Решила ещё позаписывать, как мы с Фелькой читаем. На этот раз не за один день, а за две недели: мы уехали на дачу к друзьям и взяли с собой ограниченное количество книг (плюс друзья подкинули ещё несколько). Так что читаем мы одно и то же, вот про это и напишу, пока появился интернет (про то, как прекрасно на даче, я быстро не успею :).
1. Домашняя школа Монтессори. Развитие. (в
Лабиринте,
Озоне,
Read.ru)
Фелька очень интересуется тем, откуда что пришло, как получилось. Суп он ест непременно под рассказы о том, как тётя с дядей выращивали картошку и что с ней происходило до того, как она попала в тарелку... :) Просит рассказать "па дядю, катоий геяй акеи" (про дядю, который сделал качели), футболку и т.д. Так что эта книжечка издательства Карапуз из серии "Домашняя школа Монтессори" пришлась нам очень кстати: она содержит несколько рисованных схем развития (бабочка, человек, лягушка, подсолнух, утка, яблоко), на плотных картонных карточках, которые нужно вырезать и потом раскладывать по порядку, и на бумажных страницах, которые превращаются в маленькие книжки (одна из них на фото).
Карточки мы пока толком не раскладывали - руки ещё не дошли, а книжечки иногда почитываем.
2. Книжечка Чарушина "Кто как живёт". Я про неё уже рассказывала
тут, читаем примерно так же, только Фелька чаще стал листать, не дослушивая.
3. Майкл Бонд.
Медвежонок Паддингтон.
По-прежнему читаем очень часто и целиком. Дома мы ещё много играли в это всё (я даже соорудила нашему игрушечному мишке фетровую шляпу, ну, подобие шляпы, Фелька его пачкал, "купал", ездил с ним на коврике-такси по паркету, сажал в креслице и поил чаем, а заодно уж регулярно лечил), а здесь сосредоточились на тексте. Фелька сейчас настаивает на том, чтобы имена всех персонажей заменять на те, которые он выбирает из близкого круга людей: Фелей попеременно становится то Паддингтон, то Джонатан, мистера и миссис Браун нужно называть при чтении папой и мамой, миссис Бёрд - бабой Леной, Джуди превратилась в Дашу. Часть слов он произносит за персонажей (любит "Ахите! Агите!", например), что-то изображает (например, когда вымытый Паддингтон спускается вниз, Фелька с гордо-довольной мордашкой проходит, вскинув руки).
Эту книжку я тоже подробно показывала
тут.
4. Просто две смешные японские малышовые книжки, которые на днях привёз из командировки Фелькин дедушка. Одна - с открывающимися половинками, другая - книжка-маска (на каждом развороте новая маска). Фелька их время от времени листает сам. Иногда я вместе с ним "читаю" первую - спрашиваю, кто прячется внутри, а он отвечает.
5.
Железная дорога.
Эта книжка попала ко мне недавно довольно случайно. Я сначала обрадовалась (она из очень хорошей серии с окошками, которая уже почти вся везде закончилась), а потом несколько разочаровалась: Фельку она как-то не очень занимала, особенно по сравнению с другими подобными нашими энциклопедиями про врача и про стойку. Но в дорогу (мы ехали на электричке) я её взяла. И таки да, книга заиграла новыми красками :) Теперь мы и вместе её обсуждаем (там тоже то и дело попадаются Феля и папа с мамой), я рассказываю, что делают разные персонажи, придумываю диалоги машиниста с диспетчером и т.д., и сам Фелька её листает. В окошке рядом с машинистом мама уезжает, а папа с сыном с ней прощаются. Но Фель против этого категорически возражает, поэтому мама превратилась у нас в приезжающую :)
Несколько приукрашенная реальность - переводная :)
6. Одна из моих любимых книжек -
Ирина Пивоварова. Жила-была собака (с иллюстрациями Виктора Пивоварова).
Я про неё тоже уже где-то писала и показывала наш любимые стихотворения про лошадку и про сороку. Для поездок она особенно хороша тем, что в ней есть и стихи, и сборник "Паучок и лунный свет", который у нас дома в отдельном красивом и сравнительно тяжёлом издании и который мы давно уже с удовольствием читаем, сейчас уже все рассказы. А стихов раньше читали несколько штук, а сейчас уже тоже все или почти все.
Один из последних, уже на даче освоенных рассказов. Фелька подсказывает стрекозе: "Вот гекаце! У Хеи!"
Конечно, любит про врача Обязательно тыкает по очереди во все называемые предметы (пришлось придумывать, где там бумажная салфетка, а где автобусный билетик...).
Здесь в дупле, конечно, сидят Фелечки. "Вот агинь!" - тыкает в себя.
А здесь он обязательно просит дочитывать и при этом каждый раз бурно возражает против концовки:
Отлично пошло параллельно:
Когда я в первый раз читала Фельке это стихотворение, на словах "Слышишь, мой мальчик", я заглянула ему в глаза и показала, что прислушиваюсь. Ему это очень понравилось, теперь он так делает сам, и я подозреваю, что стихотворение он полюбил как раз из-за этого жеста :) Ещё на словах "провожать и встречать" говорит "папу!" и иногда ещё кого-нибудь из родственников.
Жаль, эта книжка, как и сборник рассказов, совсем уже везде закончилась... Кое-где ещё
другой малышовый сборник Пивоваровой с тем же названием остался, и есть ещё хорошее издание стихов "
Потерялась птица в небе".
7. Андрей Плешаков. От земли до неба. Атлас-определитель.
Эту книжку для школьников я прихватила скорее для себя - смотреть, что за птицы к нам прилетают, но Фелька тоже с удовольствием рассматривает там всяких увиденных лягушек, жуков, бабочек и кузнечиков и просит про них читать :) Там и про растения, и про домашних животных - в общем, всех
В
Лабиринте,
Озоне, Read.ru
8.
Русские народные сказки с иллюстрациями Рачёва. На даче начали читать четвёртую сказку - Кот-воевода.
Как раз пока я это пишу, Фель вопит: "А кот как бохихя и агал! А Хея тоже агахя и абагал куда!" (А кот как бросился и убежал! А Феля тоже испугался и убежал туда!)
Тут тоже время от времени называет кого-нибудь
9. Приволокли с собой наш том Чуковского, потому что Фель стал его слушать долго подряд: на случай дождей и проч. Дождей не так много, но поздними вечерами-ночами мы, спасаясь от комаров и мошек, сидим дома, поэтому все эти книжки почти каждый день читаем. И Чуковского - в обязательном порядке. Там у нас его длинные сказки, стихи и переводы-песенки, читаем практически всё, кроме нескольких стихов, которые Фельке не нравятся. Не целую книгу за раз, обычно долго зависаем на какой-нибудь паре-тройки длинных сказок, а вокруг добираем стихов.
Полюбил "Путаницу". На этой странице возмущается безобразием и всем сообщает, как надо правильно:
Знает много наизусть, вчера я задумалась, выдал: "Тока заика быв паикай":
Здесь у нас мамаки гяи пики (мамочки взяли спички), эй, хееки, агите (эй, фелечки, бегите):
А здесь медведица не может найти медвежат, но "агинь ехьть!" (показывает на себя):
Очень полюбил Крокодила:
Всегда интересуется, где няня, без которой Ваня гуляет по улицам. А тут возражает против того, чтобы папа прятался, а другие спрятавшиеся тоже превращаются в наших родственников:
В общем, утешаюсь чтением о
новаторствах Чуковского в этом самом Крокодиле...
Теперь - про книжки, которые нам друзья привезли почитать. Они все в целом Фельке сложноваты, но в моём сокращённом чтении очень ему понравились, так что читаем их очень много.
10. Борис Заходер.
Серая звёздочкаЭта как раз самая простая из всех, наверное, скоро уже будем полный текст читать. Трогательная история про жабу, которая не знала, что она жаба, потому что любившие её обитатели сада называли её красивыми именами. А вредители решили её погубить, и бабочка навела на неё вредного мальчишку, который кричал "Бей жабу!" (ну, вы догадались, что теперь то и дело вопит Фель). Жаба спаслась, поплакала (сначала она никак не могла успокоиться, потому что её начали успокаивать слишком рано) и утешилась тем, что дело не в названии. В общем, очень милая сказка с познавательными кусочками (про то, чем полезны жабы, и про жизненный цикл бабочки) и очаровательными рисунками.
Тут Фель в основном просто слушает текст, комментирует (йаба пакит - жаба плачет, хииигьняк! - слизняк), тыкает во всё и просит называть (цветы уже все выучил, мы ещё регулярно в саду ходим и их находим, почти все тут есть).
(есть в
Лабиринте,
Озоне)
11. Две книжки Свена Нурдквиста:
История о том, как Финдус потерялся, когда был маленьким и
Петсон идёт в поход.
Почему-то очень заинтересовался этой картинкой, говорит, что "уконик на йехенке" (котёнок на лесенке). А на второй картинке я спрашиваю, куда залез котёнок, а Фелька ищет и пытается обозначить эти места. Историю читаем всю, но в пересказанном виде. Про утешающих Финдуса мюкл Фель говорит, что они рассказывают сказку, как папа и мама :)
Тут тоже дублирует часть слов. Например, Финдус спрашивает, что такое палатка, Фель отвечает: "Это гумик!" (домик)
Эти книжки одновременно получаются книжками для рассматривания: там много интересных деталей, которые всегда можно пообсуждать. Картинки отличные. И текст хороший :)
12. Туве Аппельгрен.
Веста-Линнея и капризная мама.
Ещё одна книжка с отличными иллюстрациями и интересным содержанием, который для Фельки оказался очень неоднозначным.
Сначала он просто объявил Весту-Линнею Фелей и вопил "я хям" за неё и комментировал, что происходит. А потом, далеко не в первое чтение, я всё-таки прочитала ему это:
И Фелька стал усиленно эту информацию переживать. Вечером, когда я ему это сдуру прочитала, он просил перечитывать именно этот кусочек минут сорок, отвлечь чем-то было просто невозможно. При этом я читала, а он хныкал "неть, неть, неть". Я попыталась разобраться, чья мама плохая, он стал говорить, что я плохая, папа плохой, Феля плохой, хнык-хнык, нет, Хея хаохий!
- Мама плохая? Она разве тебя обижает?
- Да!
- А как она тебя обижает?
- От так! - и шлёпает себя по бедру (вот откуда, откуда??)
В общем, сейчас говорит, что я хорошая, а эта мама (на рисунке) плохая. Объяснения, что мама не плохая, она просто расстроилась, что накричала на Весту-Линнею и т.д., кажется, Фельке не очень понятны. Похоже, рано ему это всё было, но что уж теперь. Я тогда попыталась спрятать книжку, но он на следующий день всё равно затребовал "Па маму".
Уфф, на этом, вроде, всё. Пишите, как у вас с книжками и прочими делами, у меня завтра ещё будет интернет :)