К концу 18 века существующие промышленные и инженерные сооружения Адмиралтейских Ижорских заводов пришли в аварийное состояние и требовали немедленной реконструкции. Для этого был приглашен опытный иностранный управленец, предприниматель и инженер - Чарльз (Карл Карлович) Гаскойн. К тому времени он успешно управлял несколькими крупными заводами - Олонецкими горными заводами, Александровской мануфактурой, Кронштадским заводом и основал город Луганск. Главным архитектором завода Гаскойн назначает своего соотечественника Вильяма (Василия Ивановича) Гесте - случилось это 1 сентября 1803 года. Всего через месяц (умели тогда работать!) "План переустройства" Ижорских заводов был высочайше утвержден императором Александром III.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6847/270178611.20/0_13659f_1b849e64_orig.jpg)
Пропущу инженерные достоинства реконструкции заводов. Подробнее об архитектуре: благодаря архитектору Гесте был сформирован ансамбль центральной части города Колпино, ансамбль настолько мощный, что до сих пор остается "визитной карточкой" города, несмотря на заброшенность промышленной зоны и естественную миграцию городского центра на ось "Пролетарская-Ремизова".
Ансамбль выполнен в строгом соответствии с принципами классицизма. Планировка строится на двух перпендикулярных осях: заводские цеха, плотина и пруд на оси "север-юг", церковь Святой Троицы, башня заводской конторы и магистраль на Царское Село на оси "восток-запад". Для сброса воды был прорыт полукруглый канал (полукруглый он не для красоты, а в соответствии с рельефом и старым руслом существовавшего здесь ручья).
А теперь современные фотки
Сейчас происходит реконструкция плотин на водоотводных каналах, поэтому уровень Ижорского пруда упал. Старый уровень воды хорошо виден на бетонной набережной.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4805/270178611.20/0_1365a1_4754804d_orig.jpg)
В 1836 г. со стороны плотины заводы были обнесены высокой чугунной решёткой. Опорными столбами решётки служат бракованные пушечные стволы, одновременно выполнявшие когда-то роль вытяжных труб из цепной кузницы, расположенной у подпорной стены плотины. По-моему гениальное решение: и брак пристроили, и красиво получилось, и функционально!
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15518/270178611.20/0_1365a2_786390b8_orig.jpg)
В 1903 году над электростанцией в центре плотины была открыта мемориальная доска, посвященная 100-летию реконструкции Адмиралтейских Ижорских заводов. В годы войны этот стратегический участок подвергался постоянным обстрелам и бомбардировке, и получил название "перешеек смерти". Напомню, что не смотря на частичную эвакуацию завода (доменные печи невозможно перевезти), производство здесь не останавливалось, жителей не эвакуировали, а линия фронта находилась в непосредственной близости от города (деревня Ям-Ижора была захвачена уже 29 августа 1941 года).
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/1/270178611.20/0_1365a3_e25eed96_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5804/270178611.20/0_1365a4_9d2d934a_orig.jpg)
О героическом подвиге обычных рабочих и жителей города можно прочитать
здесьВ 1959 году на этом месте открывают памятник ополченцам Ижорского завода (архитектор Шепилевский)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16118/270178611.20/0_1365a7_b8ff4ceb_orig.jpg)
По-моему один из лучших памятников Героям войны (железобетонный брежневский кубизм ужасен).
По праздникам торшеры-светильники зажигаются.
Сейчас горелка закрыта уродливым колпаком. А на самом деле там красивый распылитель в виде шишки. В 90-е годы шишки неоднократно откручивали, вот и придумали колпак.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/2814/270178611.20/0_1365ac_248e8754_orig.jpg)
Текст на стене. Раньше не боялись делать переносы слов.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4712/270178611.20/0_1365ad_e3f55e9a_orig.jpg)
Если заглянуть за ограду, можно рассмотреть старинные промышленные здания.
Газгольдер (1853)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15501/270178611.20/0_1365a8_7e968c11_orig.jpg)
Между газгольдером и бывшей электростанции виден внутренний пруд
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/34/270178611.20/0_1365aa_e50f1522_orig.jpg)
С другой стороны
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3603/270178611.20/0_1365ab_352c0a26_orig.jpg)
Сталелитейный цех
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/39/270178611.20/0_1365b0_8d842a3b_orig.jpg)
Внутренняя улочка
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16/270178611.20/0_1365ae_cd2776ab_orig.jpg)
Судя по грузу, здесь делают пластиковые окна
Слева виднеется башенка заводоуправления
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6732/270178611.20/0_1365af_9bf1e2d3_orig.jpg)
Здание заводоуправления в аварийном состоянии
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4404/270178611.20/0_1365b1_2f9ade6b_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4706/270178611.20/0_1365b3_4d7accae_orig.jpg)
Фото 1866 года
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3412/270178611.20/0_1365b4_dcfc7dc8_orig.jpg)
В заключении, пару слов об архитекторе Гесте
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5811/270178611.20/0_1365b2_d36b8d3e_L.jpg)
Помимо собственно архитектурных построек, проявил себя как инженер-новатор (Поцелуев, Синий, Красный, Зеленый, Большой Конюшенный мосты) и как градостроитель. В 1806-1817 годах был Главным архитектором России (при этом будучи верноподданным Британской короны!). Планировка множества городов запроектирована под его руководством и наблюдением: Днепропетровск (1817), Уфа (1819), Саратов (1812), план восстановления Москвы (1813, как водится, план был отклонен), Черкассы (1813), Нижний Новгород (1824, совместно с Бетанкуром), Красноярск (1828), Омск (1829), Томск (1830). К сожалению, не сохранилось ни одного портрета архитектора. Местонахождение могилы не известно.
Старинные фотографии из книги "История Колпина" - Сизёнов Е.П., Иволга P.C., Ефимова Г.А.