиарщиком, организовывать концерты или ещё что-то такое делать рядом с теми, кто играет.
- Я с 6 класса вела дневник. Правда, читать его невозможно, но тем не менее :) И мне безумно нравилось вести с кем-нибудь переписку. В пятом классе я заставила свою несчастную школьную подругу писать мне письма и кидать в почтовый ящик, а потом я с упоением писала ей ответ и разрисовывала страницы цветными фломастерами. Она страшно страдала, а я требовала писать больше и разнообразнее. Потом появился интернет и вместо фломастеров я стала активно использовать хтмл-теги и клипарт. Потом будучи повзрослее я неоднократно получала комплименты за манеру письма, мне периодически говорили, что меня интересно читать. Правда, читать меня интересно было ровно до того момента, как у меня всё стало хорошо, но тем не менее :) Ничего умного и глобально важного я написать не смогла бы, но наверное могла бы стать профессиональным блоггером, или писательницей какой-нибудь фигни. Или вот можно соединить несколько умений и писать мастер-классы и интервью в журналы с картинками, чем я даже немного успела позаниматься (
пруфлинк).
- Я очень любила выращивать цветы на даче и читать журнал про цветы и ландшафтный дизайн. Мне нравилось ходить по окрестностям и смотреть, у кого какие цветы, а потом, когда они отцветут, идти собирать семена, а весной сажать у себя. Мне нравилось рисовать планы клумб: вот тут у меня буду ромашки, а вот здесь такие беленькие цветы, не знаю, как называются. После флористических курсов я поняла, что флористом стать не смогла бы, но! Я могла бы писать о цветах в журналы и в блог, или открыть цветочный магазин, нанять флористов и прекрасно разбираться в тонкостях этой работы.
- Мне всегда нравилось делать что-то своими руками. Вот рисование мне никогда особо не давалось, а мастерить что-то - пожалуйста! В коробках из-под обуви и тортов у меня жил каштан-доктор с пластилиновыми руками и ногами. Это у нас так с Олей и называлось, “играть в доктора”. Подробности его профессиональной жизни меня не волновали, все действия разворачивались когда он был дома: мы лепили диваны и картины, двигали туда-сюда мебель, приделывали новые комнаты-коробки и меняли планировку. Я могла бы стать дизайнером интерьеров! Или писать про интерьеры в журнал, или вести блог и продавать там рекламу мебельным фирмам.
- Или вот в кружке бисероплетения у меня всё получалось лучше всех. Бусинки с самого детства любила, но больше всего мне нравилось не что-то с ними делать, а обладать. Кто бы мог подумать, что даже это можно превратить в свою работу!
Поэтому всех, кто не знает, чего и куда он хочет, кто Золушкой убегает с работы едва часы пробьют шесть и рыдает по воскресеньям, я бы нежно взяла за лацканы и немножко потрясла бы.
Я бы попросила их очнуться.
И вспомнить, что им нравилось делать в детстве. Чем они занимались, когда родители отправляли их в свою комнату играть?
А если положить на стол стопку журналов различной тематики, какой захочется взять в первую очередь? О моде? О еде? О политике? О фотографии?
На прошлой работе коллеги выписывали всякие нефтегазовые вертикали, а у меня была подписка на Beadwork и Bead&Button. И я страдала, что не знаю, чем хочу заниматься и где работать. Как можно быть настолько слепой, чтобы не замечать очевидных вещей? Я не замечала совершенно, хотя постоянно слышала что-то про себя творческую и креативную. Но у меня даже мысли не было, что это вот можно сделать своей работой.
Поэтому, если даже после копания в детских воспоминаниях всё равно ничего про себя не понятно, можно попросить кого-то (с кем знакомы близко) посмотреть на себя со стороны и описать, какого человека он видит. Какие интересы он может особо отметить? Где они могли быть применимы?
Но есть одно очень важное правило: никаких “зайцы из папье-маше это не серьёзно и денег этим не заработаешь”. Ещё как заработаешь!
Надо просто начать их делать.