Цензура в изобразительном искусстве

Feb 07, 2015 19:01

Дамы и господа, если вас смущает и травмирует вид обнаженного человека, пожалуйста, не читайте дальше! а так же не ходите в музеи и не пользуйтесь сторублевыми купюрами.




А еще вам нельзя ходить по улицам Петербурга, а то вдруг вы окажитесь на набережной Лейтенанта Шмидта.


Изначально я хотел рассказать о забавном случае при строительстве станции метро "Международная" - там, уже полностью готовую мозаику в торце станции, изображающую обнаженного Атланта, в последний момент решили исправить и закрыть причинное место полотенцем :) Пока искал соответствующие фото, обнаружил замечательную статью о случаях исправления неподобающей наготы. Приведу эту статью в сокращении, с небольшими комментариями от себя.

В 2011 году, после реставрации Большого театра в Москве, скульптура Аполлона на квадриге, венчающая фронтон (именно она изображена на сторублевой купюре), предстала в новом виде: срамное место Аполлона реставраторы прикрыли фиговым листком. Лишь на купюре остался Аполлон с голой писькой; на фронтоне - теперь уже с листочком. Коней, по счастью, не тронули.
Непонятно зачем это сделали - с земли рассмотреть подробности категорически невозможно.




хронология массового насаждения листочков в Европе точно известна и документирована. В 1557 году папской буллой фиговые листы были рекомендованы к повсеместному применению. Папой тогда был Павел IV. ... кампания затянулась на века. В XVII веке операцией прикрытия руководил лично папа Иннокентий Х.




Мазаччо. Изгнание из рая. Фреска капеллы Бранкаччи церкви Санта-Мария дель Кармине, Флоренция. 1420-е. До и после реставрации 1980 года.

При папе Пии IV ученик Микеланджело, Даниэле да Вольтерра, «прикрывал неприглядную наготу» персонажей Сикстинской капеллы, за что получил прозвище Braghettone («штанописец»).




(кстати, фрески в капелле производят сильное впечатление - настоящий эффект 3D из 16 века!)

когда «Давид» (тоже Микеланджело) стал музейным экспонатом, знатные дамы падали в обморок, узрев его во всей непристойной красе. Поэтому фирме D. Brucciani & Co. был срочно заказан фиговый лист, который на Давида нацепляли, как только становилось известно о скором визите каких бы то ни было благородных особ. Высота листа - полметра. Держался он на двух стальных крючках. Держался примерно до 1950-х годов. Нынче он экспонируется отдельно от статуи, позади нее. Кстати, аналогичная гипсовая копия «Давида» в ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве обходится без всяких фиговых листков и уверенно демонстрирует, что гениталии красавца-пастушка сегодня способны кого-либо поразить разве что компактностью и деликатностью работы скульптора.




В октябре 2012 года Музей Леопольда в Вене готовился открыть выставку «Обнаженные мужчины», посвященную мужской обнаженной натуре в истории искусства... Как и положено при всякой большой выставке, по всей Вене разместили плакаты-анонсы. На плакатах воспроизводилась фотография Пьера и Жиля Vive la France!, а на фотографии - три красавца-футболиста из национальной сборной Франции (французы как раз недавно завоевали какой-то кубок, и Пьер и Жиль спели гимн Франции, одев голых футболистов в носочки под цвет национального флага).



(с трудом нашел фото без цензуры :) источник - https://williamnavarrete.wordpress.com/2013/11/14/masculin-masculin-musee-dorsay-paris/ , фотка кликабельна :)

Общественность возмутилась, да настолько, что главное на плакатах (нет, не главное по смыслу и замыслу, не носочки) пришлось прикрыть алой лентой. Говорят, жалобы в музей шли нескончаемым потоком.




Кстати, в мае 2007 года я посетил выставку работ Пьера и Жиля в Русском музее! Обошлось безо всяких скандалов и алых лент. Возможно, в те годы депутат Милонов был не столь активен, как сейчас.

Вернусь к изначальной задумке поста - оформлению станции "Международная"
В Петербурге в конце 2012 года открылась станция метро «Международная». Ее открытия жители окрестных районов ждали долго, и от нетерпения даже пробрались на недостроенную станцию: диггеры публиковали фото, когда станция была еще в лесах. Станцию украшает мозаичный атлант, держащий на плечах шар земной, и на фото диггеров это был анатомически цельный атлант.



Мозаика на станции метро «Международная» Санкт-Петербургского метрополитена, до и после открытия станции. Фото: piter.tv (слева), © Игорь Ванин/www.metrowalks.ru (справа)

Первоисточник - Римская копия греческой скульптуры, 2 век до н. э., Национальный археологический музей, Неаполь.




Оригинал, как водится, лучше копии.
Но весь смак в другом - в объяснении банного полотенца, вдруг изменившем свою траекторию:
"Сейчас в торце нижнего зала на глубине около 70 метров мозаичники собирают картину из смальты. Свыше трех миллионов кусочков ее пошло на панно, где изображен Атлант, поднимающийся с колена и подпирающий земной шар плечом.
Сначала художник изобразил Атланта нагим, без общепринятого фигового листка. Руководители метрополитена и Ленметрогипротранса созвали художественный «консилиум», который пришел к выводу: такой натурализм понравится далеко не всем пассажирам. В результате у Атланта появилась набедренная повязка. Сейчас картина уже в стадии завершения."
pda.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10288884@SV_Articles

Интересный момент:
художник, создавший "Атланта", Александр Быстров. Похож!?




он же был автором прекрасных мозаик на станции "Спортивная", без всяких фиговых листков




Так вот, основной вопрос во всей этой истории: "Зачем?" Совершенно не понимаю, кого может травмировать вид голого человека на картине, почему вообще возможна эта травма?

Устроители выставки в Вене объяснили так:
представитель музея Клаус Покорны, сказал весьма интересную вещь: наше общество, сказал он, еще не готово спокойно смотреть на мужскую наготу, потому что мужская нагота, сказал он, у зрителей ассоциируется с насилием. Глядя на член (даже не эрегированный, более того - даже максимально схематично обозначенный член), люди немедленно вспоминают свои сексуальные травмы. Где мужская писька - там боль, ад и ужас. Причем, если верить Покорны, это было верно для обоих полов: и для, так сказать, обладателей, и для получателей. В общем, «Мы как общество еще не готовы смотреть на голых мужиков», - сказал Покорны. То есть изнасиловано все общество, независимо от того, кто в нем насильник, а кто жертва…

Парадоксальное объяснение

мужчина, искусство, метро, идиотизм, музей, Петербург, Италия

Previous post Next post
Up