вчера, или позавчера.. нет, все-таки вчера, проезжая по накатанному вечерне-утреннему маршруту, приоткрыла окно и отчетливо услышала специфический, ни с чем не перепутаешь, звук проезжающего рядом поезда метро. моя часть пути строго ему параллельна. от станции "Днепр" и до станции "Черниговская" мы едем рядом.
осторожно, двери закрываются...
в детстве мы ездили от "Крещатика" до "Левобережной", в гости к родственникам. я маленькая совсем была, но отчетливо помню. туда - на метро, обратно - на такси. обратная дорога всегда ожидалась с предвкушением удовольствия. на "Волге", украшенной "шашечками", рассматривая в окно машины с моста черный ночной Днепр и огни подсветки склонов правого берега. тогда, маленькая девочка часто спрашивала у мамы:
-а правда, когда я выросту, у меня будет своя машина?
-будет, - уверенно говорила мама, а таксист обычно в этот момент начинал широко улыбаться и говорил:
-такая маленькая девочка и такие желания. может, тебе лучше хорошего мужа и детей, а не машину? зачем женщине машина?
-нет, дядя, машина, это красиво, это что-то особенное, вы не понимаете, - серьезно отвечала маленькая девочка и рисовала пальчиком понятные только ей узоры на окне.
в детстве с метро было связано намного больше, чем сейчас. длинные, уходящие вниз эскалаторы, свет вырывающегося из туннеля поезда, старые вагоны с мягкими скрипящими сидениями, особый запах, молчаливые люди, покачивающиеся все вместе одинаково в такт движению и надпись на дверях "не прислоняться", из букв которой, чтоб не было скучно, пока едешь, придумывались всевозможные слова. а еще, можно было всматриваться наружу, сложить ладошки так, чтоб свет в вагоне не мешал рассматривать сквозь окно переплетенные жилы проводов по стенам туннеля. вход в метро находился совсем рядом с выходом из двора, машин в семье не было. зимой на тренировки, в гости, гулять - все дороги шли через метро. в школу, правда, на метро ездить было не нужно, остановка на троллейбусе и немного пешком, но это - другая история. позже, был университет. когда стипендии переставало хватать на такси - приходилось ездить в метро. но на тот момент, оно давно потеряло для меня свое очарование. людей становилось все больше, толкучка, неприятные лица и тела рядом. не хотелось, потому "трешка" или "пятерка" на такси - и никаких проблем.
он садится с нею рядом,
он берет ее за плечи
и причудливым узором
засверкает его речь:
слушай, там далеко, далеко..." ©
в метро совершенно невозможно разговаривать. с неблизкими людьми. с некоторыми там разговаривать просто замечательно. когда, для того, чтоб услышали, приходиться прикасаться почти всем телом, и от того, что вагон качает, иногда касаешься губами щеки того, кому говоришь. разговор в метро с близким и родным - это легкий, почти незаметный, но такой ощутимый контакт. разговор прикосновениями. иногда сильно впечатляет и волнует. ну, это тоже из другой сказки.
Мы могли бы служить в разведке,
мы могли бы играть в кино!
Мы как птицы садимся на разные ветки
и засыпаем в метро.©
московское метро. это отдельная тема. и множество воспоминаний.
<<Москва, Москва, забери меня домой!>>©
все о том же. потому - не сегодня, может когда-то в другой раз. Москва у многих ассоциируется с Арбатом, Кремлем, колесом обозрения на ВДНХ, мифическими ценами на недвижимость и, все-таки, с метро. в Москве в метро ездят люди разного достатка. бриллианты и часы там обычно настоящие. в виду того, что город большой, машин много, время дорого, люди спускаются в метро. их там много. очень много. очень-очень. и они там спят. по-настоящему. не дремлют, а именно спят.
Город прилег и задремал.
В вечерней молитве прилег, задремал.
Так ведь холодно-холодно,
холодно-холодно-холодно,
холодно.
Как не задремать?©
вцепившись в сумочку, чтоб она случаем не ушла по тихой воде, они смотрят сны, просыпаясь автоматически за остановку до нужной. если не спят, то читают, смотрят фильмы, работают. такой город. такие привычки. иногда, они цепляются взглядом за попутчиков. но редко надолго.
Я ваш двадцать первый встречный,
я под откос набираю скорость!©
московское метро. часть жизни. в среднем по 3 часа в день люди проводят именно там.
***
Отступление от темы: вы что, до сих пор все это читаете? вообще-то, я совсем о другом хотела написать. просто зацепилась за отдельные слова, песни, настроение и начала вспоминать все подряд. это даже не рассказ, так, монолог получился. я, на самом деле, иногда бываю достаточно многословной. под настроение. могу слушать. а могу говорить. чаще всего ни о чем. то есть, мне-то кажется, что в этом есть определенный смысл, но, наверное, это далеко не всегда так.
***
продолжим. уже недолго, сейчас буду пытаться подытожить))
метро. поезд, состоящий из пяти (в Киеве) вагонов. синенькие старые или новые, разрисованные рекламой. они начинают работать рано-рано и допоздна перевозят людей из одной точки города в другую. следуя четко по графику и расписанию. прячась в туннели и вырываясь на открытое пространство. чуть наклоняясь, они, сбрасывая скорость, пересекают мост Метро. люди, что входят и выходят на остановках разные. очень разные. слишком разные. на несколько минут их объединяет то, что они находятся в одном вагоне. а потом...
осторожно. двери закрываются. следующая станция...
все, как в жизни.ты разделяешь время и пространство с одними людьми, выходишь на нужной станции, а те, кто был рядом, уезжают дальше. и за окошком, с буквами "не прислоняться", всего несколько секунд можно видеть того, кто только-только был рядом. а потом - двери закрылись, поезд уехал и ты почти сразу забываешь о том, что было считанные мгновения назад.
все как в жизни.
Я отпускаю,
я умираю всякий раз, как вижу ветер
к небу листья поднимает,
эй, верни моё!
видишь, мне самому мало!©
пс.
все, я высказалась. не очень внятно и понятно, просто, хотелось поболтать))
пс еще.
да, точно, это было вчера вечер. м.Днепр-м.Черниговская. диск "Високосный год".
Осторожно. Двери закрываются. Следующая станция...
11.12.2007