Плотина Ижорского завода

Apr 01, 2015 20:12

К концу 18 века существующие промышленные и инженерные сооружения Адмиралтейских Ижорских заводов пришли в аварийное состояние и требовали немедленной реконструкции. Для этого был приглашен опытный иностранный управленец, предприниматель и инженер - Чарльз (Карл Карлович) Гаскойн. К тому времени он успешно управлял несколькими крупными заводами - Олонецкими горными заводами, Александровской мануфактурой, Кронштадским заводом и основал город Луганск. Главным архитектором завода Гаскойн назначает своего соотечественника Вильяма (Василия Ивановича) Гесте - случилось это 1 сентября 1803 года. Всего через месяц (умели тогда работать!) "План переустройства" Ижорских заводов был высочайше утвержден императором Александром III.





Пропущу инженерные достоинства реконструкции заводов. Подробнее об архитектуре: благодаря архитектору Гесте был сформирован ансамбль центральной части города Колпино, ансамбль настолько мощный, что до сих пор остается "визитной карточкой" города, несмотря на заброшенность промышленной зоны и естественную миграцию городского центра на ось "Пролетарская-Ремизова".
Ансамбль выполнен в строгом соответствии с принципами классицизма. Планировка строится на двух перпендикулярных осях: заводские цеха, плотина и пруд на оси "север-юг", церковь Святой Троицы, башня заводской конторы и магистраль на Царское Село на оси "восток-запад". Для сброса воды был прорыт полукруглый канал (полукруглый он не для красоты, а в соответствии с рельефом и старым руслом существовавшего здесь ручья).

А теперь современные фотки
Сейчас происходит реконструкция плотин на водоотводных каналах, поэтому уровень Ижорского пруда упал. Старый уровень воды хорошо виден на бетонной набережной.




В 1836 г. со стороны плотины заводы были обнесены высокой чугунной решёткой. Опорными столбами решётки служат бракованные пушечные стволы, одновременно выполнявшие когда-то роль вытяжных труб из цепной кузницы, расположенной у подпорной стены плотины. По-моему гениальное решение: и брак пристроили, и красиво получилось, и функционально!




В 1903 году над электростанцией в центре плотины была открыта мемориальная доска, посвященная 100-летию реконструкции Адмиралтейских Ижорских заводов. В годы войны этот стратегический участок подвергался постоянным обстрелам и бомбардировке, и получил название "перешеек смерти". Напомню, что не смотря на частичную эвакуацию завода (доменные печи невозможно перевезти), производство здесь не останавливалось, жителей не эвакуировали, а линия фронта находилась в непосредственной близости от города (деревня Ям-Ижора была захвачена уже 29 августа 1941 года).







О героическом подвиге обычных рабочих и жителей города можно прочитать здесь
В 1959 году на этом месте открывают памятник ополченцам Ижорского завода (архитектор Шепилевский)




По-моему один из лучших памятников Героям войны (железобетонный брежневский кубизм ужасен).
По праздникам торшеры-светильники зажигаются.
Сейчас горелка закрыта уродливым колпаком. А на самом деле там красивый распылитель в виде шишки. В 90-е годы шишки неоднократно откручивали, вот и придумали колпак.




Текст на стене. Раньше не боялись делать переносы слов.




Если заглянуть за ограду, можно рассмотреть старинные промышленные здания.
Газгольдер (1853)




Между газгольдером и бывшей электростанции виден внутренний пруд




С другой стороны




Сталелитейный цех




Внутренняя улочка




Судя по грузу, здесь делают пластиковые окна
Слева виднеется башенка заводоуправления




Здание заводоуправления в аварийном состоянии







Фото 1866 года




В заключении, пару слов об архитекторе Гесте




Помимо собственно архитектурных построек, проявил себя как инженер-новатор (Поцелуев, Синий, Красный, Зеленый, Большой Конюшенный мосты) и как градостроитель. В 1806-1817 годах был Главным архитектором России (при этом будучи верноподданным Британской короны!). Планировка множества городов запроектирована под его руководством и наблюдением: Днепропетровск (1817), Уфа (1819), Саратов (1812), план восстановления Москвы (1813, как водится, план был отклонен), Черкассы (1813), Нижний Новгород (1824, совместно с Бетанкуром), Красноярск (1828), Омск (1829), Томск (1830). К сожалению, не сохранилось ни одного портрета архитектора. Местонахождение могилы не известно.

Старинные фотографии из книги "История Колпина" - Сизёнов Е.П., Иволга P.C., Ефимова Г.А.

градостроительство, архитектура, Колпинский район, набережная, Петербург

Previous post Next post
Up